Константин Кропоткин /

/ Москва

Возможен ли здоровый лимонад в промышленных масштабах

Во времена, когда даже кока-кола стремится стать экологически корректной — в своей новой, «зеленой» версии, — редкий производитель не пытается объявить свой лимонад полезнейшим для здоровья напитком. Эксперты сомневаются в том, что такое возможно

Фото: National Geographic
Фото: National Geographic
+T -
Поделиться:

В Европе растет спрос на «эколимонад». Новые напитки, которые, согласно этикетке, не только вкусны, но и исключительно полезны, возникают как грибы после дождя. Только в Германии в прошлом году появилось 80 новых разновидностей лимонада: Aloha, Beo, Bios, Fritz-Limo, Now, Zisch. Любопытно, что придумывают их люди, имеющие весьма косвенное отношение к пищевой промышленности. Популярный ныне в барах Мюнхена лимонад Sutherlandia (зеленый южноафриканский чай с привкусом смородины) изобрели бывший инженер-строитель и фотограф. Безалкогольный Skull (на основе черного чая, гуараны, имбиря и лимона), любимый берлинскими модниками, год назад сочинили два недоучившихся юриста. «Мы хотели сделать лимонад, который был бы не слишком сладким» — так сформулировал главную задачу один из создателей напитка. Содержание сахара в Skull действительно не превышает 2,9%.

Как правило, это придумки небольших местных фирм, желающих перещеголять гиганты вроде Coca-Сola если не в оборотах, то хотя бы в рецептуре.

«Лимонадный ренессанс» связывают главным образом с именем Bionade. Десять лет назад этой фирме из немецкого городка Остхайм прочили скорое банкротство, а в последние годы за право владеть ею уже боролись мировые пищевые гиганты (в начале октября немецкий концерн Oetker купил 51% Bionade за 20 миллионов евро). Все дело в неожиданном успехе одноименного напитка, который не только отличался от большинства прохладительных напитков, но и вписывался в моду на экопродукты. Этот лимонад содержит минимальное количество сахара, он низкокалориен и к тому же, по словам разработчиков, произведен из многократно очищенной воды, а также обогащен кальцием и магнием.

Bionade превратился в культ. В год по всему миру продается уже более 200 миллионов бутылок этого напитка, в том числе в Австралии, Финляндии, Венгрии и на Мальдивах. «Мировая история региональной идеи», — восторгался еще недавно бывший министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Немецкой фирме удалось преодолеть даже упрямство французов, традиционно равнодушных как к экопродуктам, так и к газировке. Во Франции Bionade успешно продается в 150 городах.

Неудивительно, что подключиться к экотеме пытаются и крупные концерны: Coca-Сola с недавних пор выпускает «зеленую колу» — смесь с добавлением зеленого чая. Довольно экзотична и новинка Pepsi — напиток со вкусом базилика. «Это рынок живет за счет постоянных изменений», — приводит газета Frankfurter Allgemeine слова Детлефа Гросса, главы германского Союза производителей безалкогольных напитков.

Сейчас, по его словам, уже невозможно заработать на производстве только газировки со вкусом лимона или апельсина.

Еда и напитки перестали быть просто едой и напитками. Мы хотим, чтобы они стали еще и чем-то вроде лекарства от разных недугов. Например, на Anuga, крупнейшей в мире выставке продуктов питания, завершившейся недавно в Кельне, был представлен «антистрессовый лимонад» — он состоит из экстракта крапивы, растущей в Европе, и дальневосточных трав.

А еще бы хорошо, чтобы, делая глоток шипучки, мы приносили пользу людям из бедных стран. Создатели LemonAid предложили своим соотечественникам не столько напиток в оригинальных бутылочках из зеленого стекла, сколько идею, которая, по их словам, обеспечивает детищу неплохое будущее. Эта смесь из воды, сахара, лайма и мяты на сайте гамбургской фирмы именуется «жидкой революцией»: все ингредиенты выращены и собраны в соответствии с Fair Trade. «Каждый глоток LemonAid — это вклад в улучшение жизни южноамериканских крестьян», — говорится на сайте.

Ферментационный процесс, положенный в основу Bionade, отчасти напоминает процесс приготовления кваса. Кстати, традиционный русский напиток мог бы идеально вписаться в этот «лимонадный ренессанс». Пока Google на ключевое слово «kvas» первым делом отзывается ссылкой на соответствующую статью в «Википедии». Впрочем, попытки русифицировать этот рынок в Западной Европе уже предпринимались.

В Германии можно попробовать прохладительный напиток Wostok, «крутой и пряный, напоминающий о ясном утре в тайге».

Спрос на экопродукты растет как на дрожжах. По прогнозам консалтинговой компании Organic Monitor, к 2020 году мировой объем этого рынка вырастет в 10 раз, составив 400 миллиардов долларов.

Между тем пищевые эксперты сомневаются в особой полезности «здоровых» напитков. Не так давно организация Foodwatch назвала «лживой» рекламу прохладительного напитка Active O2: повышенное содержание кислорода, по словам независимых экспертов, на здоровье людей никак не сказывается. Зато ощутимо отзывается на кошельке: в Европе Active O2 стоит в четыре раза дороже обычной минеральной воды, к тому же в нем содержится 4% сахара.

Все чаще критикуют и прославленный Bionade. В прошлом году Foodwatch заявила, что фруктовые добавки в нем нельзя назвать стопроцентно биологическими. Примерно тогда же авторитетный немецкий журнал Öko-test обнаружил в бутылочках лимонада со вкусом имбиря и апельсина повышенное содержание никеля. Более того, эксперты издания заявили, что содержание сахара в культовом напитке часто превышает заявленные на этикетке 9%: «На литр напитка приходится 45 граммов сахара, или пять кусочков рафинада на одну бутылку».

