Как России сохранить Крым после Путина
Как оставить Крым в новой России и как добиться его признания в составе нашей страны Западом и Украиной
-
- Иллюстрация: Corbis/All Over Press
Через какое-то время власть в России сменится: произойдет ли это сверху или снизу, в любом случае новому правительству придется «раскручивать гайки» и передоговариваться с Западом. Неизбежно снова встанет вопрос Крыма, возвращение которого и сейчас-то даже номинальные союзники Москвы не спешат признавать. Решать его придется новой российской дипломатии.
Задача стоит именно так: как сохранить Крым в новой России и как добиться его признания в составе нашей страны Западом и, главное, Украиной.
Важно понимать, что варианта отдать его обратно нет. Новые власти, неважно, аппаратные ли это будут либералы в новом обличье или уличная демократическая оппозиция, и без того снова попадут в замкнутый круг: нужные меры — болезненные последствия — падение рейтинга — спрос на сильную руку. Как в девяностые.
А после популистской экономической политики нулевых-десятых и при до сих пор не завершенных структурных реформах это будет просто неизбежно.
В таких условиях «сдача» Крыма будет однозначно воспринята как предательство и использована как мощный аргумент антидемократическими силами.
Новая внешняя политика, дипломатия сильной и одновременно свободной России должна исходить именно из этого, садясь за стол переговоров.
Первым делом следует изучить предложенную Сербии и Косово Брюсселем долгосрочную схему, по которой все межграничные споры должны быть решены за счет вхождения в Шенген.
Вступление России в Европейский союз в ближайшей исторической перспективе откровенно утопично, но идея более-менее одновременного входа Москвы и Киева в единое безвизовое пространство найдет отклик у простых граждан обеих стран и снимет напряженность на крымско-украинской границе.
Надо понимать при этом, что вступление в Шенген — в брюссельских кулуарах давно об этом говорят — потребует от России полного или частичного закрытия северокавказских и среднеазиатских границ. Под визы или хотя бы заграничные паспорта.
Одновременно это, естественно, означает демонстративный роспуск региональных интеграционных группировок — Таможенного союза и ОДКБ — как неактуальных.
Вместо ОДКБ Россия сможет выбрать систему коллективной безопасности НАТО. При всей кажущейся фантастичности этого плана, именно он и, пожалуй, только он может закрепить за Россией Крым. Западным партнерам следует дать понять, что речь идет об историческом выборе, и, возможно, даже преувеличить масштаб внутреннего сопротивления, которое жаждет компенсации за него.
К Североатлантическому альянсу опять же Россия и Украина должны присоединяться одновременно. В публичной плоскости это может преподноситься как европейский выбор восточных славян и окончательное воссоединение Европы.
Если же в ходе переговоров американские и западноевропейские партнеры упорно не будут хотеть разменивать просто так признание Крыма на вступление России в НАТО и будут требовать добавить что-то еще, в качестве козыря можно держать Южную Осетию и Абхазию, отозвать признание которых, кстати, в отличие от Крыма, в принципе можно (но не следует это предлагать сразу). Это также можно «продать» как сильную уступку и жест доброй воли.
В общей сложности такие переговоры могут занять три-пять лет. Но, если все будет сделано правильно, в конце Россия окажется в одной таможенной зоне со всей остальной Европой и Украиной, в мощном военном блоке, без территориальных споров с соседями — и при этом с Крымом.
Автор — шеф-редактор сайта телеканала «Дождь».

А сразу после этого начать марш-бросок на Киев, устроить там референдум за неделю другую. А что, Западу будет делать, когда одна страна НАТО решит объединиться с другой? А ничего, умоется собственными со-ми.
Кстати, возвращаясь к началу. Власть в России не сменится. Путин будет жить еще долго и долго. А когда захочет - передаст власть по договору новому и молодому правителью и все пойдет по кругу. А вот если действительно, власть в РФ сменится каким-то другим способом и это автор имел ввиду, то его пора привлечь по статье "пропаганда экстремизма"
Эту реплику поддерживают: