Команда ITK Brotherhood:

Подавляющее большинство ритейл-проектов, которые работают в России, полностью подвязаны на импорт, поэтому изменение конечной стоимости произойдет ровно настолько, насколько подешевеет рубль по отношению к другим валютам. Эти изменения коснутся абсолютно всех игроков на рынке, а дальше все будет зависеть от самого проекта. Все те, кто уже долгое время работает в современном формате, не  боится изменений, уделяет большое внимание своей аудитории и бережно относится к лояльному потребителю, имеют лучшие шансы на то, чтобы справиться со сложившийся ситуацией.

Проекты сегмента люкс справятся с ситуацией лучше остальных. Большинство из них имеют огромный опыт работы в подобных условиях и не раз переживали такие времена в самых разных странах, к тому же они имеют самого ярко выраженного лояльного потребителя. Примерно такие же шансы имеют и независимые магазины, которые тесно связаны со своей аудиторией и не несут на себе внушительных финансовых обязательств. Маленьким магазинам будет легче всего подстроиться под современные реалии, а вот крупные игроки, в частности, представители сегмента масс-маркет, пострадают.

В ближайшее время все без исключения постараются минимизировать свои риски и будут заказывать меньше товара высокой ценовой категории. Словом, ассортимент станет порядком дешевле и проще. Но в целом многое будет зависеть от поставщиков и их отношений с российскими партнерами. Все-таки Россия — важный рынок сбыта и наверняка многие из них пойдут навстречу, предоставят более лояльные условия.

Если говорить о российских производителях одежды, то уже сейчас мы наблюдаем значительный всплеск — энтузиастов много, каждый день появляются новые марки и магазины, которые ориентированы исключительно на отечественного производителя, и это действительно важно.

Но к сожалению, сегодня мы имеем совсем незначительное количество производителей, которые совершают полный цикл по созданию одежды в России. Подавляющее большинство имеет тесные бизнес-контакты с другими странами: кто-то закупает ткани, кто-то отшивает и так далее. Неважно какая это страна: Италия, Китай или Латвия - важно, что все расчеты происходят в валюте. Да и за вдохновением многие отечественные дизайнеры летают за границу, а это тоже будет теперь значительно дороже.

Илья Нафеев, генеральный директор Grunge John Orchestra.Explosion:

Одежда — сезонный товар, а кризис и девальвация рубля совпали с сезоном осень-зима, поэтому многие ритейлеры не стали корректировать цены, но отказываются от зимних распродаж.

У российских производителей и ритейлеров есть больший временной маневр, но, в принципе, ситуация та же самая, что и у остальных. Подавляющее большинство материалов, тканей и всех комплектующих — импортного производства, соответственно, цены поднимутся.

В сегменте экономкласса будут серьезные сокращения, банкротства, закрытия сетей, что, в принципе, уже начинается. Некоторые российские компании даже закрывают собственное производство — они просто не вписываются в свой ценовой сегмент.

Локализации производства не стоит ожидать, так как в России нет соответствующей индустрии и технологий. У нас в стране культ бухгалтеров, юристов и специалистов IT-сферы, но нет культа инженеров. Российские производители просто перейдут на снижение качества материалов, они будут замещать европейские ткани азиатскими. Но и это произойдет не сразу, так как даже самые дешевые ткани производятся под заказ, а транспортировка из Азии довольно долгая. То есть переориентация сработает только на следующие сезоны, и качественного изменения состава материалов можно ожидать где-то к следующей зиме.

Сейчас эта сфера не очень оптимистично настроена, и люди реагируют на кризис по-разному: кто-то готов бросить здесь все и уехать куда-нибудь, а кто-то остается и пытается спокойно отреагировать на ситуацию.

Мы продолжим быть на своем месте, не собираемся никуда переезжать и подготовили вторую линию одежды, которая будет чуть проще, но сохранит все потребительские качества.

Артем Чернов, PR-менеджер Brandshop:

Сейчас под угрозой абсолютно весь бизнес, связанный с поставками из зарубежных стран. Мы постоянно анализируем экономическую картину, просчитываем дальнейшие шаги, но пока трудно делать конкретные выводы: все слишком неоднозначно, а курс рубля только добавляет проблем с оплатой заказов на следующий сезон.

Мы надеемся сохранить большинство марок в нашем бренд-листе, не ударив по репутации магазина. Лукавить, что цены на товар не изменятся, было бы по меньшей мере некрасиво по отношению к нашим покупателям: изменения цен в России на продукцию многих ведущих европейских, американских и азиатских брендов говорят сами за себя. Да, в следующем сезоне цены будут выше, но наша задача — удержать рост на предельно допустимом уровне.

Уже сейчас кто-то закрывает магазины и сворачивает активность в России, но все зависит от толкового управления и адекватного восприятия реальности. Паникой делу не поможешь, необходимо ждать, наблюдать и принимать грамотные решения исходя из сложившейся ситуации.