При этом, по его словам, запасы нетрадиционной нефти — баженовской свиты в Западной Сибири, доманик Волго-Урала и другие — «в разы расширяют горизонт обеспеченности». Министр добавил, что сейчас важно не только наличие ресурсов, но и способ их разработки.

«Раньше из недр извлекалось 30 процентов традиционных видов полезных ископаемых. А сейчас, благодаря новым технологиям, эта доля может прирасти и теми запасами, извлечение которых возможно и рентабельно в текущих экономических условиях», — сказал Донской.

В настоящее время разработка ведется на глубине 3-4 километра. А бурение на более глубокие горизонты может дать серьезный запас жидких углеводородов. Кроме того, «есть арктический шельф и месторождения на арктическом побережье», где пока не приступали к разработке по климатическим, технологическим и экологическим причинам, рассказал министр. «И наконец, во многих странах сейчас все больше обращают внимание на нетрадиционные типы месторождений. Помимо сланцевых проектов, есть газогидраты. Ряд стран их сейчас активно изучает и апробирует», — объяснил министр.

Проекты по добыче сланцевых ресурсов при текущих ценах на нефть не угрожают российскому нефтяному сектору, успокоил Донской. Снижение цен сделало разработку месторождений сланцевой нефти невыгодным, и это привело к снижению темпов добычи. По сравнению с традиционными месторождениями, разработка сланцевых источников требует больших затрат.

Тем не менее, Донской признал, что Россия должна «принять этот сланцевый вызов», и предложил решение. По его мнению, необходимо развивать компании, которые занимались бы разработкой и применением новых технологий. Однако для этого нужна помощь и объединение государства, недропользователя и инвестора, добавил Донской.