Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Отлучите меня

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News
+T -
Поделиться:

Я не видел, как протоиерей Дмитрий Смирнов вломился на концерт, посвященный празднованию дня рождения радиостанции «Серебряный дождь». Но, услыхав об этом святоотеческом подвиге и увидав фотографии его, я испытал острое чувство неловкости.

Когда был скандал с группой Pussy Riot (их выходка в храме Христа Спасителя, к слову сказать, тоже вызвала во мне чувство неловкости), когда вся прогрессивная общественность набросилась на православных, многие мои православные друзья писали в социальных сетях: «Вы нас не знаете! Мы не такие, какими вы нас себе напредставляли!»

Теперь нас знают. Мы показали себя. Мы вламываемся к соседям без спроса и портим им праздник. Мы не можем потерпеть, если у соседей играет громкая музыка, не в позднее вечернее время даже, а среди бела дня. Тогда как соседи с пониманием терпят, когда в пасхальную ночь, например, наши колокола трезвонят что есть духу и не дают спать всему атеистическому либо инославному околотку.

Мы ведем себя неприлично. Те самые церковные облачения, которые Ксении Собчак нельзя было даже примерить в шутку, мы вытащили теперь на сцену и замешали в скандале. Повторяю, это не кощунница Ксения Собчак вылезла на концертную эстраду в епитрахили, это священник Дмитрий Смирнов вылез. Священник! В одеждах, предназначенных исключительно для богослужения! Ввязался в скандал!

Боже, как неловко!

Особенное чувство неловкости я испытываю в тех случаях, когда неприлично ведут себя люди, к числу которых я отношусь. Если на курорте каком-нибудь английские туристы под окнами гостиницы орут ночью футбольную кричалку, я испытываю всего лишь дискомфорт, потому что меня разбудили. Но если под окнами в ночи русские туристы орут «Таги-и-и-ил!», я испытываю острое чувство неловкости и стыда, потому что они орут на моем языке, на языке Пушкина и Толстого, который я знаю и люблю. И мне особенно стыдно, потому что я уверен: Ахматова клялась «сохранить тебя, русская речь, великое русское слово», не для того, чтобы под окнами гостиницы в Анталии орать «Таги-и-и-ил!».

И про епитрахиль я знаю, зачем она. Я знаю это особенное чувство, когда епитрахиль накрывает мою склоненную и покаянную голову. И я представить себе не могу, что должно случиться, чтобы епитрахилью размахивали на концертной эстраде.

Мне неприятно было видеть неприличные выходки православных активистов вроде Дмитрия Энтео, но все же терпимо, поскольку я не отношу себя ни к активистам, ни к фундаменталистам, ни к фанатикам. Но в Символе Веры у нас написано: «Верую во Единую, Святую и Апостольскую церковь». А она Единая, Святая и Апостольская во всей соборности своей и единстве, с апостолом во главе, с атрибутами своими и в апостольских облачениях врывается к соседям, переворачивает столы, лезет на сцену и портит праздник. Во что же я теперь верую? Это ж теперь Символа Веры не прочтешь без горькой усмешки.

Главная беда в том, что от церкви, которая теперь замешана в отвратительном скандале, я не могу отстраниться. Вот не нравятся мне депутаты Государственной думы, принимающие идиотские законы о запрете кружевных трусов и густоте тонировки автомобильных стекол, вместо того чтобы принять множество наинужнейших законов, — ну, так я и не хожу к ним в Госдуму, и по телевизору про них не смотрю, и в газетах про них не читаю. Не нравится мне, как орут и беснуются футбольные фанаты, — так я и не хожу на футбол.

Но к Русской православной церкви я чувствую себя имманентно принадлежащим. Я не могу отказаться от того, что я православный человек. И стало быть, теперь я — один из людей, которые врываются к соседям, чтобы портить им праздники.

Это очень горько.

Комментировать Всего 21 комментарий

Уместно ли в подобных случаях говорить об оскорблении чувств верующих? А также, например, когда священник РПЦ освящает ядерное оружие или стриптиз клуб? 

https://www.youtube.com/watch?v=HlCpnxMQnTY

Эту реплику поддерживают: Стас Жицкий, Сергей Мурашов, Алексей Буров

Увы, мне кажется, уместно. Потому что оскорбить чувства верующего гораздо эффективней может именно соверующий, который дискредитирует Церковь, нежели далекий от Церкви неверующий, который может наговорить или наделать глупостей, но почти никак не может повлиять на ее репутацию. Хотя оскорблением я б это не назвал – это, скорее, огорчение. Становящееся все более и более сильным. 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Мне кажется, те православные, религиозные чувства которых обижает или оскорбляет такое поведение иерархов, официальных представителей их церкви, могли бы подумать о судебном иске. Сутяжничество, конечно,  не слишком хорошо согласуется с верой, но в данном случае это могло бы 1) привлечь внимание общества к проблеме оскорбления религиозных чувств сверху, со стороны самой религархии; 2) способствовать деконструированию самого закона об оскорблении чувств верующих, поскольку по такому закону сами представители церкви несут не меньшую, а по сути даже бОльшую ответственность, чем рядовые граждане. 

