Катерина Мурашова /

Второе поколение виртуальной реальности

Дети, родившиеся в эпоху гаджетов, осваивают виртуальный мир быстрее взрослых и знают его лучше, чем реальность. Хорошо это или плохо? И как это повлияет на будущее?

Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
+T -
Поделиться:

Ребята вошли дружно, кучкой — мама, папа, дочка с красными бантиками. Девочке на вид года три, поэтому я сразу обратилась к ней:

— Как тебя зовут?

— Света, — сразу же чисто ответила девочка и улыбнулась.

— Это неправда, — с такой же, как у дочери, улыбкой возразила мама. — Ее зовут Ирина.

Я несколько обалдело зачеркнула в своем журнале «Света» и поверх вписала — «Ирина».

Больше ни на один из моих вопросов («Сколько тебе лет?», «Ходишь ли ты в садик?» и т. д.) девочка не ответила. В конце концов явно разнервничалась и начала как-то странно размахивать руками и тереть ими лицо.

— Да она вообще не говорит, — сообщил наконец отец.

— Как вообще? — удивилась я. — А что я только что слышала? Кто это — Света?

— Так мою младшую сестру зовут, — объяснила мать. — Ее тетю. Она «Светами» не только себя называет. Но ведь то, что она не разговаривает, это не к вам?

— Ко мне, ко мне, — уверила я. — Но если вы думаете, что не ко мне, то с чем же вы пришли?

— А мы у невролога были. Ира, бывает, кричит много, если что не по ее… и руками лицо трет — вон, видите? Нам невролог уколы прописал и сказал: сходите на всякий случай к психологу. Вот мы и пришли.

— Хорошо. Расскажите об Ире и вашей жизни подробней. Что она все-таки может сказать? Что понимает? Как доносит до вас то, чего хочет? Какая она по характеру? Как она играет? Что любит делать? Как ведет себя на площадке, с детьми? Как вы с ней играете?

— Играет? Да она не играет почти. Машинку катает, мячик. Куклы… она им руки-ноги отрывает, мы уж и покупать перестали. Конструктор купили и еще знаете такое… бусики собирать, вот почти как у вас (кивок на четки, которые лежат у меня на столе).

Ира тем временем носила из предбанника машины, кубики и прочие игрушки и ставила их на ковер. К матери и отцу не обращалась ни взглядом, ни словами. Нарушение коммуникации? Но она же мне улыбалась вначале и контакт глазами устанавливала!

— Давай башню построим, — предложила я, указывая на кубики. Девочка смотрела явно непонимающе. — Ну, башню, один кубик на другой. Вот так. — Я показала. Ира смотрела внимательно. — А теперь ее разрушим — бух! Башня упала. А мы ее снова построим. Помогай мне. Давай вон тот кубик, который откатился. Ставь его вот сюда… Ну ладно, давай мне. Бух! Давай снова…

Минуты через три Ира уверенно строила башню из пяти кубиков и с удовольствием ее рушила.

— Все, Ирочка! Мне теперь надо с мамой-папой поговорить, — сказала я, вспомнив о родителях. Подняла глаза и увидела, что оба родителя смотрят на происходящее на ковре с крайней дружелюбной заинтересованностью. И с удивлением.

— Ребята, — медленно осознавая происходящее, начала я. — Вы же не хотите мне сказать, что вы никогда не строили со своим ребенком башню из кубиков?!

Мать и отец переглянулись, взглядами спрашивая друг друга. Потом синхронно отрицательно покачали головами.

Ира приносила мне разные игрушки и искательно заглядывала в глаза. Я громко описывала их ей, показывала, что они делают. Параллельно пыталась соображать. В конце концов решила все же сконцентрироваться на родителях. Ведь они явно просто никак не занимаются ребенком, поэтому ребенок и отстает в развитии. Надо их немедленно просветить.

— Ирочка, все! — твердо сказала я.

Ира явно меня поняла, понурившись, отошла в сторону и через несколько секунд снова стала размахивать руками и тереть лицо.

Я, размахивая руками почти с Ириной амплитудой, начала объяснять родителям про стереотипии, про недогруженные мозги, про педагогическую запущенность и про то, что им нужно немедленно начать делать с ребенком. Папа с мамой слушали про ролевые игры, раскрыв рот. Явно в первый раз.

— Вы с ней много разговариваете? — спросила я мать.

