Наши колумнисты
Ксения Туркова
Ксения Туркова: Словарный запас. Выпуск 19
Из очередного выпуска «Словарного запаса» вы узнаете, откуда взялось слово «бомбический», каково происхождение «Ничоси!» и почему снизу все стучат и стучат
Ничоси!
Апрель подарил нам мем, который внес вклад в освоение отрицательных местоимений.
Одним из лидеров среди поисковых запросов стало слово «Ничоси!». Это, как нетрудно догадаться, восклицание-удивление, образованное от словосочетания «Ничего себе!». Активно искать «Ничоси!» в интернете стали потому, что это не просто слово, а еще и персонаж: существо с поднятыми вверх руками и удивленно открытым ртом.
Интернет-мем «Ничоси!» раскрутила соцсеть «Вконтакте». Она добавила на страницу эту фигурку в виде стикера. Пользователи нажимали «Мне нравится» — и перед ними возникал удивленный персонаж. Слово стало распространяться так стремительно, что тут же появилось на страницах других соцсетей и в личной переписке.
Мем «Ничоси!» продолжает известную орфографическую игру со словами и словосочетаниями: кагбэ вместо как бы, негодуэ вместо негодует, патамушто вместо потому что и так далее.
У всех этих образований есть одна особенность. Это не просто игра в неграмотность — это изменение облика слова, которое меняет и отношение к нему. Иными словами, кагбэ не равно как бы, это не одно и то же. Как бы — нейтральное, кагбэ — слегка презрительное и высокомерное, дающее понять, что собеседник чего-то недопонимает, своеобразная попытка подкрепить аргумент.
Такая же метаморфоза происходит и с выражением «Ничего себе!». В устной беглой речи мы иногда так и произносим это сочетание приблизительно как «ничоси», но стоит только написать это на бумаге — и все меняется. Из нейтрального слово превращается в слегка мимишное, наивное, полудетское.
Впрочем, помимо вклада в стилистику, стоит отметить и вклад в орфографию. Персонаж Ничоси, сам того не ведая, помогает нам запомнить, как пишется местоимение «ничего» — через И, потому что позиция безударная.
В эпоху, когда за различение не и ни носителю языка впору ставить памятник, к таким полезным мемам я бы относилась с особым уважением.
А еще восклицание «Ничоси!» уж очень актуально. Достаточно включить телевизор, чтобы убедиться в том, что оно подходит практически к любой новости.
Бомбическая сила
- Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Недавно у меня спросили, откуда взялось в современном языке слово «бомбический». Разве оно существует? Разве все эти бомбические луки и наряды, бомбические торты и пироги, бомбические фильмы и актеры имеют право на существование?
На первый взгляд, нет. Слова «бомбический» в значении «классный, клевый» ни в одном словаре, включая словари жаргона, мне обнаружить не удалось.
Но вот с тем, что такого слова в принципе не существует, можно поспорить. Беглый взгляд на результаты запроса «бомбический» в Национальном корпусе русского языка показал: слово существует и встречается в нескольких литературных источниках.
Иван Гончаров в одном писем в середине XIX века писал: «Что будем делать ― еще сами не знаем, только к 50 пушкам прибавили здесь еще 4 бомбические пушки (для бросания бомб), а в трюме лежит тысяча пуд пороху».
Иван Аксаков в письмах к родным тоже упоминал этот тип вооружения: «В это время по распоряжению Меншикова подвезли к 12 пушкам 300 бомбических орудий с кораблей наших и как хватили по французам, так множество положили на месте, а прочие бросились бежать и стали верстах в 5 от Севастополя».
Николай Римский-Корсаков писал родителям, что «стрелял из пушек, бомбических и обыкновенных».
Справедливости ради стоит сказать, что слово это редкое и даже в текстах того периода попадается нечасто. Что не отменяет того, что оно существует! Разница в том, что тогда оно употреблялось в прямом значении: бомбический — стреляющий бомбами.
Бомбическое на современном сленге — это нечто убойной силы, что-то сражающее наповал.
Если так пишут о женщине, сразу вспоминается характеристика «секс-бомба». Если о еде или фильме — просто «бомба».
Не думаю, что у этого слова есть перспективы войти в словари, разве что в словари жаргона. Сложно сказать и о том, выйдет ли это прилагательное за пределы интернет-сленга. Пока представить на овощном рынке надпись «Бомбические огурцы!» я как-то не могу.
Стучат и стучат
- Иллюстрация: Atkritka
Пожалуй, главная цитата-штамп последнего времени — это афоризм Станислава Ежи Леца о дне, с которого стучат. Воспроизведу «исходник» полностью: «Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали».
«А со дна все стучат и стучат», «опять постучали», «снова снизу постучали» — всеми этими словами обычно сопровождается любой пост в «Фейсбуке», посвященный какому-нибудь абсурдному, нелогичному, выходящему за рамки разумного событию. И главное, свидетельствующему о некоей деградации, падении.
Запрет сказки о Колобке в Иркутске, видеоролики о «пытках на Лубянке», проверка Следственным комитетом танцевальной группы, которая исполнила «танец пчелок», — все это из того самого дискурса «стучания со дна».
Но знаете, что я отметила, читая многочисленные подписи о дне к ссылкам и видео? Что они, несмотря на то что превратились в штамп, никого не раздражают. Как правило, пользователи соцсетей штампы (структурные или основанные на цитатах) не любят. Стоит только написать под своим рассказом «Занавес!» — как тут же узнаешь, что писать это слово совсем не стоило, а в комментариях развернется дискуссия совсем не по теме.
Но тут — удивительно! — никто не возмущается. А со дна стучат и стучат. Возможно, именно поэтому противники штампов так терпимы по отношению к этой крылатой фразе: новостей, которые могут вызвать такую реакцию, много, а выражение уж очень точное, лучше не придумаешь.
Впрочем, когда-нибудь (я в этом уверена, потому что люди у нас добрые) очередной пост с сопроводительной записью о «дне» прокомментируют так: «Людям, которые постоянно пишут о дне, с которого стучат, надо настучать по голове чем-нибудь тяжелым! Извините, накипело!»

Хороший язык, Ксения, хороший тон. Очень профессионально. Вам надо издать это книгой, когда накопится.
С уважением, А
Эту реплику поддерживают: