Раджаб Сафаров, генеральный директор Центра изучения современного Ирана:

Это просто ненормально, когда такая мощная страна, как Иран, десятилетие находится под санкциями. Рано или поздно их должны были отменить. От них страдал не только сам Иран, но и вся мировая экономика. Республика оказалась отключена от важнейших геополитических событий. Теперь многие вопросы будут решаться более активно — например, борьба с «Исламским государством».

Как только санкции с Ирана будут сняты, экономическая и геополитическая картина мира в корне изменится. В экономике республики появятся огромные достижения, и между всеми странами, которые обладают тем или иным потенциалом, начнется ожесточенная борьба за этот лакомый кусок. Это касается и США, и европейских стран, и России с Китаем.  

Считается, что после снятия санкций Иран станет огромной угрозой для интересов нашей страны и что Россия поступила опрометчиво, поддержав договоренности. На рынке появится около миллиона баррелей нефти в день, и это приведет к дальнейшему обвалу цен на сырье. Но я этого мнения не разделяю. Мы можем легко заполучить новые контракты на миллиарды долларов по линии развития ядерной энергетики, Иран доверяет России. Мы можем сотрудничать и по части нефтегазового бизнеса, можем предложить республике многое по части нефтехимии и машиностроения. Крупный бизнес России наконец сможет претендовать на участие в иранской экономике. С другой стороны, нашим малому и среднему бизнесу вряд ли найдется место на иранском рынке. У них нет таких преимуществ, как высокие современные технологии и инвестиционные возможности, которые есть у западных компаний, так что здесь нас ожидают неприятные последствия. А вот между западными компаниями начнется такая конкурентная борьба, что они могут прямо-таки наводнить иранскую экономику своими инвестициями.

Понятно, почему США так хочет подписания соглашений: американцы ставят перед собой цели отделить Иран от России и сделать своим партнером и нашим конкурентом. Америке ничего не стоит включиться в экономику республики, и это тоже может создать для России определенные проблемы, ведь тогда Иран, разумеется, будет учитывать интересы США.

Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:

Снятие санкций с Тегерана открывает большие возможности для России. «Лукойл» уже заявил, что возвращается в Иран, многие другие компании — следом за ним. В прошлом году товарооборот между Россией и Ираном был неприлично низким — меньше миллиарда долларов. Теперь эта ситуация начнет исправляться. К тому же появится возможность возобновить военно-техническое сотрудничество. Не думаю, что улучшение отношений Ирана с США может как-то повлиять на его отношения с Россией. Республика всегда была самостоятельной. Даже когда еще до исламской революции Иран называли «американским жандармом на Ближнем Востоке», шах Ирана проводил самостоятельную политику и развивал отношения с СССР.

В экономическом плане снятие санкций с Ирана в первую очередь означает изменения на нефтяном рынке: многие боятся, что нефть может обесцениться. Но республика и сейчас экспортирует около двух миллионов баррелей в сутки, а увеличить экспорт она сможет в лучшем случае через год на 700 тысяч баррелей. Такое количество нефти, вброшенной на рынок, не сильно повлияет на цены. Скачки, конечно, будут, но несущественные.

Иран определенно будет выполнять договоренности по ядерной программе, у него просто нет другого выхода: за республикой будут очень пристально наблюдать сразу все страны мира, и любое малейшее движение будет тут же замечено. Сейчас западные эксперты считают, что, если Тегерану не мешать, ему потребуется несколько месяцев на создание ядерного оружия. Но теперь, после выполнения Ираном требований ЕС и США, это время увеличится в десятки раз.

Экономическая свобода должна пойти Ирану на пользу. После подписания соглашения республика вернется в международный бизнес, и ее роль в регионе станет гораздо более солидной. У Ирана появится заинтересованность в том, чтобы сотрудничать с Европой, Японией, Южной Кореей, Австралией. Эта заинтересованность должна стабилизировать политические действия Ирана, которые не всегда бывают адекватными.