Продолжение. Начало читайте здесь:

Часть 1. Ростов.

Часть 2. Сибирь.

«Эксперименты с элитными сырами — просто вопрос престижа»

Сеть продуктовых магазинов «Избенка» и «ВкусВилл», Москва

Текст ~ Юлия Дудкина

Те компании, которые с самого начала сделали ставку на российские продукты, чувствуют себя сегодня гораздо лучше остальных. О том, что изменилось в работе мелких российских производителей, как они реагируют на санкции и способны ли заместить импорт, рассказала Алена Несифорова, директор по маркетингу продуктовых магазинов «Избенка» и «ВкусВилл» (Москва).

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Это может показаться мистикой, но у «ВкусВилла» все хорошо — с января мы заметили рост, у нас по-прежнему открываются новые точки, и темпа мы не снижаем. Конечно, заметно дорожают закупки, но мы пытаемся сокращать другие расходы. Например, сейчас снижаются арендные ставки, потому что многие предприятия терпят крах и появляется много свободных мест. Три месяца назад нам предлагали помещение в Строгино за 750 тысяч, а сейчас за 500 тысяч, потому что арендаторов так и не нашли. То же самое с логистикой: появилось больше тендеров и можно найти оптимальные тарифы. Больше людей предлагают свои услуги за меньшие деньги.

Наша фирма работает в основном с небольшими предприятиями, и для них санкции так и остались новостью из телевизора. Конечно, нельзя сказать, что кризис совсем на нас не сказался — зарабатывать мы стали меньше. Но нам очень повезло, что изначально, в 2009 году мы решили, что будем работать с отечественными производителями. Если бы мы тогда начали закупать товары за рубежом, не знаю, что бы мы сейчас делали.

Трудно пока сказать, насколько модернизируется производство, но видно, что происходит перераспределение ассортимента. Например, раньше из Прибалтики поставляли безлактозную продукцию, а теперь наши российские поставщики стали спрашивать у нас, не хотим ли мы начать ее продавать. Но это было бы очень серьезным решением, с точки зрения финансов, а санкции могут и отменить, поэтому пока лучше действовать аккуратно.

Многие пытаются делать элитные сыры вроде рокфора. Были образцы, но пока они не очень похожи на оригинал. Однажды мы пробовали сотрудничать с российским производителем, который предлагал мраморную говядину, и технически они все делали абсолютно правильно, но мясо все равно было не такое, как в Австралии или в Новой Зеландии. Ведь там его изготовление — это вековая традиция, и климат в этих странах совсем другой. Единственное, что пока удалось по-настоящему качественно заменить, — это греческий йогурт, что-то среднее между питьевым йогуртом, творогом и сметаной. Его стали делать в Новгороде, и ценители говорят, что от зарубежного не отличить. В Йошкар-Оле сделали аналог сыра грана падано, получилось довольно похоже, но различия все равно чувствуются. Впрочем, все поставщики специализируются на основных товарах, и эксперименты с элитными сырами для них — просто вопрос престижа.  

С одной стороны, нам очень помог новый тренд — поддержка отечественного производителя. Об этом много говорят и пишут, россияне больше не боятся покупать отечественные продукты, и на нас стали обращать больше внимания. С другой стороны, стало труднее из-за того, что производители начали поднимать цены. Мы даже на какое-то время перестали закупать гречку: поставщик поднял цены почти в два раза, хотя дефицита не было. Просто в России как только кризис, так все бегут покупать гречку. А буквально вчера мы утвердили новую цену на гречку, которая всего на 10% выше старой. Ажиотаж прекратился, и цена опять снизилась.

Я бы вообще не сказала, что российским производителям стало намного труднее. Арендные ставки уменьшились — вполне можно позволить себе арендовать небольшой цех. Да, конечно, выросли ставки по кредитам, но те, кто с нами сотрудничает, обычно надеются на себя, а не на государство или кредитование.

