«Мои родители были частью популярного шведского движения Grönavågen («зеленая волна»), — говорит Ханна. — Молодые люди идеализировали простую жизнь в единстве с природой. Они уезжали жить в деревню и выращивали все сами, как в старые времена. Мы, их дети, так или иначе впитали эту любовь к природе, хотя и живем в городе».

На мысль открыть магазин Ханну натолкнула ее семейная история. В 1975 году ее мать Анита приехала в гости к своей тетке Ирье в Хельсинки. Ирья жила одна в маленькой квартире и как раз собиралась выбросить кактус, который занимал много места и никогда не цвел. Аните она рассказала, что кактус — подарок возлюбленного из далеких 1930-х годов. Анита забрала цветок себе, и, переехав в домик к Аните и ее бойфренду Матсу, кактус неожиданно зацвел и дал множество отростков. А когда Ирья через 20 лет умерла, Анита наконец увидела портрет молодого человека, что подарил кактус, — оказалось, тетка всегда носила его фотографию в медальоне на шее.

Воодушевившись необычными приключениями кактуса, Ханна вместе со своей коллегой Софией Эстерхус стала собирать истории домашних растений. Люди ценят вещи с историей, говорит Ханна, почему бы и растения не наделить прошлым? Как у любого человека.

Сначала это была художественная акция. Потом Ханна и София стали устраивать выездные распродажи в Германии и Дании, а год назад доехали до Японии. Японцы поначалу были в полной растерянности. По наблюдениям Ханны, они держат растения на балконе и им трудно понять, какая у них может быть история. «Но в конце концов они оказались самыми ответственными покупателями. Присылают фотографии растений, рассказывают, как цветок себя чувствует, называя его при этом «он» или «она»».

В магазине Ханны люди редко выбирают растения по внешнему виду. Мало кого может поразить вид худосочного отростка в пластиковом стаканчике — а именно так чаще всего и выглядят подопечные Vintage Plant. Исключением стал цветок, привезенный из Японии. «Он был похож на ананас в парике, и им интересовались почти все покупатели». Что до обычных фикусов и кактусов, то они чаще привлекают покупателей своими смешными или романтическими биографиями.

Большинство растений попадают в магазин, потому что хозяева больше не могут за ними ухаживать, но и выбрасывать жалеют. «Мой отец подарил мне это растение, когда мне исполнилось 10 лет. Это был отросток от большого дерева. Отец получил его от своего друга, уехавшего работать врачом в Пакистан, и ухаживал за ним 20 лет. Оно росло очень хорошо, и отец дарил его побеги всем членам семьи. А сейчас оно выглядит грустным и нуждается в лучшем уходе».