Страх России перед вступлением Украины в НАТО не связан с военной угрозой: ни Россия, ни НАТО сегодня не располагают достаточными силами для военного вторжения, то есть вопрос об агрессивности НАТО не стоит в принципе. Под ударом не Россия, а кремлевская система мировоззрения. Это мировоззрение заключается в том, что у нас в стране есть русский народ с тяжелой исторической судьбой. И если народу дать свободу, то рано или поздно это закончится хаосом и кошмарными девяностыми. Поэтому добрые правильные люди в Кремле будут осуществлять управляемую демократию, руководить этой страной в ручном режиме.

И тут вдруг какая-то страна, чей народ имеет абсолютно такую же историю, говорит: «Ну да, у вас, россиян, есть такая проблема, а у нас ее нет. Мы созрели, мы соответствуем всем критериям демократии. Уважаемые господа из Североантлантического альянса, посмотрите на нас хороших и решите, мы годимся стать членами НАТО или нет». Именно эта ситуация и выводит из себя людей в Кремле.

Альянс уже много лет назад сказал, что будет последовательно проводить политику открытых дверей и будет принимать в НАТО только тех, кто созрел для этого: существует разработанный в 1993 году огромный том с перечнем условий и критериев, которым должна соответствовать страна, вступающая в Альянс. И процентов девяносто этих условий посвящено отнюдь не военным критериям, а общедемократическим: главенство закона, демократические выборы и так далее.

После саммита НАТО в 2008 году у Грузии и Украины была возможность получить индивидуальную дорожную карту для вступления в НАТО, но все сорвалось благодаря усилиям российской дипломатии. Кремль развернул очень активную работу, чтобы не допустить этого ни при каких условиях, никогда: были приняты решения о полной паспортизации российскими паспортами жителей Абхазии, о признании прав собственности в Абхазии и Южной Осетии и так далее. Все это в конце концов и спровоцировало войну в Грузии.

Среди прочих условий, которые НАТО выдвигает желающим стать членами Альянса, есть четко сформулированный пункт: в НАТО не может вступить государство, которое имеет территориальные конфликты с кем бы то ни было. Существование Южной Осетии, Абхазии, Крыма, а теперь еще и Донецка с Луганском гарантирует, что ни Украина, ни Грузия не вступят в НАТО.