Анна Красильщик /

Учиться за границей. Истории российских студентов в Европе. Часть 3

В третьем выпуске серии о своей жизни рассказывают Даша Назарова, поступившая в университет в Финляндии, а потом уехавшая на стажировку в Нидерланды, ученик швейцарской школы Арсений Синёв и Николай Антонов, который учится звукорежиссуре в Любляне

+T -
Поделиться:

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Арсений Синев (справа)

Арсений Синёв, 17 лет

Монтрё, Лейзан

СКак так получилось, что вы уехали?

В какой-то момент родители сказали, что хотят, чтобы я учился в Швейцарии. Мы с папой съездили на несколько выставок, где были представлены несколько школ. Посмотрели, выбрали, съездили туда на пару дней, подали заявление, пообщались с директором, и я уехал.

СЧто за выставки?

Они проходили в какой-то гостинице на Киевской. Там было представлено какое-то количество заграничных школ и университетов.

ССколько вам лет тогда было?

14. Я учился в частной школе «Виктория» на Красной Пресне.

СИ каково это — уехать в 14 лет одному?

Честно говоря, жутко. Слава Богу, я прилетел с еще одной девочкой из Москвы, мы сразу познакомились и начали общаться. От Женевы до Монтрё ехать на машине недолго — показали комнату, отнес туда чемодан. Пошел вниз, познакомился с другими людьми. Потом был ужин, на котором познакомили со всеми, кто уже приехал. Это было воскресенье, а в понедельник уже начались уроки. Первые пару недель было неприятно — нужно было адаптироваться.

СКаким вам все это показалось по сравнению с Москвой?

Это была boarding school с обучением на английском. Все предметы совершенно другие и система образования другая. Я был шокирован системой обучения: все казалось очень простым. Не то чтобы я перестал учиться совсем, но мне не нужно было ничего делать для того, чтобы иметь хорошие оценки.

СТо есть в московской школе учили лучше?

Не лучше, а совсем по-другому. Тут упрощают материал и дают его не на таком глубоком уровне. Здесь предметы делаются за один год, а в Москве все изучали одновременно. По отдельности гораздо легче.

СКакая там была жизнь помимо учебы?

Учеба заканчивалась в три. Потом начинался какой-то спорт: допустим, в понедельник мы могли играть в волейбол, во вторник — в футбол. Я все время находился в школе, никуда не выезжал, и мне этого было достаточно. После уроков могли показать какой-нибудь фильм, в выходные школа организовывала поездки в другие города. Можно было записаться и поехать с друзьями.

СС кем вы общались? 

В школе было очень много русских и несколько американцев, с которыми я жил. Вообще, во всех швейцарских частных школах очень много русских — в основном дети из богатых семей. Людей из Москвы не так много, приезжают из Челябинска, из Ижевска. У них совсем другой менталитет, они привыкли, что родители дают им огромные карманные деньги. Первое число каждого месяца было для них праздником, потому что падали деньги на карточку. Они покупали все что хотели, и родители их абсолютно не контролировали. У меня даже сложилось впечатление, что родители их отправляют за границу не для того, чтобы дать хорошее образование, а чтобы избавиться от них, не воспитывать и снять с себя ответственность. 

СА помимо этих детей с мещанскими манерами? 

Много детей из арабских стран — тоже с огромными деньгами. Вообще, почти все общаются по странам. Испаноязычные между собой, русские между собой. Если есть единственный представитель своей страны, например Нидерландов, ему приходится общаться с кем-то еще. 

СБедные Нидерланды… 

Но европейцы и так общаются с другими людьми. И американцы общаются. Не общаются русские, арабы и испаноязычные. 

ССколько вы проучились в Монтрё и почему перевелись оттуда в Лейзан?

Сначала мне очень нравилось, а потом я разочаровался. Не хватало дисциплины, люди творили что хотели, а потом образование отставало — с их дипломом у меня не было бы возможности поступить в хороший университет.

СА что творили?

