Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Ольга Серебряная

Ольга Серебряная: Картонная война

Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
+T -
Поделиться:

Есть такой феномен — неугасимый интерес россиян к опере и балету. Об этиологии можно спорить: то ли просмотры бесконечных трансляций «Лебединого озера» не прошли для россиян даром, то ли природа самих этих видов искусств такова, что порождает бесконечные сплетни и пересуды. Как бы то ни было, стоит только какому-нибудь Гергиеву подирижировать в Цхинвали или какой-нибудь Нетребко подержаться за флаг Новороссии — и многодневный срач в сети гарантирован на 146 процентов.

Дискуссии эти совершенно бессодержательны. К музыке политические жесты оперобалетных деятелей не имеют ровно никакого отношения, а музыка, которой оперобалетные деятели занимаются, не имеет ни малейшего отношения к жизни в разрушенных Цхинвали и Донецке. Читаешь репортажи с места — в них говорится, что в Донецке каждый день стреляют, что за бесплатной кашей стоят очереди, что денег нет и как людям жить дальше, непонятно. Открываешь сайт «Донбасс оперы» — а там пир духа: «Донбасс Опера представляет лирическую оперу “Евгений Онегин”, в которой поэзия А. С. Пушкина гармонично слилась с задушевной музыкой П. И. Чайковского». Две разные реальности.

И есть еще третья: это вымороченная реальность «высокой культуры», причастность к которой активно обозначает российская публика, порицая или же защищая политические жесты музыкантов, с творчеством которых она по большей части непосредственно не соприкасается. Привычка осмысленно ходить в оперу требует не только некоторой образованности, но и немалых денег (как минимум в столицах). Когда вы в последний раз слушали Гергиева живьем? Можете кратко, но внятно охарактеризовать его дирижерскую манеру?

Верю, сотня-другая таких людей наберется. Но обсуждают действия придворных музыкантов тысячи. Обязана ли певица, витающая в высоких сферах музыкальной классики, знать, кто такой Олег Царев? Какая разница, за какой флаг держаться, если деньги пойдут на помощь попавшим в беду служителям муз? Ценность оперобалетной классики в таких обсуждениях постулируется как абсолютная. Меж тем реальная ее ценность такова (снова цитирую сайт Донецкого национального академического театра оперы и балета): «14 декабря Донбасс Опера приглашает всех поклонников легкого жанра на оперетту И. Кальмана “Сильва”. История о запретной любви певицы варьете Сильвы Вареску и князя Эдвина. Что ждет влюбленных? В какие треугольники и прочие геометрические фигуры запутаются их отношения? Приходите в Донбасс Оперу — узнаете».

Отличная, завлекательная афиша — и главное, без спойлеров. Никто же ведь не знает, чем закончится дело в австро-венгерской оперетте столетней давности. Просветительский проект донецкой оперной институции, конечно же, стоит миллиона Нетребко и миллиардов сломанных по этому поводу копий.

Культура имеет смысл и ценность, когда она сопряжена с жизнью — с жизнью художника и жизнью слушателя, читателя, зрителя. Охотно верю, что исполненная непререкаемой ценности постановка «Сильвы» в принципе возможна — массу всего можно наловить в этой оперетте и ее богатой истории, если жить внутри этой весьма своеобразной традиции и поймать ее связь с настоящим. Охотно верю, что российские оперные деятели в своем собственном творчестве именно эту связь и устанавливают. Беда в том, что обсуждается в связи с ними не это их (допускаю, что живое и ценное) творчество, а картонная «культура», как некогда определило ее для советских граждан соответствующее министерство. И сколько ни привязывает «культуру» к жизни Владимир Мединский со своими «говняшками», людям все равно подавай балет и оперу, гармоничное слияние и задушевную музыку. И чтоб никакой политики.

Но ведь политика тоже имеет смысл и ценность, только когда она связана с жизнью. Охотно верю, что в связи с Донбассом на Украине и в России совершается масса исполненных непререкаемого смысла политических шагов, что происходящее там подталкивает к формулированию важнейших политических дилемм и поиску путей к их решению. Только происходит все это не в связи с картонным Царевым, позирующим перед камерами в Петербурге, и не в связи с оперной солисткой, регулярно радующей своими выступлениями музыкальную общественность Вены и Нью-Йорка.

Сложение двух картонок в бурных российских дискуссиях о «политическом шаге Нетребко» и судьбах «высокой культуры» в «Новороссии» дает в результате лишь более толстую картонку. Именно из нее изготовляются декорации, подменяющие реальность, и именно благодаря этой картонке граждане превращаются в статистов, готовых ждать счастливой развязки «Сильвы» даже под артобстрелом.

Комментировать Всего 13 комментариев

Ольга, а то что в блокадном Ленинграде  актеры продолжали выходить на сцену лично Вам в какую картонку складывается?

( не Сталинграде конечно, но это личная история уже моей семьи )

Блокадным, Светлана, был Ленинград.

Вот в такую мне это картонку складывается.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Да, конечно. Сейчас в другом блоге рассказывала про мою бабушку в Сталинграде  Ссылка

и поэтому описалась. Извините, сейчас исправлю.