— Да, разговариваю, конечно! Когда надо кушать, говорю: иди кушать, вот я тебе творожок дала. Она у нас сама кушает и на горшок давно сама ходит. Когда гулять идти, тоже, конечно, говорю. Книжки вот я пробовала ей читать, но она слушать не хочет, закрывает их…

— Ну а вообще разговаривать? О погоде, природе, видах на урожай? — Явное непонимание во взгляде. — Просто рассказывать, объяснять мир…

— Нет! — твердо сказал папа. — Это — нет. А нужно? Мы кажется, мы не умеем. Да я и не помню, чтобы мне родители объясняли.

Я разразилась еще одним просветительским монологом, а Ира тем временем нашла и утянула мой айпад.

— Нельзя! Нельзя! Чужое! Положи! — заполошно, тоном собачьей команды крикнул папа.

Девочка послушно, но явно разочарованно положила гаджет на стол. Я заметила, что он уже включен.

— Ира умеет пользоваться айпадом? — спросила я.

— Да, конечно, — кивнули родители. — Она выбирает иконки, ищет там, что ей надо, играет. В машинки любит. В овощи. Если там в одном месте надо слово ввести, приносит нам, показывает, говорит: мама, не та биби. Я ей меняю, ввожу, что она хочет.

 

***

Родители Иры выросли в перестройку. Их собственные родители потеряли работу на остановившихся заводах и стали челноками и ларечниками, чтобы прокормить семью. Они, бывшие токари, фрезеровщики и контролеры ОТК, не преуспели финансово и не сумели украсть часть госсобственности, как их более ловкие современники, но детей, на общение с которыми у них катастрофически не хватало ни времени, ни сил, все-таки вырастили и выучили. Они очень старались, чтобы у их детей «все было», пытались слышать если не их духовный мир, то хотя бы их материальные потребности. Довольно быстро потребности плотно сконцентрировались вокруг гаджетов и компьютеров. Они старались успеть за ловкими и креативными производителями, старались, чтобы «не хуже других», вместе с со своими детьми ловились на все ловушки постепенно заполонившей все рекламы (у них совсем не было к ней иммунитета, ибо сами они выросли в мире без рекламы). Тем временем их дети закончили школы, училища, техникумы, кто-то даже выучился в институтах. Они сами стали работать, зарабатывать, создавать семьи.

День Ириных родителей устроен так. К восьми папа отводит Иру в садик и едет на работу (сборка автомобилей). К работе оба родителя относятся индифферентно: работа как работа — деньги, слава богу, платят, нам на все хватает, плюс еще летом на море съездить. Мама идет на работу к девяти (магазин недалеко от дома) и в пять тридцать забирает дочь из садика. По дороге заходят в магазин. Пока мама хлопочет по хозяйству, Ира смотрит мультики или играет в мамин планшет. Потом приходит папа и семья ужинает перед телевизором. Потом папа уходит к большому компьютеру, мама моет и укладывает Иру, опять дает ей планшет, а сама уходит на кухню — поболтать по телефону с подругами и спокойно выпить чашечку кофе. Потом она забирает планшет у уснувшей дочки и садится в комнате на диване, один глаз в телевизоре, другой — в социальных сетях, там в «ленте» произошло за день много всего интересного. По выходным папа всегда смотрит «Формулу-1» — квалификация, тренировка, гонка — и наконец-то от души играет «в танки», а иногда они все вместе ходят гулять в парк. На площадке Ира часто отбирает игрушки у детей в песочнице (и в садике тоже иногда жалуются на ее агрессивность), поэтому в парке спокойнее, там они все «дышат воздухом», сидя на скамейке и заодно проверяя почту.

Все читатели, конечно, понимают, что «Ира» в моей истории — это собирательный образ, я видела уже не один десяток таких семей. Я всегда в таких случаях веду себя одинаково: размахиваю руками, объясняю, рассказываю, учу, внушаю. И наверняка со стороны выгляжу очень уверенной в себе и своей позиции. Молодые родители неизменно впечатляются и со своей стороны уверяют меня, что немедленно возьмутся за дело. Но на самом деле я не знаю, как ко всему этому относиться. Уже давно я видела в сети чудесное видео, на котором голенький ребенок около полутора лет на вид пальчиками пытается раздвинуть картинку в бумажном журнале и вопросительно обращается в камеру (а на самом деле — к снимающему его человеку): «Мама, а? Мама, а?» (То есть: почему оно не увеличивается?)

Да потому что это реальный мир. Он еще существует. Но.

Я по своему психическому устройству совершенно не склонна к апокалиптике. Но я не могу не думать: что будет, когда вырастут дети, которые в виртуальном мире с самого начала ориентируются лучше, чем в реальном? Как это изменит наш мир? Что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?