Как бы там ни было, любимым напитком европейцев остается... вода. Согласно опросу, проведенному в Германии, Франции, Испании и Великобритании, большинство предпочитает утолять жажду простой минералкой. Больше пяти бутылок воды в месяц выпивают 70% немцев, 49% французов и 43% испанцев. Лимонад следует с заметным отрывом. Своим любимым напитком его считают 11% испанцев, 9% британцев, 8% немцев и 6% французов. Социологи не исключают, что предпочтения европейцев могут в скором времени измениться. Треть опрошенных признали, что с удовольствием пробуют новые напитки.

Михаил Корякин, доктор медицинских наук, специалист по андрологии, долголетию и диетологии:

Что такое прохладительные напитки? В лучшем случае это качественно очищенная вода плюс экстракты из пищевых продуктов (фруктов, растений), в натуральном виде или прошедшие ферментацию, и подсластитель (сахароза или синтетические аналоги). А также консервант (как правило, угольная кислота) и пищевые красители (всевозможные Е). Какие требования предъявляются к прохладительным напиткам? Утолять жажду. Лучше слабоминерализованной воды для утоления жажды напитка нет. Желательно также, чтобы вода была без газа, то есть не содержала угольной кислоты, поскольку она не нейтральна для слизистой желудка и может, как показали современные исследования, провоцировать ряд заболеваний, в том числе и далеко не безобидные. Лечебная минеральная вода (сильноминерализированная) для ежедневного применения не пригодна, по понятным причинам. Сильным преимуществом прохладительных напитков перед обычной водой является присутствие биологически активных веществ и антиоксидантов — это в том случае, если они действительно туда добавлены, а не использованы их синтетические заменители, что встречается гораздо чаще, потому что облегчает технологический процесс, условия хранения и значительно дешевле. Но что вам мешает добавить в воду немного свежевыжатого сока или заварить зеленый чай? При этом вы всегда будете знать, что и в каком количестве добавили. Однако не всегда есть возможность приготовить сок или чай. Вот единственное преимущество напитков, приготовленных промышленным способом. Что касается напитков, прошедших ферментацию, вроде кваса, то здесь необходим очень строгий контроль конечного продукта, чтобы в нем отсутствовали промежуточные продукты брожения, а это сделать непросто. Еще один недостаток прохладительных напитков — это наличие в них сахарозы или глюкозы. Они придают приятный вкус напитку, но и содержат легко усваиваемые калории, которые не всегда полезны и желательны. К тому же сладкие напитки способны усиливать жажду.

Мой совет: безусловно, вы можете утолить свой интерес к новому модному напитку с добавкой «эко», однажды попробовав, но не стоит его дегустацию делать привычкой.  

Комментировать Всего 9 комментариев

обснование полезности этих жидкостей - в комментариях производителей про то, как надо развивать рынок их продаж...   а уж  помощь бедным  за счет собственного здоровья - странна  по меньшей мере...         в русском языке слово "пить" относиться исключительно к чистой воде.. все остальное надо" кушать."     "питье еды"  для любого организма малопонятно и практически всегда сопровождается защитной реакцией, которая требует дополнительного количества воды...      кому -нибудь удается напиться соком?

Анатолий, ваши мысли отчасти совпадают и с результатами опроса, ссылка на который содержится в тексте - соком европейцы утоляют жажду крайне редко (не более 8% в Испании, Франции и Германии). Но прохладительные напитки в качестве "жаждоутолителя" в некоторых странах популярней воды. Например, водой предпочитают утолять жажду лишь 9% британцев.

это означает, что их отучили пить воду... отличный маркетинг

На самом деле, у бизнеса fair trade  довольно гуманистические идеи. В Европе и Америке популярны идеи сознательного потребления . В  том числе это значит, что из двух бутылок одинаковой по вкусовым качествам воды ты выбираешь сделанную той компанией, чей бизнес построен по принципу fair trade. Что означает строить фабрики в странах третьего мира и платить рабочим приличные зарплаты, таким образом помогая экономике бедных стран.

Анатолий, а домашний лимонад - тоже не очень хорошо? Например, вода с лимоном и мятой, или еще какой нибудь там брусникой? Мне вот удается утолить жажду таким образом

Аня, вот как раз возникла возможность задать вопрос, который давно меня интересует. Не знаешь ли, производят ли сейчас в Москве квас, похожий на тот, который выпускался в советские времена (на улицах стояли такие желтые цистерны)? Я знаю, что в провинции его еще производят - моим немецким друзьям этот напиток чрезвычайно понравился. В Москве я нашел напиток, который квасом можно считать условно - нечто приторное, синтетическое и уж никак не утоляющее жажду. Трудность, вероятно,  том, что, примеру, в московском магазине я не могу толком объяснить, о каком квасе речь (все время вспоминаю эти желтые цистерны, что собственно к напитку никакого отношения не имеет).

вот, про бочки кваса в Мск мне тоже интересно,

в Калининграде вот они до сих пор летом стоят.

Прошлым летом я видела пару бочек, кажется, в Черемушках, а вот этим не попадались - в центре точно их нет. Кажется, это такая уходящая натура

Очень жаль, если рецептура исчезнет. Это означает и исчезновение, например, "той" окрошки - замечательного летнего блюда.

Окрошку у нас во всех кафе делали на квасе из бутылок, кажется. Но сейчас о ней даже думать холодно.