Платный въезд в Москве введут после изучения опыта иностранных городов, например, Лондона, Стокгольма или Копенгагена, в которых действует такая система. Столичным властям интересны причины введения платы в этих городах, социально-экономические результаты и использованные технологии, говорят собеседники издания, близкие к департаменту транспорта.

К концу 2014 года транспортный департамент столицы планирует проанализировать варианты платного въезда и возможные сценарии поведения водителей, а также подготовить детальную концепцию. На основе полученных данных ведомство собирается подготовить дорожную карту организации платного въезда.

После пилотного проекта в «Москва-Сити» департамент собирается подготовить необходимые нормативные акты, в частности, о системе оплаты въезда и штрафах за нелегальный проезд. Если окажется, что введение платы улучшило трафик в городе, то плату в других районах начнут брать с 2016 года. Предполагается, что платным станет въезд в центр Москвы, на Третье транспортное кольцо и МКАД.

Константин Трофименко, ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортной политики НИУ ВШЭ:

Разговоры о введение платного въезда в центр Москвы преждевременны. На отдельной территории, например, в «Москва-Сити» это можно организовать. Там земля находится под управлением отдельной организации, и они могут это сделать.

Вводить платный въезд в центр можно только после того, как будет построен третий пересадочный контур метро, который разгрузит существующие ветки подземки, как будут сданы все перехватывающие парковки и автомобильные хорды в периферийной части города. Если планы Москвы будут реализовываться согласно запланированным срокам, то все необходимые элементы транспортной системы будут построены в ближайшие пять лет.

Когда все это начнет функционировать, транспортные потоки сами собой перераспределяться. Чтобы подтолкнуть это перераспределение в верное направление, можно будет ввести платный въезд в центр города. Самая очевидная граница платного въезда — Садовое кольцо. На пересечениях автомагистралей с Садовым кольцом стоят камеры, которые сейчас рассылают автомобилистам «письма счастья», эти же камеры можно будет запрограммировать на фиксацию всех въезжающих автомобилей. Похожая система работает в Лондоне, где тоже, как и в Москве много дорог ведет в центр.

Тему платного въезда в центр Москвы подняли в конце августа 2014 года на конференции Международного экспертного совета по транспортным вопросам. Выступивший на ней генсек Международного союза общественного транспорта Алан Флауш предложил московским властям вслед за введением платных парковок организовать плату за въезд в определенные городские зоны. Мэр Москвы Сергей Собянин в ответ сообщил, что вопрос нужно проработать, а глава департамента транспорта Максим Ликсутов не исключил, что правительство введет плату за въезд.

Введение платных парковок в Москве в ноябре 2012 года, как показало исследование «Яндекса», за полтора года снизило транспортную загруженность центра столицы. После расширения платной зоны к февралю 2014-го время проезда по столичным улицам сократилось на шесть процентов, а внутри Садового кольца — на 18 процентов. В других районах, где плату за парковку не берут, загруженность упала лишь на три процента.

О введении платы за въезд в отдельные районы Москвы столичные власти говорят не первый год. В последний раз департамент транспорта предлагал брать деньги за въезд в центр города в 2010 году. Тогда в ведомстве объяснили необходимость введения платы нуждами общественного транспорта и повышением скорости движения. Однако до реализации проекта тогда не дошло.

Плату за въезд в отдельные районы городов могут ввести и другие российские мегаполисы. Министерство транспорта разработало законопроект, который предлагает наделить власти регионов правом самостоятельно назначать плату за въезд в различные районы. Сейчас предложение Минтранса находится на публичном обсуждении.