Комментировать Всего 41 комментарий

А я склонна к апокалиптике. И мне кажется, что на этот, образно выражаясь, чудовищный перегрев будет такой же нехилый откат. Жаль только, жить в эту пору прекрасную... (с)

Ксения, но какой откат? В чем он по-вашему будет выражаться?

Проблема, озвученная вами, - это, как мне кажется, часть бОльшей проблемы. Богатый мир дошёл (в очередной раз) до кромешного изобилия и изысканности, в том числе информационной. В то время как на других частях земного шарика - столь же кромешная нехватка. Я сейчас не про справедливость, дело в другом: диспропорции - они устойчивости не придают. Должна произойти серьёзная глобальная встряска, смена приоритетов (целей) в науке и производстве, перераспределение сил и средств. Пузырь этого изобилия, в том числе информационного, должен лопнуть. Не то чтобы мне этого очень хотелось, мне нас всех очень жалко, но иначе не бывает. А встряска будет на этот раз очень серьёзная, потому что узел завязан не локальный (Европа там, Евразия, как, например, в начале XX века), а глобальный. Каким будет мир после этой встряски, я не знаю, но виртуальной реальности в её нынешнем понимании там, скорее всего, не останется. Будеь нечто другое - возможно, еще более развитое, но значительно при этом более функциональное и заточенное на БАЗОВЫЕ потребности.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А не может быть, что наоборот, этот мир снабдит ВСЕХ дешевым слэгом (термин из романа Стругацких "Хищные вещи века"), или матрицей? Ну все будут лежать такие счастливые и благополучно жить в виртуальных мирах как им хочется, это же недорого в общем...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ира Зорькина

в сущности, в странах развитого интернета это уже произошло. Только до нас, старшего поколения, этот факт еще остается предположением :-)

Не согласна. Из нынешней молодежи еще многие ходят на живые концерты, в офисы, в спортзалы, ездят на пикники, в путешествия, стоят в пробках. Вот когда пробки в городах исчезнут, тогда - да, я пойму, что большая часть уже все, лежит.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

Катерина, тут точка преткновения -- слово "все".  Это у вас действительно, апокалиптическое. Чуть что -- сразу "все!"

Нет, речь только о тех, кому лень ходить в офисы и на пикники и стоять в пробках. Я вот этим летом пришла к выводу, что в музеи ходить совершенно незачем. Гораздо приятнее  и полезнее  в сети фотографии посмотреть. Это к вопросу о путешествиях. Сама я, например, в Европу еще могу поехать. Но вот ни в Азию, ни в Африку, ни в Латинскую Америку меня уже не заманишь. Если я захочу что-то об этих странах узнать, мне совсем необязательно физически там быть и собирать там всю их заразу.

Реал и виртуал. Суть в том, что одно другого совсем не исключает, а наоборот, идет взаимоное обогащение. Путешествия-концерты, тусовки, социальные события организовываются с помощью социальных сетей, иначе как друг друга найдут всякие нумизматы и спасатели белых медведей. Вы же сами каких-то медведей спасали ведь тоже не в лесу, правда? И узнали о том,что медведи нуждаются в помощи, тоже ведь не непосредственно от медведей :-)

Если бы не было виртуала, многие в реале бы остались валяться на своих диванах,  тупо пялясь в телек. А так они знают, куда пойти, где весело и с пользой провести время в приятной компании.

Нет, речь только о тех, кому лень ходить в офисы и на пикники и стоять в пробках.

Не-а. Мимо совсем. Я говорила о тех, кому сейчас не хватает воды, вакцин, жизненного пространства, работы, образования для детей, жилья, смысла жизни и кому порою очень-очень хочется удушить тех, кому лень ходить в чистые светлые офисы и ездить на пикники в белых платьях, с корзинками и шампанским.

Катерина, а вот я не поняла. Вы говорите о тех, кому трудно выжить? или о тех, кому не хватает смысла жизни?  По-моему, это две совершеннго непересекающиеся группы.  Смысла жизни начинает не хватать только после того, как никакой угрозы этой жизни нет и не предвидится.  Когда появляется реальная угроза жизни для себя или семьи, то поиски смысла жизни оказываются далеко-далеко за горизонтом.

Ну а насчет тех, кому не хватает воды и вакцин... Вы извините, но здесь я опять вижу у вас пережитки марксизма. Что вот эти нищие голодные взбунтуются против золотого миллиарда, и поэтому золотой миллиард должен их обеспечить дешевым виртуальным суррогатом, чтобы они сидели и щелкали в свои гаджеты, а на белых не замахивались?

Правильно я вас поняла?

