Во внеконкурсной программе только что завершившегося фестиваля «Артдокфест» чуть ли не впервые в Москве показали документальный фильм Conduction, редкий в нашей киноиндустрии опыт вполне себе художественного, хоть и неигрового произведения. Это кинопортрет Теодора Курентзиса, возможно, единственного российского маэстро, за которым легко наблюдать в течение часа экранного времени и не испытывать скуки. Сопоставление дирижера Курентзиса с рок-звездой уже обычное дело, но избежать его невозможно. Курентзис (вдохновивший, например, Евгению Микулину, главреда AD и автора изящной любовной хоррор-дилогии, на образ богемного вампира) обладает особой — скорее, микджаггеровской — энергетикой и транслирует ее и оркестру, и зрителям. Благодаря этой космической энергии (а еще нечеловеческому упорству, трудолюбию и перфекционизму, которые в фильме Conduction тоже запечатлены) Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского сегодня в лидерах — что, похоже, совершенно безразлично пермской власти. Но я сейчас не собираюсь пересказывать историю конфликта Курентзиса и краевого минкульта, обострившуюся в прошлом сентябре; в конце концов, скоро Новый год и гастроли «Королевы индейцев» в Москве, настроение праздничное, и если в Деда Мороза или королеву фей верить уже как-то не получается, то в благополучное разрешение конфликтов и новые творческие достижения — еще можно.

«Королева индейцев» — спектакль, получивший семь номинаций на национальную премию «Золотая маска», включая, разумеется, и дирижерскую работу, и режиссерскую — американского профи Питера Селларса. Он идет первым в гастрольной программе фестиваля «Золотая маска» — непреднамеренно, конечно, но эта вольная интерпретация короткой семи-оперы Генри Перселла, копродукция Перми с мадридским Teatro Real и Английской национальной оперой, выглядит значительнее большинства других номинантов и, похоже, будет соревноваться в первую очередь с другой пермской оперой — «Носферату» современного композитора Дмитрия Курляндского, поставленной греком Теодором Терзопулосом с использованием сценографии великого Янниса Кунеллиса. Эта «Королева» уникальна и в мировом, так сказать, масштабе: дело в том, что Перселл умер в 1695 году, оставив «Королеву индейцев» незаконченной; на самом деле за этим названием стоит лишь несколько разрозненных сцен, то есть около часа музыки на не слишком ладное либретто. По сути, Курентзис и Селларс сочинили новую оперу, дополнив музыкальный текст хорами, написанными Перселлом в юности, его же песнями для театра, известными прежде всего в концертном исполнении, и цитатами из исторической мелодрамы никарагуанки Розарио Агилар «Потерянные хроники terra firma». Для жанра семи-оперы драматические сцены в таком же порядке вещей, как и танцевальные, которых в пермской «Королеве» тоже немало.