Ну вот после того, как с городом определились, исправьте, пожалуйста, еще вторую часть вопроса. Потому что Кировский театр оперы и балета (ныне Мариинский) был эвакуирован из Ленинграда в Пермь, где "актеры и продолжали выходить на сцену".

То есть я хочу сказать, что картонная в данном случае Ваша блокада.

Николай Крюков картонный?

Блокадный театр 

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но эта картина не была завершена — началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». (Крюков Н. Рукопись. Цит.  с. 230).

12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» Дыховичного, в роли Кости — Н. Крюков.

Через неделю, 17 октября состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго.

Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.

Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Да, Светлана, картонный. Потому что по трудовой карточке (в составе фронтовых бригад) давали больше еды, чем по иждивенческой. То есть не выходить на сцену было... эээ... нецелесообразно. 

В общем, про блокаду и стратегии выживания в ней много написано, можно почитать.

Но это будет про блокаду Ленинграда. А теперь скажите, какое отношение блокада Ленинграда, полностью снятая почти 71 год назад, имеет к донецким сепаратистам? Ну кроме того, что картонное российское телевидение полгода вело картонную войну с какими-то картонными фашистами в то время как "несуществующая" российская армия "не вела" в Донецке боевых действий?

"стратегии выживания "- это не про настоящих людей... это про приспособленцев... и про тех кто старается держать нос по ветру

Да, настоящие люди варили своих кошек и собак и грызли землю вокруг сгоревших складов, сознавая, что защищают мир от фашизма.

зря Вы так Ольга про героев

Драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Городской театр («Блокадный театр») (1942-1943)

Театр открылся в блокадном Ленинграде 18 октября 1942 года спектаклем "Русские люди" К.С.Симонова. осуществили И.Горин и И.Зонне с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного академического театра им. Пушкина, Агитвзвода Дома Красной Армии и группой артистов из ранее ликвидированного Нового ТЮЗа.

В 1943–1944 театр работал в помещении Малого Оперного театра;

в 1944 получил здание, в котором продолжает работать до сих пор – театр, где в 1904–1906 играла со своей труппой В.Ф.Комиссаржевская

это всё тоже картонные люди- "стратеги"?

Из статьи Елены Ливси

Никакие рассказы, книги, фильмы не могут передать в полной мере, каково пришлось людям, отрезанным от мира нацистами. Как выжить и не сойти с ума в голод, холод, когда на глазах гибнут близкие люди?

Находящимся в блокадном Ленинграде горожанам выстоять помогло искусство. Работали театры, концертные залы, филармония. И они были полны. Измученные, едва передвигающие ноги жители, многим из которых не суждено было пережить девятьсот страшных блокадных дней, находили в себе силы смотреть спектакли и концерты.

Нет у Вас, Ольга ответа на мой вопрос видимо

Двойные стандарты Запада

А чем травля Анны Нетребко тличается от ужаса, устроенного за концерт перед детьми Андрея Макаревича? 

Смотрите что делается: 

Решение оперной дивы передать миллион рублей в помощь донецкому театру вызвало взрыв негодования в западных СМИ

Широкий жест Анна Нетребко сделала в дни третьего Международного культурного форума, который недавно проходил в Санкт-Петербурге. Она передала личные деньги - миллион рублей - на нужды Донецкого оперного театра.

И сразу же «огребла» по полной от западной общественности и СМИ.

В австрийской прессе всерьез обсуждают, а не лишить ли мировую звезду гражданства. У Анны Нетребко оно двойное - российское и австрийское, поскольку артистка является солисткой Венской оперы.

Музыкальные импресарио всерьез обсуждают вопрос о разрыве контрактов с ней. Австрийские авиалинии заявили, что не будут продлевать с певицей коммерческий договор на рекламу.

Совсем уж оголтелые «доброжелатели» советуют австрийским миграционным службам отобрать у нее паспорт.

Украинские националисты глумливо шутят, мол, пожертвовала миллион рублей, а потеряла миллион евро на контрактах.

С чего бы такая бурная реакция на совершенно невинный, а скорее благородный, поступок?

Никаких «сепаратистов» Анна Нетребко не поддерживала.

Миллион рублей из своего кошелька передала в помощь донецкому Национальному Театру оперы и балета, где работают не просто ее коллеги, а близкие друзья, с которыми когда-то училась в музыкальном училище.

В ее поступке нет никакой политической подоплеки. Просто жест доброй воли. Естественный поступок нормального человека, у которого есть совесть и сострадание.

GLOBAL LOOK PRESSЗа фото с флагом Новороссии австрийцы хотят лишить оперную звезду гражданства и не продлевать контракт на рекламу авиалиний. (Слева от Анны Нетребко председатель парламента Новороссии Олег Царев.)Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Артисты — вне политики, - высказалась Анна Нетребко. - Неслучайно есть выражение: когда говорят пушки, музы молчат. А как заставить замолчать пушки? Я делаю благотворительный взнос на охрану культурных ценностей, на тех несчастных, которые попали в жернова военных действий. Все деятели культуры, по-моему, должны требовать прекращения войны от правительств. Я поддержала деятелей культуры в Донецке. Мой дар — это дар всем, кто трудится в храме искусства — Донецком оперном театре...