"Вы говорите о тех, кому трудно выжить? или о тех, кому не хватает смысла жизни?  По-моему, это две совершеннго непересекающиеся группы." - не согласна, но сейчас дискутировать не буду. Сложная и острая очень тема. Трудно ли выжить, если ты третье поколение тех, кто сидит на пособии? Или третье поколение алкоголиков-бывшей лимиты? И что там со смыслом жизни?

"золотой миллиард должен" - Я где-то сказала "должен"? Я спросила, не может ли случиться так, что все-таки - примет за меньшее из зол и - обеспечит? Ну и своих заодно - тоже.

так уже и обеспечивает, Катерина, в реальной жизни.

Можно, конечно, придавать этому всякие закулисные теории, но в реальности -- чиста рынок. Гораздо дешевле для социума выплатить пособия хоть скольким поколениям, чтоб у них было все нужное для жизни, в том числе хорошая медицина, -- чем обеспечивать их работой. Данег в стране (на Западе) очень много. Товаров, продуктов -- тоже. А вот с работой-- напряг, и будет еще хуже. Тоже благодаря технологиям, между прочим.  Работа для  десяти образованных людей двадцать лет назад  сейчас выполняется одним школьником с гаджетами.

Да, разумеется, это меньшее из зол. Им платят пособия и выдают талоны на питание. Талоны нельзя потратить на что-то еще, а пособие - можно. Вот они на гаджеты и тратят.  И не вижу в этом ничего плохого. Потому что содержать в тюрьме одного подростка в течении года  обходится в ту же самую сумму, что и обучать его же в Гарварде в течении того же самого года.

Вряд ли. Во-первых, слишком много глобальных вызовов, на которые невозможно не ответить - они связаны со средой обитания. Во-вторых, для "общего счастья и благополучия" надо, как минимум, осуществить всеобщее принудительное нейро-нормирование. Что дорого и маловероятно. Так что, как мне кажется, ждут нас испытания. Потому что пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Да. Я имела в виду - не удастся ли именно что перенаправить вызовы, связанные со средой обитания, в виртуал? Ну, так как во времена моей юности думали, что их можно разрешить, устроив колонии на Луне, Марсе, Венере, вокруг Земли, а там и на Альфе Центавра какой-нибудь...

Ну и как - устроили? Смайл.

Пока нет нуль-транспортировки, пока мы не научились преобразовывать импульсы в материю, говорить не о чем. А это будет такая революция, что мы про всякий виртуал забудем. Вот когда можно будет настоящее вино из айфона наливать, тогда я поверю, что мы перенаправим вызовы. А, да-да, и детей зачинать по Интернету.

Дети (настоящие) и друзья (реальные) - очень капризная субстанция все же. Френды и тамагочей воспитывать удобнее уже сейчас :))

Но вот тут мне пришло в голову (прочитав последний преотличный комментарий о формировании общественного мнения у школьников), что виртуализация - соцсети - может КОСВЕННО повлиять на политику. Может, виртуальщина станет новым оплотом настоящей демократии? Перестроится карта сил в мире? И тогда реальные вызовы будут активнее решаться? 

В любом случае я бы кубики пока не сбрасывала с парохода современности.)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Так я тоже за то, чтобы не сбрасывать кубики с парохода! Тем паче, что они ни фига не тонут! :))

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Катерина, это очень интересный вопрос. Мой ответ -- сублимация. Человеческий мозг (ну, не у всех, но у многих) рассчитан на гораздо большее количество восприятия и обработки информации, чем мы имеем возможность использовать  в реальной жизни. И на гораздо больший объем общения, чем мы реально в жизни можем получить без гаджетов. И на гораздо более высокий уровень творчества, чем большинство в реальной жизни могут иметь возможность проявить. Гаджеты "снимают" этот surplus, нейтрализуют эти дополнительные возможности, которые без гаджетов некуда было бы девать.

то есть с гаджетами мы поднялись на новую ступень самореализации?

а я вот тут читала исследование, что у людей которые много времени проводят в ФБ (контрольная группа - которые почти там не бывают), достоверно повышен уровень нейротизма и чего-то там с самооценкой серьезно не то. Про молодых людей, которые вообще годами сидят у компов и в игры играют, я уж и не говорю. Это все небольшие побочные эффекты нарастания самореализованности?

и еще мне как биологу интересно: а почему это наш мозг так "рассчитан", безотносительно к "реальной жизни"? В ожидании гаджетов что ли?

почему это наш мозг так "рассчитан",

 Ну, никто конечно наш мозг не рассчитывал, мировоззренческая оговорка :-)

Так уж вышло. Что выжили и дожили  до сейчас только те гены, чьи носители могли в экстремальной ситуации за доли секунды обработать огромный объем информации и принять правильное, направленное на выживание, решение.

