Валерий Зеленский: Ирония художников по поводу космоса освежает восприятие мира
Выставка приурочена сразу к двум датам: Дню космонавтики и столетию летчика-испытателя, инструктора первой шестерки космонавтов Марка Галлая. Внутри небольшого пространства Московского музея современного искусства уместилось пятьдесят девять работ сорока российских и украинских художников. Более половины произведений были созданы специально для выставки.
Леонид Тишков пять дней безвылазно сидел в помещении музея и конструировал из макарон космические станции. Дамир Муратов и Владимир Трямкин сделали свои работы из мусора: так появились лоскутное полотно «Мишки на Марсе» и Луна из дна жестяной бочки. Украинский художник Сергей Базилев написал картину «Гагарин в Крыму», но в свете последних событий к выставке решил переименовать свою работу в «Гагарин на пляже». Юрий Аввакумов создал свое произведение в 2011 году — проект памятника Константину Циолковскому, выполненный в форме одной из его слуховых труб. Кенотаф представляет собой акустическую воронку, вознесенную над амфитеатром, внутри которого звучит космическая музыка терменвокса. Заметно отличается от остальных работ, иронизирующих на тему космоса, картина Виталия Пушницкого «Ожидание». Художник пишет пояснение к своей работе: «С некоторого момента жизни все становится ожиданием. Осознаешь, что это бесконечный полет». Своими впечатлениями о работе «Ожидание» делится Елена Привалова: «Перед ней невольно замираешь и начинаешь чувствовать беспокойство. Чтобы избавиться от тревоги, хочется эту картину подробно рассмотреть и понять ее. То ли ты смотришь на картину, то ли она на тебя».
Кураторы выставки специально собрали вместе произведения, написанные именно в XXI веке, чтобы продемонстрировать, как тема космоса переосмыслена в современном искусстве. Формат тематической выставки, в экспозиции которой собраны работы десятков художников, сегодня большая редкость. «Современным критикам не нравится, когда все работы посвящены одной теме, да еще и сделаны к дате, — объясняет куратор Дмитрий Буткевич. — Но, во-первых, почему бы и нет; а во-вторых, когда еще делать выставку о космосе, если не в официальный праздник? Ведь сегодня мы про небо и космос вспоминаем всего в двух случаях: если кто-то, не дай Бог, упадет — или 12 апреля».