«После введения санкций к нам обратились все сетевые ретейлеры»

Группа компаний «Лосево», Выборг

Текст ~ Екатерина Комова

«Лосево» делает молочную продукцию. Этот бизнес включает все стадии — от производства кормов для скота до продажи сыров в собственных фирменных магазинах. После введения санкций и «антисанкций» продажи серьезно выросли, и теперь компания собирается освоить производство мяса и выращивать овощи. О своих планах по захвату рынка рассказал генеральный директор и совладелец «Лосево» Эльдар Беглов.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Наша компания была создана в 2006 году на базе обанкротившегося предприятия «Сосновая горка». Я стал директором и совладельцем в 2012 году. За три года мы увеличили мощности в три раза, закупили итальянское оборудование и запустили производство итальянских сыров. Это направление мы начали осваивать еще до санкций: для выбора ассортимента и рецептур специально приглашали итальянского технолога, и сейчас выпускаем моцареллу, рикотту, маскарпоне, стракино, качотту и сыр «Лосево» (монтазио). Объемы производства сыров у нас пока небольшие, и реализуем мы их преимущественно в фирменных магазинах.

Нашей главной особенностью является полный замкнутый цикл, начиная от полей, где заготавливается корм для коров, фермы, молокозавода и заканчивая развозкой продукции в точки продаж на собственных автомобилях-рефрижераторах. Предприятие выпускает только натуральные продукты, поэтому никаких цехов по смешиванию натурального молока с сухим или с загустителями в принципе не было предусмотрено. После введения санкций наши продажи увеличились на 25–30%. К нам обратились практически все сетевые ретейлеры с предложениями о сотрудничестве — раньше они неохотно шли на контакт, а сейчас готовы предоставить выгодные для нас условия. Но пока мы планируем войти только в одну крупную сеть, а большую часть продукции реализовывать через собственные фирменные магазины.

Мы собираемся осваивать и новые для нас направления: мясное производство, овощеводство и птицеводство, поэтому нам необходимы новые кадры. Мы и раньше сталкивались с этой проблемой: хороших технологов, животноводов или агрономов очень сложно найти, молодых специалистов приходится выращивать практически с нуля, даже если они закончили специализированные вузы. Усугубляется положение и тем, что специалисты не хотят уезжать из города. Тут, кстати, могли бы быть задействованы беженцы из юго-восточной Украины. Наверняка кто-то из них занимался у себя на родине сельским хозяйством и имеет ценный опыт. Мы в «Лосево» готовы предложить им работу.

В целом санкции можно рассматривать как толчок для развития отечественного производителя. Однако один только запрет на ввоз иностранных продуктов ничего не дает, потому что нет возможности резко увеличить предложение. У нас уже несколько лет сокращается поголовье молочного скота — многим производителям не хватает сырья. Еще хуже ситуация с мясным стадом: всего в России маточное стадо составляет 500–600 тысяч голов, а для удовлетворения внутреннего спроса должно быть не менее 20 миллионов. Сейчас нестабильное время: прибыль предприятий сокращается, а риски растут. Но отечественные производители несут ответственность за продуктовый рынок страны и должны обеспечить население необходимыми продуктами. Читать дальше >>

В начало >>

«Все это прекрасно лишь до тех пор, пока у нас есть платежеспособные покупатели»

Производство детской одежды Brick-box, Санкт-Петербург

Текст ~ Екатерина Комова

Небольшая фирма по производству детской одежды может придумывать дизайн и заказывать пошив готовых вещей в России, но не может обойтись без импортных тканей. А тем более без покупателей, чьи доходы резко упали. Ольга Томшина, создатель и совладелица бренда Brick-box, рассказала о перспективах своего бизнеса.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Мне 30 лет, я мама двухлетней дочки. В начале 2013 года мы с моей подругой Марией Дюндик создали бренд детской одежды. Мы делаем небольшие коллекции, в которых вещи полностью сочетаются друг с другом и сделаны из качественных натуральных материалов. За год существования Brick-box мы вышли на самоокупаемость и добились узнаваемости у целевой аудитории: это женщины, живущие в крупных городах, с детьми от года до пяти, со средним и выше среднего уровнем дохода.

Стартовали мы в Петербурге, здесь же сейчас базируется все наше производство, швейное и трикотажное. Материалы в 2013 году мы покупали в Италии, так как у российских производителей нет подобного качества шерсти и тканей. Производство — тоже из соображений экономической выгоды — искали в Питере. Партии до 1000 штук дешевле делать в России. Сложность была одна: наши потенциальные покупатели весьма скептично относятся к российским брендам. Многие считают, что дизайнерская мысль осталась на уровне советской школьной формы. Мы начали сотрудничество с нашими знакомыми дамами, владелицами модных интернет-магазинов в Москве и Петербурге, потом запустили свои онлайн-продажи.