Вот, например, воины во время битвы тоже. Нужно же держать под контролем все 360 градусов вокруг себя и реагировать на малейшее движение, даже если тебя окружают десятки противников (вспоминаем мой любимый фильм "Троя")  Это какой-же возможностью должен глаз облатать, не хуже нынешних компьютеров, чтобы все воспринять, проанализировать и рассчитать!

А когда этот воин всех перебил и ему  больше не с кем воевать -- ему становится очень скучно. И последствия  этого могут быь самыми печальными. Как мы видим сегодня в Украине, например, где в Донбассе воюют недовоевавшие, которым жизнь уже не мила без войны.

Древние греки придумали Олимпиаду, в Лондоне лет триста назад -- кулачные бои в ящике для слишком ретивых джентльменов, а в США придумали НБС, которое транслирует на всю страну все спортивные матчи в режиме нон-стоп. И миллионы по всему США сидят на своих диванах или в барах у стойки, и зорко следят -- куда мяч полетел, как его игрок "взял"... Мозгу нужна информация, чтобы её обрабатывать, иначе наступает невыносимый информационный голод.

Кошки ведь тоже любят механических мышек, даже если не испытывают никаких иллюзий по поводу их съедобности. А павианы? Они играют в "мальчиковые" игры?

Самцы-павианы всю жизнь "на стреме", практически от рождения до смерти - иерархическая борьба. Выигрывает (отрастает грива как парик у наших судей - вот хочется иногда, прикиньте, чтобы было все-таки меньше похоже!, т.е. становится полноценным иерархом) приблизительно каждый 15й (остальные 14 - расходный материал эволюции, резерв и вообще). Самки, естественно, все при деле, носят, рожают, кормят, воспитывают. Своей иерархии у павианьих самок практически нет (это не у всех обезьян так, у мартышек - иначе). Ранг самки определяется по рангу выбравшего ее самца. Когда я была вдвое моложе и настолько же глупее и механистичней, я придумала "теорию пятнадцатого павиана", которая с полоборота объясняла самые сложные явления жизни человеческой личности и социума. И ею же, с того же полоборота я при желании доводила мужиков (от 17ти до 50ти лет,  уровень образования значения не имеет) до состояния белого каления. Они просто пеной покрывались, пытаясь данную теорию опровергнуть. Однако теория нравилась женщинам (чем выше и "техничней" уровень образования, тем больше) и, разумеется, "пятнадцатым павианам". :)))

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

Катерина, за Вами "теория пятнадцатого павиана", "Академия подарков"... Я записываю ))

Эээ, нет! Про подарки мы договаривались только вместе! :))

что будет, когда вырастут дети, которые в виртуальном мире с самого начала ориентируются лучше, чем в реальном?

Катерина, речь про "радикально невыслушанное поколение", которое придумало селфи и другие формы самопрезентации в интернете? Они тоже разные -  зануды (опять сошлюсь на статью Надежды Рогожиной) и агрессивные, добрые и злые.  Почему их боятся больше, чем людей, погруженных в музыку( или байдарки и каноэ) и живущих в ином мире? И для музыки мозг был приспособлен  задолго до того, как музыка  и инструменты появились. И с появлением музыки мозг получил новую возможность развиваться. 

А можно про теорию "пятнадцатого павиана" подробнее узнать? 

Не, Марина, речь не про родителей Иры - они понятные более чем. Речь про саму Ирочку, которая НИКОГДА не складывала реальную пирамидку, но вполне себе оперирует внутри электронных сумерек. И вот, вполне может быть, что она вырастет и тот мир, внутри сумерек, навсегда будет для нее миром номер 1. И она в нем будет ориентироваться лучше, чем в реальном. Я не то, чтобы чего-то специально боюсь, мне больше интересно...

"Теория 15го павиана" для зрелого ума в общем-то малоинтересна - это что-то вроде синдрома третьего курса у студентов-медиков, необходимый этап развития мозга универсанта - создать свою теорию зависимости всего от всего.