В школе было разрешено курить с 16 лет, что, с моей точки зрения, полная ахинея — потому что в стране официально разрешено курить с 18 лет. А потом там никого не интересовала учеба, они пропускали и ничего не делали. Было несколько вариантов: школа в Лейзане, где я сейчас учусь, и британская школа тоже недалеко от Монтрё. Родители решили, что тут образование лучше, да и директор им больше понравился. В Лейзане мне наконец начали преподавать то, что я не знал до приезда в Швейцарию. Начались новые темы по математике, приличная литература, где мы начали читать книжки и их анализировать.

СИ какие книжки вы читали?

В первый год «Отелло» Шекспира, «Повелителя мух» Голдинга — достаточно неплохой выбор книг. 

СДве книги за год? 

Нет, еще была книга про конфликты внутри семьи, которую написала женщина, работавшая в нашей школе. И еще одна книга человека, который выжил в Аушвице. Еще читали рассказы и стихи. 

ССколько вам еще учиться?

Ровно месяц.

СА что будет потом?

Поступлю и буду учиться в Женевском университете.

СА факультет какой?

Биохимия.

СВы часто в Москву приезжаете?

В основном на каникулы. У нас есть три недели на Рождество, две недели на Пасху и время с начала июня до конца августа. К Швейцарии привыкаешь, и то, что раньше казалось нормальным, начинает казаться странным. Например, что зимой на улицах грязно, что другой менталитет, что люди ведут себя по-другому.

СА там как себя ведут?

Лейзан — совсем маленький город, который многим может показаться деревней. Тут все очень дружелюбные, здороваются на улице, улыбаются. 

СКак вы себе представляете дальнейшую жизнь?

Мне надо будет проучиться три года, чтобы получить бакалавра. Потом я пойду в магистратуру или буду работать.

СА жить вам где хочется?

Честно говоря, я не думал об этом. Здесь меня все абсолютно устраивает, поэтому я не прочь остаться здесь.

Институт Монте Роза — частная англо-американская школа в Монтрё для детей от 6 до 16 лет. Основана в 1874 году. Сначала это была женская школа, после Второй мировой войны обучение стало совместным. В школе учатся 70 человек, для детей 16–18 лет построен пансион.

Leysin American School — совместная частная международная школа для детей от 12 до 19 лет, основанная в 1960 году. Программа международного бакалавриата (International Baccalaureate) позволяет закончить школу с дипломом, который принимают большинство университетов мира. Из 380 учеников 370 живут в пансионе при школе.

 

Даша Назарова

Арсений Синев
 

Николай Антонов

 
 

Мария Гусарова

Петр Зоммер

Нина Горланова

 
 

Апполинария Броше

Вера Трофимова

Матвей Осколков-Ценципер

 

Назад Читать дальше

Перейти к третьей странице
Комментировать Всего 1 комментарий
У меня даже сложилось впечатление, что родители их отправляют за границу не для того, чтобы дать хорошее образование, а чтобы избавиться от них, не воспитывать и снять с себя ответственность.

Браво, Арсений!  Все правильно понял. Только как же, тебя, бедолагу, занесло на эти галеры (школа Монте Роса) ?  Ну и Leysin далеко не ушел, это действительно деревня, даже по швейцарским масштабам. Забытый богом уголок. До Лозанны - далеко, до Женевы - тоже. До Цюриха - вечность.

Меня всегда искренне удивляло, как родители могут настолько не любить своих детей, чтобы отправлять их в подобные места. Понятно, что раньше Швейцария специализировалась своими "монастырскими" школами, для воспитания жён принцев, президентов, магнатов. Но теперь?!

Сколько раз наблюдала в Монтрё - русские "ученики" на lamborghini/ferrari перекрывали дорогу, переговаривались (громко!) матом, игнорируя окружающих. И что из таких пансионных мальчиков-девочек вырастет? А каково нормальным детям находиться с ними в одной компании ?

Любопытно, что Арсений будет изучать химию в Женеве, а не в Лозанском политехе, который считается одной из лучших тех.школ в мире.