Михаилу Солошенко 26 лет. Он студент мастерской Нормунда Лациса на факультете анимации и мультимедиа ВГИКа. Родился Михаил в Орехово-Зуево — и вот почему этот факт важен для правильного понимания фильма: «В моем родном городе круглый год цветет жасмин и ни на мгновение не умолкает пение птиц. А еще у нас в городе есть два памятника, памятник Ленину и памятник Пушкину. Была мысль фильм “На пороге Ильич” Орехову посвятить. А потом я подумал: при чем тут Орехово — и не стал посвящать». Онлайн-премьера «Ильича» — у нас.

Музыка сфер. До ВГИКа я учился в музыкальном колледже. Даже оркестром дирижировал. Мастер говорит, что мое музыкальное образование мне мешает. На первом курсе я делал учебную работу про Циолковского. В финале у меня взлетала ракета под оду радости Бетховена. Бетховен же оглох под конец жизни, как и Циолковский. Оба при жизни были бедными, непризнанными, но при этом до конца верили в добро и разум. Я думал, что все поймут мою отсылку к Бетховену и скажут: «Ай да Мишка! Ай да...!» Но вместо этого один педагог после просмотра сказал: «Представь, что если бы в финале у тебя ракета не под Бетховена, а под Наташу Королёву взлетала». Я тогда не понял. А сейчас, кажется, начинаю понимать. И поэтому в этот раз, когда работал над музыкой для «Ильича», позвал не композитора из консерватории, а парня из села Юргинское, что в Тюменской области. 

Ревизская сказка. Мой папа играет в народном театре. В детстве я часто ходил на репетиции спектаклей, иногда сам выходил на сцену в маленькой роли. Например, в спектакле «Ревизор» мой папа играл Хлестакова, а я в массовке бегал. Но зато в конце у меня был очень важный выход. Я выбегал и вручал городничему письмо, в котором было написано, что к ним едет настоящий ревизор. Представляете, какая важная роль. Вот замешкайся я и не вынеси вовремя письмо. В 16 лет я попал в театр на Таганке. За восемь лет пересмотрел весь репертуар, многие спектакли по несколько раз. Благодаря Таганке, начал читать книги. Тогда и стали приходить мысли создавать что-то самому. Вот как-то так я и попал во ВГИК на режиссуру мультимедиа в мастерскую Нормунда Гунаровича Лациса. Сейчас уже всего и не вспомнить, почему именно ВГИК. 

Мультивопрос. Поступая в институт на режиссера мультимедиа, я, конечно, не понимал, что такое мультимедиа. И до сих пор до конца не понимаю и объяснить не могу, когда спрашивают. А спрашивают часто. Наш факультет самый молодой во ВГИКе. Игровое кино — понятно, анимационное, документальное — понятно. А что такое мультимедиа? Может быть, вам станет понятнее, когда вы посмотрите наш фильм. Он мультимедийный. 

Честный смех. Все мои учебные работы по режиссуре можно посмотреть на моем канале на YouTube. Выкладывая их в интернет, я, конечно, понимал, что очень скоро мне будет смешно их смотреть. Но мне за них не стыдно. Все они делались честно и не в последнюю ночь.

Дело мастера не боится. Я искал сценарий для курсового фильма. Приносил мастеру около пяти различных заявок, но по тем или иным причинам они были отвергнуты. Тогда я, конечно, как часто это бывает, думал, что мастер меня не понимает и ограничивает мою свободу. Сейчас я знаю, что это ерунда. Мастер всегда прав. Я убежден, что только с этой установкой можно чему-то научиться. А затем я прочитал сценарий Алексея Жукова «На пороге Ильич». И сразу понял, что это то, что нужно, это чувство ни с чем не спутаешь, и тут мне, конечно, уже никто мешать не стал. 

Маленькая модель большого производства. Картину мы делали на ВГИКовской учебной киностудии один год. Ее бюджет составил 200 тысяч рублей. Все как положено: подготовительный период, съемочный и монтажно-тонировочный. Маленькая модель большого производства. 

Каждый за себя. В фильме четыре персонажа, каждого персонажа мы снимали по отдельности. То есть, если в кадре должно быть одновременно три персонажа, например мама, сын и Ленин, то снимали всех отдельно. Актеры на съемочной площадке не встречались. Это было связанно с особенностями технологии и, самое главное, с разными масштабами персонажей. Всего на съемку персонажей ушло 12 дней. 

Из жизни марионеток. Актеров снимали на сером фоне. Снимали покадрово, то есть актер делает небольшое движение, замирает и мы делаем фотографию, затем следующая фаза движения и т. д. Один дубль представляет собой серию фотографий. Такая технология называется stop-motion. Это как кукольная анимация, только вместо марионетки — актер. Представляете, какие у нас были долгие и скучные съемки. А когда актер должен был произносить реплику, он произносил слова по слогам: «НА-КАР-МИТЬ И СПРЯ-ТА-ТЬ». Затем я вырезал отдельно рты и подставлял под записанные реплики. После того как были отсняты персонажи, мы приступили к съемке стен, полов, окон и дверей. Затем из этих фотографий собирались комнаты. Потом эти комнаты начинали обживаться мебелью и предметами. Всю мебель и предметы мы тоже снимали отдельно. Мы могли потратить с художницей целый день для того, чтобы отснять кухонный стол во всех нужных ракурсах и нужном освещении. А затем все эти фотографии вырезались вручную. Я не подсчитывал, сколько всего было вырезано фотографий. Думаю, около двух тысяч. К счастью, у нас были помощники. 