Идея неожиданная. Но, кстати, можно подать заявление именно в церковный суд РПЦ – он как раз и должен заниматься  "церковными правонарушениями епископов и клириков против своих пастырских обязанностей", как написано в документе под названием "Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами".

Конечно, своего они не "сдадут", но, может, хоть прецедент появится.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Christina Brandes-Barbier de Boymont

когда священник РПЦ освящает ядерное оружие или стриптиз клуб?

А ведь для освящения этот священник может ещё и выбрать стилизованное под икону изображение Сталина...

Так и я о том же. Разве эта сталинская "икона" или освящение стриптиза не кощунственны? И если церковь не отстраняет такого священника от служения, значит, она оскорбляет чувства верующих. 

Делается то что позволено, что безопасно. Можно вломиться и на "Серебряный дождь", и в православный храм и вытворять там непотребства. Ведь за это не убьют, а может даже еще и похвалят. А вот попробуйте так же вломиться на какую-нибудь кавказскую радиостанцию, или в мусульманскую мечеть! Ни у лихого священника, ни у лихих бабенок из "пусси-райт", думаю, на это духу не хватит, ведь за это в лучшем случае искалечат,а то и убьют. Так что получается как в той поговорке "молодец против овец", а против настоящего зверья все их "мужество" сразу куда-то уходит, все равно куда в патриотические, или в демократические "недра".

Вот не знала, что символом веры в православии служит церковь! ("Верую во Единую, Святую и Апостольскую церковь»). Во всех остальных вариантах христианства веруют все-таки в Христа, и иногда в его отца, а еще иногда в святого духа. А если приходиться веровать в "церковь" - то есть в группу людей - так чего ж удивляться, что её представители вообразили себя божествами? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Anna Hakopian

Да, уровень компетенции у г-жи Пальмер как всегда  зашкаливает. 

 Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam ecclesiam. Amen. 

Ну и посмотрите, к чему это привело...

Елена, ну, простите, ну, нельзя же так совсем ничего не знать. Символом веры в православии служит не церковь, а "Символ Веры" -- это молитва такая, в которой перечисляется, во что именно верующий верует. "Символ веры" принят всеми ветвями христианства с небольшими разночтениями. Собственно, главное противоречие между православием и католичеством -- вопрос filioque -- касается именно трактовки одного маленького фрагмента "Символа Веры", но не того, где декларируется вера в Церковь. В Церковь веруют все основные ветви христианства. Там довольно длинный список, посмотрите, если интересно. В частности, да, мы веруем в Церковь, именно что в группу людей. Мы действительно считаем, что спасать душу следует командно. Ну, как океанской яхтой нельзя управлять одному, а можно только командой. Эта мысль кажется мне довольно неглупой. Одному выйти из скотского состояния трудно: придется огородиться семиметровым забором и расставить по периметру автоматчиков, тем самым вернувшись в скотское состояние. Трудно жить с соседями мирно, если соседи с тобой мирно не живут. Поэтому добиться мира можно только вместе -- да, группой людей.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Кредо

К Панюшкину:

Христианские Кредо (Glaubensbekenntniss, они же Символы веры) это краткие, фиксированные композиции, содержащие перечисление важнейших элементов вероисповедания. Своего рода формулы. Кредо варьируются в соответствии с исторической эпохой, политической ситуацией, национальными особенностями локальных христианских церквей. В разное время разные кредо утверждаются разными церковными авторитетами. Старейшее из известных кредо сложилось в первые годы зарождения христианства в Риме и содержало всего одну фразу из нового завета: Иисус есть Бог. В дальнейшем это безусловно основополагающее кредо модифицировалось чуть ли не каждые сто лет под властью непрерывно сменявших друг друга иерархов. То, которое приводите Вы, Валерий - кредо русских ортодоксов было утверждено в 1839 году если не ошибаюсь патриархом Филаретом. Я говорю "если не ошибаюсь" потому, что среди множества интересующих меня вещей религия, и в особенности ортодоксальная, стоит на самом последнем месте. Или лучше из уважения к чувствам верующих сказать - из небольшого числа абсолютно меня не интересующих вещей религия занимает почетное первое место. Поэтому проводить корректный investigation я не собираюсь.

