Министерство изменило государственную программу развития сельского хозяйства после дискуссий с отраслевыми союзами и экспертами, рассказал Федоров на прошедшем совещании у премьера Дмитрия Медведева. Большую часть средств (252 миллиарда) Минсельхоз предложил направить на развитие животноводства, существенную часть (178 миллиардов) — на растениеводство.

Действующий вариант госпрограммы по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусматривает выделение примерно 200 миллиардов в год. В случае, если правительство согласится на увеличение бюджета программы, то ежегодно на отрасль станут выделять дополнительные 106 миллиардов. Таким образом сумма госпрограммы вырастет в полтора раза.

Дмитрий Медведев на совещании пообещал, что правительство обязательно поддержит аграриев. В Минсельхозе, как пишет газета «Ведомости», расценили его слова как обещание выделить деньги. В то же время в Минфине на правах анонимности рассказали, что министерство сельского хозяйство озвучило свои пожелания без согласования с финансовым ведомством. В Минфине назвали запросы аграриев «невозможными».

Президент России Владимир Путин ввел с 7 августа 2014 года продуктовое эмбарго, запрещающее поставки продуктов из стран Евросоюза, Норвегии, США, Австралии и Канады в течение одного года. В список запрещенных к ввозу продуктов, в частности, попали мясо, рыба, молоко, фрукты и овощи.

Сергей Балаев, генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств:

За последние годы сельское хозяйство в России было полностью забыто. Людям нужны стартовые капиталы, нужно покупать технику, животных, хранилища. Последних нам особенно не хватает: наступает осень, собираем полно урожая, продаем, что продали, а что осталось — пропадает. А можно было бы сложить все в хранилища и в морозы мы бы покупали не польские яблоки, а наши.

Наше сельское хозяйство остро нуждается в инвестициях. И дело не только в них. Государство должно помогать сельскому хозяйству, как это и делается во всем мире. Хватит ли на это 636 млрд рублей, сказать никто не может, даже министерство. Когда начнут выдавать кредиты, тогда и всплывет сразу, сколько денег необходимо каждой отрасли. И делать это надо очень срочно. Остается надеяться, что задумка Минсельхоза — не пустая говорильня, и что подписав новые политические договоры, про нас опять не забудут.

Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия:

Когда болезнь у человека прогрессирует годами, ее нельзя вылечить одной таблеткой. Так же и в сельском хозяйстве: система прогнила в 90-е годы и ее надо постепенно восстанавливать.

Будет ли эффективно использован столь большой бюджет? Намерения благие, но проблемы возникают на уровне исполнителя. Эффективность федеральной поддержки полностью зависит от местных органов управления агропромышленным комплексом. Можно все хорошо и грамотно просчитать, но если осваиванием средств займутся неквалифицированные кадры, от этого не будет никакого толку. К сожалению, на местах очень много чиновников-«временщиков», которые приходят от выборов до выборов, а после них хоть трава не расти.

Один откровенно пытается что-то для себя урвать, другой вроде как воровать не собирается, но компетенции не хватает, в команде не работает. Поэтому крайне необходимо обновление кадров. В отдельных регионах это успешно происходит, там ситуация улучшается, выделенных средств хватает, даже уменьшается влияние транснациональных корпораций, доходы оседают в регионах. Есть положительные примеры: Татарстан, Калужская область и много других. А есть иные примеры, когда региону выделяют один огромный бюджет за другим, а у него все безрезультатно исчезает.

В России доля от сельхозпродукции в ВВП больше, чем доля государственной поддержки на сельское хозяйство. Парадокс: получается сельское хозяйство донор и дотирует другие сферы экономики. Только Россия умудрилась довести ситуации до подобного, во всем мире все наоборот.

Руководство страны сегодня мыслит очень глобально, забывая о малых и локальных хозяйствах. Это ведет к тому, что сегодня строятся огромные комплексы, а до мелких фермеров деньги почти не доходят, только крошки с барского стола. У нас стремительно пустеют сельские территории и поэтому у каждого крупного холдинга сегодня основная проблема это кадры, качественные специалисты. Разорение сельских домохозяйств
приводит только к тому, что работать теперь вообще некому.

Надо не накачивать бюджет, а вносить изменения в госпрограмму, ввести например хотя бы ключевой показатель эффективности. Если количество домохозяйств не растет, значит в регионе с сельским хозяйством хреново, сколько бы ни увеличивали надои с одной коровы. Если 636 миллиарда пойдут в обход мелких крестьянских хозяйств, смысла в них не будет. Без крестьянских домохозяйств сельского хозяйства не будет.

По данным Россельхозбанка два года назад восемь из 10 мегамиллиардных проектов банкротились после окончания инвестиционных стадий, они не выходят на окупаемость: освоили деньги и все.