Деньги в Донецк должен передать председатель парламента ДНР и ЛНР Олег Царев, который тоже посетил культурный форум в Питере. Он пообещал доставить в целости и сохранности щедрый дар в Донецкий театр. А чтобы усилить значимость момента, Царев поднял знамя Новороссии. В ответ Нетребко подарила ему Знамя Мира, символ так называемого Пакта Рериха, первого международного договора о защите культурного наследия, который лег в основу устава ЮНЕСКО.

- Знамя Мира должно покрывать все учреждения культуры и всех ее представителей, нуждающихся в нем, - сказала Анна Нетребко. - Это и музеи, и школы, и театры. Вот о чем нужно говорить в комментариях к моему жесту, а не о том, какой власти я это подарила.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ДОНЕЦКЕ

Дирижеры разбежались, прихватив фраки

Ольга ГОРДО

Посещение театра - всегда событие, а в городе, где идут военные действия, - особенно. Идем смотреть, как живет «Донбасс Опера».

- Вы пропустили знаковый спектакль - «Риголетто», - говорит скрипачка Наташа. - Нам позвонил из Петербурга оперный певец Владимир Вьюров. Предложил: «Давайте приеду, спою спектакль? Гонорар не нужен, билет сам куплю». И вот 7 декабря он спел. Нам пришлось сильно постараться, чтобы все хорошо прошло. Ведь с началом войны из театра сбежали все дирижеры.

- Прямо все?

- Все четверо. Причем нехорошо, прихватив фраки и смокинги. Один даже партитуру готовящегося спектакля увез.

- А кто ж дирижировал, когда питерский солист пел?

- Наш местный вокалист встал за дирижерский пульт. А что делать? Зал аплодировал стоя!

Директора театра Евгения Денисенко я поймала в зале во время репетиции.

Виктор ГУСЕЙНОВДонецкий театр оперы и балета лишь чудом уцелел, а склад с декорациями сгорел - в него попал снаряд, из-за бомбежек лишились жилья и артисты театра. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Пожертвование Анны Нетребко пойдет на восстановление декораций, которые сгорели. Часть суммы выдадим как материальную помощь особо нуждающимся работникам театра.

- Зарплату давно не платят?

- С июля ничего не получали. Есть сотрудники, которым совсем туго. Их и поддержим.

- Много зрителей сейчас приходит?

- Полный зал. В воскресенье был детский спектакль, в антракте дети резвились на ковровой дорожке в фойе! 24 декабря с гастролей возвращается наша труппа с «Щелкунчиком», и уже 27-го покажут спектакль. Еще будут «12 месяцев», «Золушка», «Волшебник Изумрудного города». В январе спектакли пойдут практически каждый день.

- С началом боевых действий много работников покинули театр?

- Человек 50 из 509. Оркестр почти весь на месте, 20 человек покинули хор, почти половина балета разъехались...

Заглянули в цеха. Первый на пути - пошивочный. Заглянули и ахнули от восторга: на манекенах новехонькие королевские наряды. Вся эта красота - дело рук двух мастериц. Директор смотрит с гордостью и болью:

- Это костюмы для «Бала-маскарада» - совместного проекта с итальянцами. Теперь, правда, не знаем, когда к нему вернемся...

МНЕНИЕ

Пусть в Киеве танцуют, но в Донецке не поют?

Жертвуя миллион рублей артистам театра оперы и балета, свой поступок Анна Нетребко объяснила просто: в Донецке живут ее товарищи, молодые музыканты. Они ей рассказали, что театр частично разрушен, в его помещении холодно, артисты болеют, а простуженое горло для певца - серьезная поизводственная травма. Но они все равно выходят на сцену, потому что, несмотря на войну, народ хочет не только хлеба, но и зрелищ. И мы стали свидетелями простого человеческого порыва помочь (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Анна Нетребко заявила, что ее подставили с фотографией с флагом Новороссии

В истории с пожертвованием певицей миллиона рублей донецкому театру оперы и балета разразился настоящий скандал

Недавно народная артистка России Анна Нетребко пожертвовала миллион рублей из личных средств донецкому театру оперы и балета. Певица передала деньги одному из лидеров Новороссии Олегу Цареву и сказала, что это ни в коем случае нельзя расценивать как некую политическую позицию.

Средства, по ее словам, предназначены на охрану культурных ценностей, а также для обычных людей, которые стали заложниками чужих интересов и вынуждены жить под обстрелами.

В итоге австрийские журналисты и чиновники артистку раскритиковали. Их недовольство также вызвало фотографирование певицы на фоне флага Новороссии. В Вене даже заявили, что такие снимки «могут быть использованы в пропагандистских целях».

Сама же Нетребко сделала по этому поводу официальное заявление. Она еще раз подчеркнула, что сделала пожертвование исключительно из неполитических соображений (подробности).

Две абсолютно одинаковые по идиотизму реакции с противополжных сторон