Вообще-то, отношусь ко всем верующим людям с симпатией и сочувствием - когда-то ведь и сама страдала этим недугом. Но к сожалению, у новых русских православных есть эта странная тенденция навязывать свои религиозные симпатии окружающим и строго осуждать тех, кто не проявляет воодушевления. Что и случилось на праздновании Серебряного Дождя. По-моему такое поведение - чистой воды экстремизм. Обычно этим страдают люди малообразованные и неинтересные. А вот слышать подобное от журналиста-интеллектуала еще пока не приходилось, Валерий. Мне кажется, у Вас это должно пройти - Ваша (очень хорошая) статья содержит все признаки начинающегося выздоровления! Успехов Вам!

К Генину:

Дорогой Владимир Генин, ну Вы-то должны знать "на слух" евангелическое кредо, принятое во всех соборах Германии! Там нет ни слова о церкви - это бы полностью противоречило самому духу протестантизма. Для информации почитайте https://de.m.wikipedia.org/wiki/Christliche_Glaubensbekenntnisse. ( извините, но Мне лень переводить эту статью для наших спорщиков на русский).

Ко всем с любовьюВаша Пальмер)))

Das Evangelische Glaubensbekenntnis

Ich glaube an den Heiligen Geist, die heilige christliche Kirche, Gemeinschaft der Heiligen, Vergebung der Sünden, Auferstehung der Toten und das ewige Leben.

Никео-Константинопольский символ веры неизменен с 381 года.

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Hinde Street Methodist Church около Manchester Square Gardens в Лондоне

I believe in God, the Father almighty,creator of heaven and earth.I believe in Jesus Christ, God's only Son, our Lord,who was conceived by the Holy Spirit,born of the Virgin Mary,suffered under Pontius Pilate,was crucified, died, and was buried;he descended into hell.On the third day he rose again;he ascended into heaven,he is seated at the right hand of the Father,and he will come to judge the living and the dead. Amen

- пришлось сходить послушать. 

Все. Отлучаем.

Вероучительные положения методизма изложены в форме 25 утверждений, которые представляют собой сокращенный вариант (сделанный Дж.Уэсли) 39 статей англиканского символа веры. 

Символ ВЕРЫ Верую.В тебя - всемогущий Бог Отец ,творец вселенной,Верую в Сына единородного твоего- Господа нашего Иисуса Христа,Зачатого Святым Духом и Рожденного пресвятой Девой Марией,Казненного Понтием Пилатом, и распятого на кресте,Да воскресшего на третий день, вознесшегося на небеса.И пребывает по правую руку всемогущего Бога, от куда придет Он свершить суд над живыми и мертвыми. Верую в Святого Духа.Верую в великую Апостольскую Христову Церковь, Общение верующих, Прощение грехов, в воскрешение тела нашего и в вечную жизнь.Аминь. МЫ ВЕРИМ в Бога, Творца мира; и в Иисуса Христа как в Господа Бога нашего и Спасителя,Искупителя Творения. Мы верим в Святого Духа, через которого мы воспринимаем Божьи дары, и мы раскаиваемся в нашем грехе неправильного использования этих даров в идолопоклоннических целях. Тем самым мы верим в Святую Троицу как три ипостаси одного единого Бога. 

Вот я и говорю: очень креативный жанр! думаю можно и Святого Иосифа (Виссарионыча) добавить - пусть потомки дивятся)))

Елена, если кто-то кое-где у нас порой что-то в вашем присутствии не произнес (может, прочитал ваш комментарий и испугался, как бы чего не вышло) - это вовсе не колеблет тысячалетних канонов. Символ Веры - это клятва почище клятвы юного сторителя коммунизма, и в качестве таковой в ней священно каждое слово. Символ Веры произносится принимающим Крещение. Это ритуальное действие, в котором невозможно изменение и буквы, ибо тогда оно потеряло бы свое магическое значение. Изменение текста возможно только на Вслеленских Соборах. Секты, вероятно, что-то в нем меняют - на то они и секты. Различие в 1 маленькой детали развело православие и католичество по разные стороны. А вы говорите - креативный жанр! Для вас уже разогревают сковороду. 

Какая невероятная некомпетентная чушь.