В самом общем виде она описывала мир, где каждый мальчик, подросток, мужчина действует исходя из желания пробиться в 15е, а если уже видит, что точно не получается (грива уже точно не отрастет), то реализует один из немногих заместительных сценариев. А у женщин тоже несколько вполне четких сценариев, один из них "быть выбранной 15м, и пусть все об этом знают, а там будь что будет", второй, конечно, родить от 15го, а какой-нибудь из "эволюционно-расходного материала" пускай потом воспитывает, ну и тд и тп. Глупость, конечно, достаточная - но что-то наверняка цепляла (и всякие миленькие социальные нюансы превосходно объясняла), потому что как же она всех бесила... :))

Я тоже имею в виду Ирочку и ее поколение. Мне тоже интересно, что с ними происходит. Без визуального ряда они просто не включают логику и внимание. Работа с текстом - беда.  Поэтому текст должен стать картинкой - старая книга или интерактивность. Структурировать информацию по веткам, по уровням, по ссылкам умеют. Но главное - множественность информации и оценок. Боюсь, теории зависимости всего от всего уходят с третьего курса в 9-10 класс))  Грустно,  что путают толерантность с  равнодушием,  которая рождается раньше, чем умение сформулировать или отстоять свои взгляды. Умеют работать с информацией, но не умеют работать с собой и миром. 

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Серьезно? в 9й класс - 14-15 лет?! умеют работать с информацией?! Марина, аргументируйте пожалуйста, для меня это очень важно, я работаю с подростками и вижу наоборот - прямо-таки трагический недостаток СИСТЕМНОГО мышления ан масс, неусвоение даже естественно-научных систем, которые мы действительно усваивали в 14-15 в школе (насильно впихивали в большинство), огромная информированность и ловкость необыкновенная в ее пропускании через себя, как у дождевых червячков - спереди входит, сзади выходит слегка покоцанная, но почти никакого синтеза, и возможности для манипуляции как следствие просто огромные. Все не так?

Все так. Признаю свою необъективность, потому что последние лет десять общаюсь только  с сильными  учениками. И все не так))

Во-первых, и в нашем поколении не большинство усваивало  системы знаний. Сейчас произошла большая дифференциация по уровню знаний, умений и навыков. И крайности слишком далеки друг от друга. То, что сейчас принято считать серединой, раньше было почти низшим уровнем. 

Во-вторых, представьте себе переход с Windows на Apple или овладение сложной программой. Раньше это было бы высоким уровнем ПОЛЬЗОВАНИЯ знаниями, а сейчас это делают все(почти). Мы просто не умеем активировать и оценить их навыки. Да и ребята себя плохо знают. У меня есть такая форма работы - Моя Атлантида)) После изучения экономики человек придумывает экономику своей страны, после изучения политики, социальной сферы и духовной культуры - соответственно, все сферы жизни. Все самое сложное начинается, когда надо соотнести сферы жизни. Оторванную от политики экономику придумать легко) Зато сразу видно, что человек не усвоил.  Так вот, на примере Атлантиды видно и влияние общества - штампы сплошные. В 90е годы писали о восстановлении большой роли государства. В нулевые - о том, как важно ничего не менять. И только когда просишь обосновать, человек сам узнает, чем он готов пожертвовать, а чем не готов, что сам придумал, а что внушили. Начинает ценить себя. И всегда есть "звездочки", которые самостоятельно нестандартно мыслят. Иногда это уход от реальности, совсем фантастика. И вот здесь свои теории и обосновывают. Да, все-таки, лет 17, не 15. Если перед ним поставить проблему. 

Так что, и старшее поколение марксизм пропускало без синтеза и нынешнее фильтрует информацию для самосохранения. 

старшее поколение марксизм пропускало без синтеза

В каком смысле?

Марксизм не применяли к себе, эта идеология не стала их системой знаний, которую можно потом дополнять и использовать.

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

Если перед ним поставить проблему.

А если не ставить? Собственная потребность системного осмысления мира (чужую взять или свою придумать) - у скольки процентов?

Все читали Гарри Поттера. И палочками махали. Я спрашивала у всех (от 11ти до 20ти): как работает обеспечение волшебной страны - хлебом, энергией, прочим? Откуда оно там? Кто и где все это производит? Или в том мире закон Ломоносова-Лавуазье не работает? Видели бы Вы их лица, когда они пытались думать! :) А мы в свое время фильм Тарковского про Зону по кирпичику разобрали именно с этой точки зрения (мы, это в смысле те самые, "теоретики"). Можно так оценивать фильмы и книги, нельзя, художественный вымысел и т.д. - это дело третье. Либо есть привычка думать, оценивать все системно (без постановки такой задачи учителем или еще кем-то извне), так видеть мир, либо нет ее. Вы этому учите? Низкий поклон, оно нынче сильно в дефиците. Судя по современным фантастическим фильмам не только у детей, кстати.

ПС Если есть система, кристаллическая решетка, так ведь туда же можно сколько угодно инфы запихать, или вообще не пихать - по выбору.

