Лет 30 назад уроки тоже были необходимой частью всякого приличного детства. Я хорошо помню эти ежедневные унылые сидения за русским и математикой. А еще лучше помню мандраж моей мамы, которая страшно переживала за успеваемость. Несделанные уроки были редкостью и позором (из чего, правда, вовсе не следовали хорошие отметки). Семейные вечера то и дело посвящались решению очередных задач с дробями и скобками. Но, все-таки, в 1980-е «трава была зеленее» — кажется, никто не сидел за упражнениями целыми днями. А нынешние дети ведь сидят?

Я позвонила Наталье Астаховой — учителю английского с 30-летним стажем. Наталья Львовна думает, что сейчас в школе учиться гораздо тяжелее. Предметов стало больше, требования — выше. Хотя каждый учитель старается оставлять на дом минимум, в сумме ученик все равно получает длинный список заданий: «Я даю два-три упражнения, в которых нужно только вставить слова. Но еще есть устные задания. И новые слова надо учить каждый день. И неправильные глаголы. А тут еще и ЕГЭ». В общем, особенных перспектив не видно: предметов так и будет все больше с каждым годом, времени — все меньше.

Я наивно думала, что этой проблемой мучаются только родители русских школьников — мол, наследие старых методик, несовершенство системы и так далее. Но сегодня «худшая мать Америки» опубликовала в своем блоге пост об американских школьниках. Выяснилось, что они тоже страшно мучаются. «Меня уже тошнит от того, что школьный день растягивается до бесконечности, съедая даже воскресенье», — пишет Ленор Скинази.

Правда, американские родители не ограничиваются жалобами в блогах. Сара Беннетт написала книгу «Дело против домашних заданий: как домашние задания заставляют детей страдать и что родители могут с этим сделать» и ведет блог Stop Homework, куда собирает истории про успешную борьбу с «домашкой» по всей стране. Вчера в нем опубликовано письмо ученицы 10-го класса частной школы в Нью-Йорке. Она решила бросить школу из-за обилия домашних заданий, на которые ежедневно уходило по шесть часов.

«После первых же недель 10-го класса мои силы уже были на исходе из-за огромного количества бессмысленных домашних заданий... Я была вынуждена бросить занятия музыкой — впервые за восемь лет, — пишет девушка. — Я чувствую, что мое любопытство и желание учиться постепенно исчезают, когда я трачу время на задания, которые как будто специально для этого и придуманы — чтобы тратить время. Я ужасно расстроена и разочарована тем, что школа, в которую я попала, так сильно отличается от школы, в которую я так хотела попасть».

Может ли оценить ученик «осмысленность» заданий, которые ему даются? Так и хочется списать эту историю на лень, нерадивость или отсутствие мотиваций. Но вопрос, зачем школьнику нужны домашние задания, прямо связан с вопросом, зачем дети вообще учатся в школе. И, естественно, с тем, какую именно школу мы выбираем. Например, задача обретения простейших социальных навыков и минимального набора общих для всей нации знаний решается в обычной районной школе. В ней будет много домашних заданий, но если их не делать, никто и не заметит. Подготовкой в вуз и полноценной загрузкой мозга занимаются традиционные спецшколы. В них придется дневать и ночевать с нерешенными задачами уровня мехмата, но это обычно и называется «хорошее образование». Можно выбрать частные экспериментальные школы, где может и вовсе не быть домашних заданий, но вся ответственность за результат останется на родителях. Ну и так далее — список не исчерпан.

А девушка из Нью-Йорка еще не решила что делать — искать школу получше или перейти на домашнее обучение.

Хотя и в Америке, и в России не так просто повлиять на образование, движение против домашних заданий будет только расти. За это время каждый успеет определиться.

А что бы вы стали делать — протестовать против перегрузки или подыскивать другую школу?