Потом грянул кризис. В ноябре-декабре прошлого года, когда с полок магазинов сметали телевизоры, кофеварки и пылесосы, у нас раскупили около 80% вещей. С точки зрения бизнеса у нас есть хороший шанс развиться, увеличить обороты и прочно закрепиться в пустующей нише отечественной дизайнерской детской одежды. Уже сейчас к нам в очередь выстраиваются интернет-магазины с предложениями о сотрудничестве, а поставки в Россию одежды европейских и американских брендов, таких как BBK, MiniRodini, Indikidual, MAA, TootsaMacginty, под большим вопросом.

До конца этого года у нас есть материальная база: ткани и пряжу, в том числе и на две коллекции, запланированные на этот год, мы купили еще в 2013 году по смешному курсу 43 рубля за евро. Наше производство находится в России, и платим мы за него в рублях — сейчас швейные фабрики готовы практически на любые наши условия. Ищем новых поставщиков — рассматриваем Индию и Китай как производителей шелка и хлопка, Монголию как поставщика превосходного кашемира. Да, нам приходится перестраиваться, быстрее принимать решения, менять планы и пересматривать бюджеты.

Есть одно большое «но»: все это прекрасно лишь до тех пор, пока у нас есть платежеспособные покупатели. По прогнозам Минэкономразвития, уровень безработицы увеличится, а покупательная способность упадет. Под ударом, надо полагать, находится как раз наша целевая аудитория. Небольшую часть вещей мы продаем за границу, но и это имеет смысл только в том случае, если к нашей стране относятся как к надежному и предсказуемому деловому партнеру. Наши иностранные продажи в декабре-январе критически снизились, и мы связываем это только с тем, что Brick-box — российский бренд, который себя так и позиционирует. Этот бизнес имеет смысл только тогда, когда можно быть уверенными, что через год, два, пять лет нас не накроет бетонной плитой неожиданных политических решений.

«Я пыталась размещать заказы в России еще до кризиса, но цены оказались в несколько раз выше китайских»

Компания по продаже сувениров и подарков «Букеты из игрушек», Санкт-Петербург

Текст ~ Екатерина Комова

Сувениры — сфера, которая почти целиком зависит от импортных материалов и у которой мало шансов на выживание в условиях санкций и падения курса рубля. Наталья Минеева, владелица компании «Букеты из игрушек», рассказала о том, как постепенно исчезает ее бизнес.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

По иронии судьбы, как раз в прошлом году в компании произошли заметные позитивные сдвиги: нам удалось привлечь крупных клиентов и расширить ассортимент. Я планировала ввести новые товары, а также нанять новых сотрудников. Но тут случилось страшное — доллар улетел в космос. Причем как раз тогда, когда мы оплачивали нашим иностранным партнерам продукцию к 14 февраля и 8 марта. Предоплаты были внесены, заказы большей частью выполнены, а у нас вдруг не оказалось достаточной суммы — я стала должна производителям в два раза больше, чем два дня назад. Мы вынуждены были отказаться от половины готовых заказов и перенести на неопределенное время оплату второй половины. Вопрос был даже не в отсутствии денег, а в том, будет ли кто-то покупать товары с новой астрономической себестоимостью в России.

Моя компания на 90% зависит от зарубежных поставщиков. Да, мы разрабатываем свой дизайн, ищем новые идеи, но все производство — это Китай и Гонконг, плюс немного Европы. Я пыталась размещать заказы в России еще до кризиса, но цены, которые нам предлагали отечественные производители, оказались в несколько раз выше китайских. И самое парадоксальное, что качество при этом часто бывает хуже.

Ситуация, мягко говоря, нестабильная, и как работать дальше, я пока не понимаю.  Ужимать расходы? Но у меня компания скромная, мы не занимали шикарных, гигантских офисов, да и лишних людей в штате нет. Отказались от всех поездок, повысили цены, задумались о том, чем заменить импорт. Решили попробовать собирать плюшевые букеты здесь, в Петербурге, но из этого ничего не вышло: сделанные нами букеты оказались не дешевле фабричных, но гораздо топорнее. Нам пришлось использовать более жесткую «гофру», поскольку выбор материалов на российском рынке гораздо менее богатый. Мелкие игрушки, из которых собираются букеты, даже гофрированную бумагу и органзу — все привозят из Китая, и все это подорожало в два раза. Чтобы обеспечить полный цикл производства, нужны большие деньги, длительные расчеты и главное — понимание будущей экономической ситуации. Так что пока я заняла выжидательную позицию.

Читайте также:

Часть 1. Ростов.

Часть 2. Сибирь

Часть 4. Пермь