Облизанный Обама и зараженная санкционка. Что удивило на неделе

Башли для казаков, нефть галдырдымс, экскурсии на БТР и гусям вход запрещен

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News
+T -
Поделиться:

Говорите правильно: вместо «вау!» — «вабабай!» — с таким призывом выступили переводчики Центра комиксов и визуальной культуры. Они обратились в Институт русского языка с предложением иностранные восклицания в книгах и комиксах заменять русскими словами, а также словами из языков народов бывшего СССР.

При этом авторы обращения сразу дают понять: речь идет не просто о каких-то междометиях, у замены слов — важный политический смысл: «Это было бы более правильным и патриотичным, чем калькирование с английского». В обращении уже предусмотрены конкретные шаги. Английский звук почесывания в комиксах — «скрэтч-скрэтч» — предлагается заменить на выражение «чорх-чорх» (чорх — «чесаться» на лезгинском языке). Особую неприязнь у авторов обращения вызывает восклицание «вау!». Наверное, впервые жители нашей страны встретили это слово в пьесе Шоу «Пигмалион». Тогда эти звуки еще пытались передать несколько по-другому:

«Цветочница (удивленно). У-у-ааааа-у!

Человек с записной книжкой (хватаясь за карандаш). Боже правый! Какие звуки! (Торопливо пишет и зачитывает). У-у-ааааа-у!»

И вот теперь вместо этого «вау» предлагают использовать популярные на Кавказе восклицания «вабабай» или «йо». Еще авторам очень нравится многообразиеоттенков слова «падение» в марийском языке: «галдырдымс» — если упало что-то большое, «дубердымс» — если упало что-то средних размеров, «цингельдымс» — если упало что-то маленькое.

На форумах любителей словесности уже радуются, как образно можно будет описывать нашу жизнь: «Нефть галдырдымс, народ — йо, правительство чорх-чорх». Да и в комиксах все теперь будет значительно красивее:

История знает немало случаев переделки иностранных комиксов и сказок. У нас самый знаменитый пример — Буратино. А Умберто Эко в одной из своих книг описывал,как в Италии в 1930-х годах началось наступление на американские комиксы: их героям стали давать новые, итальянские имена. Микки-Маус превратился в Тополино, а его лучшего друга пса Гуфи переименовали в Пиппо.

Но у наших реформаторов фантазия по части замен, пожалуй, богаче. Еще одна запоминающаяся идея из обращения в Институт русского языка: звук втягивания горячей жидкости в американских комиксах предлагается заменить на восклицание «сссурч!» (от армянского «сурч» — «кофе»).

Обогащать комиксы новыми восклицаниями можно до бесконечности: например, для некоторых сцен хорошо подойдет корейское выражение «чик-чик, пок-пок».

На фоне этих инициатив в языкознании звучат предложения искоренять не только иностранные слова, но и иностранных героев. В сети появился ролик о приключениях Железного человека в России: он веселился и прыгал — и тут к нему подкрался незаметно древнерусский витязь.

В соцсетях по поводу ролика, посвященного Фестивалю средневековой реконструкции, споры. Одни выражают недоумение, что витязь нападает на Железного человека исподтишка, со спины. Другие радуются победе витязя: «Голливудский супергерой получил по щщам!»

* * *

В Госдуме боятся биологической атаки Запада через санкционные продукты. У некоторых депутатов возникли страшные подозрения,которые информационные агентства описывают так: «Враги России могут специально вживить заразу в еду». Депутат Черкасов: «А вдруг в сыре присутствуют кишечные палочки, причем заведомо туда заложенные?»

Законодатели ищут все новые обоснования тому, что запрещенные европейские продукты надо уничтожать, и это уже делается самыми разными способами.В сети вновь популярны старые шутки о похоронах еды.

Некоторые так увлеклись, что уничтожили и 500 кг продуктов из ручной клади граждан,хотя в указе президента о ликвидации санкционных продуктов говорится, что это не касается ввоза продуктов физическими лицами для своих нужд. Таким особенно активным борцам в сети предлагают присваивать разные почетные звания, например, «Лучший сыродав».

Молочно-продуктовая отрасль вызывает в блогосфере особенно много эмоций: «Сыр перед сожжением пытали, чтобы узнать имя производителя». Сыры фигурируют в клипах и фотожабах, иногда в компании с известными историческими личностями:

В разные времена политики в разных странах демонстративно уничтожали еду. В начале прошлого века американский писатель Синклер написал такие ужасы про чикагский мясокомбинат, что президент Рузвельт выкинул свои сосиски в окно Белого дома и потребовал срочно навести порядок.