Есть такой системный подход, без него обществознание - сумма понятий. Вчера мне девочка сказала:"Я поняла как писать эссе!" Она овладела формой и теперь можно самовыражаться. Раньше ей было неинтересно писать эссе, ей казалось - должна, должна, должна, ее личности там не место. А теперь она увидела, что всего 5 "должна" ( и они ей помогают)  и все остальное "могууууу"! ))

Мне кажется, проблема в этом - неинтересно, когда знания не применяются. В этом смысле ЕГЭ - применение знаний и замечательный стимул для многих. И, кстати, подготовка к ЕГЭ - очень даже формирует системное мышление. Олимпиады и конкурсы - вызов для человека, отвечая на который он развивается. Поверьте, не материальные стимулы двигают учеником и учителем, а "могу? хочу? о,  жизнь-то как изменилась".

Катерина, методики потеряли. Те, кто их составляет, не умеют играть в компьютерные игры. А жаль. Ребенок что угодно выучит, если не тыкать его носом в тупую книжку, а сделать нормальную программу.

Ребенок что угодно выучит

Задача - заставить выучить? Мне кажется, это не совсем так уже (или совсем не так).

Я отвечала на ваш вопрос Марине, на самом деле :-)

Вы удивлялись. что она наблюдает способность усваивать информацию у своих учеников в 14-15 лет, а в наше или другие поколения системного усвоения не было.

По-моему, "заставить" выучить всё равно нельзя. Никого и ничему нельзя насильно выучить.Можно помочь усвоить тому. кто релаьно хочет это сделать. И в этом процессе помочь виртуальных учебных пособий незаменима.  Просто эта индустрия еще очень плохо разработана. Чтобы вместо огромного, просто астрономического масштаба разных стрелялок и других виртуальных реальностей, в которые сейчас режется лучшая половина человечества, делать то же самое, но с учебной целью.

Серьезно, мне приходится с детьми постоянно обсуждать новые видео игры. Это целые вселенные. Как говорится, вам и не снилось. Там все другое. И они сидят и играют. Там не только стреляли, они еще и строят что-то.  Вот где фантазии разыгрываются!  Конечно это не рельные кубики для трехлеток. И я действительно боюсь, что вот такие виртуальные замки могут повлиять на восприятие реальных вещей в реальном мире. Но пока что не заметила.

Социализация уходит в виртуал. Там огромные сообщества, в этих всемирных играх. Дети учатся общаться, и это тоже хорошо.

вот такие виртуальные замки могут повлиять на восприятие реальных вещей в реальном мире. Но пока что не заметила.

Так и не могли Вы ничего заметить, потому что они еще не выросли. Ни одного поколения пока, чтобы целиком, от начала, не ВМЕСТЕ, а ВМЕСТО реальных кубиков. Вот когда вырастут и начнут действовать в реальном мире, тогда и...  Может и демографическая проблема сразу решится - ибо они будут не детей, а тамагочи воспитывать. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Да нет, я имела в виду нарушение ориентирования в пространстве, обращения с предметами. До этого-то уровня уже выросли :-)  А если придется в будущем что-то реальное проектировать или строить -- так ведь рассчитывается-то все это все равно на экране, а не на логирифмической линейке, и не с циркулем и не с противовесом на местности.

Совсем без реальных кубиков не бывает. Ну, не кубиков, а просто реаьных предметов реального мира. Младенец, который еще говорить не научился, но научился расширять изображение на экране -- это конечно очень сильный образ.

Я согласна, есть опасность, что нарушится естественный процесс построения связей между восприятием сигналов, действием и построением картины мила в сознании. Но, с другой стороны, а что мы знаем о том. как эта картина строится? Вот сигналы от вестибулярного аппарата, от связок и мышц, сохраняющих баланс и вертикальное положение тела -- и должна вся эта информация соотноситься с сигналами зрительными, звуковыми... Все это вместе создает возможность ориентироваться в пространстве, и получается это где-то на втором году, да? когда шишки начинают активно набивать. Вот это зрительный сигнал от табуретки -- а вот реальная шишка на лбу, потому что въехала лбом в эту табуретку. Больше не въедет, потому как уяснила связь реальной табуретки и градуса  угла её восприятия глазом.

Как Крысолов с дудочкой.

Марина, вы же в сущности сказали,что эти дети ителлектуально и морально более зрелы, чем вы? Что они обрабатывают информацию быстрее вас, и что они способны отличать где нужно вмешиваться,а где не их дело. Так они просто становятся западными людьми, даже живя в РФ.

Вы еще не проследили влияние компьютерных игр на их нравственность?

Вот интересно, голливуд у вас Михалковы запрещают, потому как это им прямая конкуренция. Мотивируют нравственностью?  А вот компьютерные игры запрещать никто не думает в России,хотя это самый верный способ переманить всех детей. Как Крысолов с дудочкой.   И не будет никакой интеллигенции, а будут нормальные люди с западной ментальностью.