Полезное расчленение. При таком способе съемки мы получили совершенно уникальное изображение. Все настоящее, но из-за того, что все снимали по отдельности, затем вырезали и собирали как коллаж, все чуть-чуть косое и кривое. А еще такой способ производства позволял нам полностью управлять процессом. Когда мы собирали по слоям кадр, мы могли перемещать мебель, менять цветовые настройки каждого предмета. Я мог разрезать персонажа и взять голову из одного дубля, а туловище из другого. Ну не чудо ли! Не знаю, во сколько раз такой подход увеличил производство, думаю, что во много, но я убежден, что это очень благотворно повлияло на историю. История — это самое важное. 

Ответ на мультивопрос. Вот это, наверное, и есть мультимедиа. Вместо того чтобы построить павильон и снять всех актеров разом в декорациях, мы снимаем их по отдельности, затем вырезаем каждую фотографию и т. д. Вы скажете: «А смысл?» На что я отвечу вам цитатой из Чехова: «Снег идет. Какой смысл?» 

Экономика должна быть экономной. Самым главным в подборе актеров для меня было найти Ленина и Пушкина. Пушкина я сразу придумал. Я сразу увидел в этой роли Игоря Гаспоряна, дальше была задача заманить его в наш фильм. Но, к счастью, он прочитал сценарий и согласился. А Ленина я искал долго. И так и не нашел. Поэтому решил сыграть сам. А еще благодаря этому мы сэкономили деньги на гриме. Парики и бороды на самом деле дело не дешевое. А я просто взял, выбрил себе лысину и подстриг бороду. Во время съемок неделю ходил, не снимая капюшона. Иногда представлял, как забудусь в метро и сниму капюшон, жарко ведь было, но ничего такого не случилось. Художница звала в Мавзолей. Не пошел. 

Леинн такой один. Говорят, что режиссеру нежелательно сниматься в своих фильмах. Потому что он должен видеть и контролировать со стороны все, что происходит на съемочной площадке. Но, признаюсь честно, мне понравилось. Судить о том, хорошо это было для фильма или плохо, сложно. Возможно, если бы был другой актер, то фильм был бы лучше, а возможно, хуже. Другого Ленина я тогда не нашел. 

Сибирский «Южный парк». Очень хотел песню на титрах. Найти готовую я не смог, все, что я слушал, было не то. Искал в интернете молодые музыкальные группы и наткнулся на ВИА «Южный парк». Солист этой группы — Миша Пуценко. Он живет в селе Юргинское, которое находится в Тюменской области. От Москвы 2000 км. Я решил, что он — это то, что нужно фильму. Связался с ним, Миша согласился написать песню и приехать в Москву записать ее. Записать песню в селе Юргинском было нельзя, потому что свои песни Миша тогда записывал на микрофон от скайпа. Приезд Миши в столицу и работа с ним над музыкой к фильму были самым интересным событием, которое произошло со мной за время работы над фильмом. Невероятно талантливый человек. Мне кажется, если он найдет себе в команду еще троих таких же талантливых парней, как он, то это будет второе пришествие «Битлз».

Несвятые источники. Вдохновлялись фильмом Retrocognition режиссера Эрика Патрика и фильмом Tango Finlandia Ханну Лайюнена и Томи Рионхеймо. Но я надеюсь, что у нас получилось что-то свое, на других непохожее. Вряд ли мы что-то новое открыли, но пару элементов, которые до нас не соединяли, возможно, соединили. 

Ушам не верим. Самым сложным в работе над фильмом для меня стало речевое озвучание. Мне нравится, что в кино можно создать персонажа из разных людей. Внешность взять одного человека, а голос — другого. Всех персонажей, кроме Пушкина, у нас озвучивали не те актеры, которые снимались. Мы долго со звукорежиссером подбирали голоса нашим персонажам. И мне кажется, мы их нашли. 

Смысл. Для меня этот фильм про то, что умом Россию не понять. А вот киновед Настя Травкина в рецензии на фильм написала так: «Короткометражная картина о выборе Россией исторических путей на протяжении последних ста лет». 

Равнение на классиков. Пока фильм был показан только на ВГИКовском 34-м фестивале. И он получил приз в номинации «За лучшую работу режиссера мультимедиа». Приз для меня очень почетный, потому что в разные годы призерами этого фестиваля становились Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Александр Миндадзе и многие другие. Приятно оказаться в таком списке. 

Счастливое событие. Премьера была в маленьком просмотровом зале. Половина, конечно, была знакомых. Все смеялись и хлопали. Мой сосед по комнате в общаге кричал, что хочет от меня детей. В минуты депрессии буду вспоминать этот показ. 

Без права на ошибку. Сейчас я ищу историю для дипломного фильма. Пока не нашел. С историей ошибаться нельзя. Если сейчас, в самом начале ошибешься, потом все впустую. Но я не ошибусь, когда найду, пойму, что это то, что нужно. Приходите через полтора года во ВГИК на премьеру. 

Олимпийское будущее. Сказать по правде, для меня кино — это одна из составляющих какого-то огромного театрализованного представления. Моя мечта — поставить открытие Олимпийских игр.

99 ПРЕМЬЕР 2013-2014 ГОДОВ

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].