Сейчас порядок наводят у нас, и хештег #РоссияЖжет даже вошел в мировой топ Twitter.

Часть населения отвечает партизанскими вылазками: с полигонов растаскивают фрукты и овощи,подлежащие уничтожению. Для предотвращения этих безобразий можно посоветовать властям опять же опыт США периода Великой депрессии. Вот как это описывал Стейнбек в романе «Гроздья гнева»: «Апельсины вагонами высыпают на землю, люди пытаются их подобрать — и апельсинные горы заливают керосином из шланга».

Защитники пармезана в панике. Некоторые боятся дефицита и заявляют, что, возможно, пора познакомить молодежь с базовыми принципами советской жизни:

В Перми умело соединили продовольственную тему с большой политикой: там кампанию по ликвидации санкционной еды дополнили собственной инициативой— уничтожать и еду в виде иностранных политиков. Такое сакральное поедание врагов. На полках с конфетами появились пакетики с портретами Обамы, Меркель, Порошенко — и с яркими запоминающимися стихами:

Они хотят нас съесть нахально,

Съедим-ка лучше их буквально.

Только мне кажется, продукт выбран неудачно. Обама и другие враги изображены на леденцах: чтобы съесть, придется их долго облизывать.

* * *

В Ярославле на одном из пустырей вдруг появился светофор:

Картина наводит на философские размышления, примерно как у Кафки:«Есть место назначения, но нет пути». Светофор исправно работает.«А дорогу украли», — пишут местные жители. У чиновников — более красивые объяснения: «Строительство дороги из-за недостатка финансирования отменили, но светофор успели поставить». А работает он, чтобы не спилили и не унесли — так объяснили ситуацию представители мэрии Ярославля: «Когда объект находится под напряжением — это гарантия, что светофор не украдут, а такие случаи нередки».

В Ярославле живо обсуждают этот памятник плановому хозяйству. Некоторые предлагают: «Пусть это будет пост для наказания провинившихся гаишников».

С большой выдумкой к благоустройству территории подошли и в Карелии: там депутаты запретили гусям ходить по берегу озера — им разрешается только плавать, чтобы «не загаживали берега». Наверное, депутаты что-то услышали про совещания в правительстве — об ужесточении санитарных норм по содержанию животных в личных хозяйствах. И вот родилась инструкция, где все детально прописано: «Владельцы гусей, при желании обеспечить им водные процедуры, обязаны организовать доставку птицы к озеру, минуя береговую зону». То есть гусей надо нести на руках. Нововведение уже опробовано в одном из селений республики.

Тем временем в соревнование удивительных инициатив вступают все новые участники. Каждому депутату — по палке: такое предложение родилось в Законодательном собрании Ленинградской области. Авторы поправки предлагают обязать всех депутатов и госслужащих иметь на рабочем месте штатив для селфи, чтобы после приема благодарные посетители могли сфотографироваться с хозяином кабинета.

Впрочем, по богатству фантазии в Петербурге у чиновников есть достойные соперники — это местные казаки. Их новая инициатива оказалась, пожалуй, самой удивительной. Казакам в их общине выдали первое жалованиесобственной валютой.

В общине выпущены банкноты трех видов:гроши (100 рублей), алтыны (1000 рублей) и башли (10 000 рублей), с портретами исторических деятелей: от героев 1812 года до Николая II и Путина.

Президент на этой неделе вдохновил и питерских художников по песку. Они использовали его образ для выставки «Мой Пушкин».

Как удачно заметили комментаторы, «это Путин отбирает Звезду Героя России у Пушкина за крамольные стихи про декабристов».

Кстати, возвращаясь к башлям: по одной из легенд, первые деньги изобрели греки, которые осаждали Трою: они долго сидели под стенами крепости, заняться было нечем, от безделья стали играть в азартные игры — и игроки придумали, как расплачиваться друг с другом. Казаки в Питере говорят, что их валюта предназначена не для таких безнравственных целей: они будут расплачиваться ею за продукты внутри общины, ремонт бытовой техники и разные коммунальные услуги. Некоторые услуги в изложении главы общины атамана Полякова выглядят своеобразно:«Расплачиваться за обучение на БТР, на котором будут проводиться экскурсии по городу». И пример благородной скромности: себя атаман велел изобразить на самой мелкой купюре — в 1 грош.

Атаман очень доволен казачьими грошами. А блогеры пишут: интересно, они хотя бы мягкие?