вы же в сущности сказали,что эти дети ителлектуально и морально более зрелы, чем вы

Ира, мне кажется, что Марина этого не говорила.

ПС Я, конечно, не очень знакома с Голливудом, но все-таки кое-чего попадалось. Так вот его продукция кажется мне вполне вегетарианской...

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова, Ира Зорькина

Я сказала, что мы не умеем активировать и оценивать их навыки. И считаю, что иногда на основании этого раздаем нравственные оценки. А это неправильно. 

С другой стороны, если бы в семье Ирочки не было компьютеров, вряд ли было бы больше общения. Знаете,  сколько человек сочиняют Атлантиду вместе с папой-бизнесменом или бабушкой -владелицей бизнеса? В девяностые годы писали от руки, в нулевые печатали на компьютере, а сейчас делают презентации с такой анимацией, что не знаю, что требует больше времени - форма или содержание. Но помощь друзей или семьи востребована. Нравственный стержень оттуда, из взаимодействия...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я начинаю работать с детьми с 7-го класса обычно. И беру новые классы с интервалом в 2-3 года. Поэтому  успевает возникнуть контраст. И он очень отчетливо ощущается. 

1. Бытовые понятия уходят из детского обихода. Первые: шкив, вал, ремень передачи. Потом: салазки, неожиданно сосбоило на понятии "глубина погружения", медицинские банки. Последнее: марганцовка, зеленка.

2. Социализация: более непринуженные отношения мальчики-девочки. Раньше возникают и формируются гендерные отношения. Ощущается как сказывается виртуальный слой общения. Много широких разновозрастных отношений в школе в целом. Если раньше были коллективы более закрыты в классе, то теперь большинство детей на параллели знают друг друга, непринужденно общаются, взаимодействуют. Можно говорить, что ощущается детское общественное мнение у подростков-- конфликтая ситуация активно обсуждается в виртуале, в контакте или в анонимном пространстве "послушано в лицее". Уже на следующий день ощущается, что по точечному конфликту высказаны разные мнения, принято какое-то решение. Спорщики могут после такого вечера диаметрально поменять позицию, признать вину, помириться-- и это практически без "разбора полетов" взрослыми. Мне это очень нравится, но может быть это только у нас все так благополучно, так как тон задают старшекласники. А они уже вполне здравомыслящие. Уменьщилось количество пьющих-курящих. Многократно, практически до нуля. Опять-таки, стильными стали группы в контакте "я не пью и не курю" и т.д. Как правило, дети включенные в виртуальное школьное пространство более адекватны, коммуникабельны, самодостаточны и в целом-- благополучны. Сейчас понимаю, что все наши проблемные дети, как обычно, со сложной семейной ситуацией-- из виртуального школьного  пространства выключены. Т.е. я бы сказала, что такая виртуальная школьная среда, которая в итоге сформировалась ( причем, все-таки, без учительского влияния, по большому счету)-- это некий баласт, который дает осадку и устойчивость, лишние подстраховки для ребенку от всяческих душевных катаклизмов.

3. Личное развитие: 8 лет назад я ходила с воплями о помощи. Потому что как раз пришло в ранний подростковый возраст поколение детей, активно включенных в виртуальное пространство с дошкольного периода. И хи было практически невозможно учить. Все мои надежные методики полетели в тартарары, потому что обычные приемы запоминания, фокусиования внимания (и это прежде всего), мнемонические правила  и прочие учительские уловки просто н срабатывали. У меня вообще было ощущение, что у нового класса взгляд на мне фокусируется на пару минут и опять уходит в себя. Самое точное описание этого такое: как быдто бы они смотрят на экран и готовы отключить мышкой навязчивый контент. Причем, самые частые жалобы родителей на это же: я ему говорю, а он меня не слышит.

Мое объяснение было такое: дети с младенчества были погружены в избыточные потоки информации. На уровне рефлекса выработались какие-то защитные механизмы отключения. А механизмы селекции информации, включения ее не сформировались. Вот с ними было очень сложно.

Сейчас почему-то стало легче. То ли мы, взрослые, к этому адаптировались, то ли детская психика эти нагрузки научилась переваривать. Но 8 лет назад все дети выключались из урока, когда включалась презентация-- эффект "сейчас мы будем смотреть на картинки, думать не надо". А сейчас у меня 5-тиклашки могут нормально отсмотреть 5-10 минут научного фильма и пересказать увиденное-услышанное. А это дорогого стоит, вообще-то.