Завтраки с Ксенией Соколовой

Алексей Венедиктов: Я ходячий мертвец

«Эху Москвы» — 25 лет. Накануне годовщины главный редактор Алексей Венедиктов встретился с Ксенией Соколовой и рассказал ей о своих отношениях с Путиным и Лесей Рябцевой, о том, в чьем пупке он готов быть алмазом, как стать чемпионом по серфингу на говне, о трусости, наглости и цинизме, а также о том, каково это — жить после клинической смерти

+T -
Поделиться:
Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

В начало >>

СПрежде чем мы перейдем к нахальным подросткам, давайте еще немного вспомним старую гвардию. Я хочу просить про господина Лесина.

А, Лесин! Не путать с Лесей Рябцевой. Я вам расскажу замечательную историю, которую еще никому не рассказывал. У меня в телефоне Лесин и Леся, понятно, стоят рядом. И вот, дело происходит в начале 2014 года. Леся в тот момент ушла с «Эха» на 4 месяца, мягко говоря, по личным причинам, а Михаил Юрьевич меня прессовал. Однажды я психанул и написал ему эсэмэску: «Послушай, сука…». Дальше несколько матерных слов в том смысле, что «если ты еще раз позволишь себе бла-бла, то я тебя, твою маму…» В общем, как положено между нами, московскими пацанами. И я уже собирался это отправлять, когда у меня соскочил курсор, и я увидел, что, не общаясь с Рябцевой три месяца, я эту матерную инвективу посылаю ей! Буквально чудом я схватил себя за пальцы и оттащил от телефона.

СОчень трогательно.

Миша Лесин — мой давний знакомый, когда-то товарищ, я бывал у него на днях рождения…

СВы знаете, что у Лесина рак?

(После паузы) Отвечу осторожно: и это может быть. Я получил эту информацию от людей, которые хотели мне ее сообщить. Я не видел его медицинской карты. Вообще, если кто-то придет ко мне и скажет: «Ты знаешь, что Лесин на самом деле женщина? Он мне сам сказал», то, зная Мишу, я поверю, что он убедил этого человека в том, что он — дама. У меня с Мишей cугубо профессиональные отношения.

СКонечно, какие же еще, учитывая, что вы обращаетесь к нему: «Послушай, сука».

Это было самое нежное слово! Конечно, Лесин — сука! Но и я тоже — сука!

СВы все же более симпатичная.

Хорошо, я симпатичная сука.

СЯ, конечно, слышала про вас разные гадости. Но какие-то скорее мелкотравчатые.

Мне неинтересны мелкотравчатые, поверьте.

СВ отличие от вас Лесин имеет репутацию по-крупному подлого человека.

Ну, знаете, подлость — это категория некодифицированная. Миша вел со мной открытую войну. Ни одного удара в спину не нанес, бил в переносицу, в живот, между ног, но сзади — никогда.

СВозможно, если информация про рак верна, ему уже было в достаточной степени все равно, выиграет он эту войну или нет.

Для таких, как Миша, и, может быть, как я, очень важно, что напишут на надгробном камне.

СА почему, вы считаете, ему это важно?

Потому что для людей из начала 90-х, подобных Лесину, репутация очень важна. Репутация в разных смыслах этого слова.

СВ каких?!

Он хочет, чтобы его считали самым крутым, самым понимающим медиаменеджером, лучше всех разбирающимся в процессах, политтехнологиях и т. д. Деньги-то уже есть, куда больше?!

СВ чем был смысл наезда Лесина на «Эхо»?

Я могу сказать, почему на «Эхо» вообще наезжают подобные люди, включая Лесина. Потому что эти люди привыкли все контролировать. А я неподконтролен! Им обидно. Условный Лесин приходит и говорит: «Я великий, я все буду контролировать», а я отвечаю: «А я Венедиктов, Венедиктов — неподконтролен».

СТо, что вас невозможно контролировать, объясняется покровительством лично Путина?

Нет, меня и при Ельцине было невозможно контролировать.

СЕльцин, кажется, к этому не стремился.

Зато его люди стремились. Чубайс хотел контролировать «Эхо Москвы», например.

СКаким образом?

Он был главой президентской администрации. А мы, как обычно, несли, что хотели — и про него, и про «Связьинвест», и про шунтирование Бориса Николаевича и т. д. И вот, были знаменитые «пятницы» — консультации между главами медиа и руководителями администрации. Когда Чубайс стал главой администрации, он сразу провел такое собрание. Я сходил. После чего вышел в коридор (а я еще не был главным редактором), Чубайс вышел вместе со мной, и я сказал: «Анатолий Борисович, я к вам больше ходить не буду. Я вам что, мальчик? Хотите меня найти — мой телефон известен. Я глава информационной службы “Эха Москвы”». И с 1997 года я ни разу ни на одном совещании не был — ни у Громова, ни у Нарышкина, ни у кого вообще!

СЯ понимаю сейчас, но откуда тогда у вас было столько наглости?

А я просто был очень занят, на радио меня окружали женщины, среди них блондинки, я просто не мог позволить себе тратить время на брюнетов и рыжих. Короче, не хотел я ходить и не ходил. И что бы они со мной сделали?

СМного вариантов. Можно было, например, вас выкинуть нафиг.

Тогда они этого не сделали, а позже Владимир Владимирович трижды отбивал меня, я это доподлинно знаю. И я ему благодарен.

СУ вас был реальный, настоящий конфликт с Владимиром Владимировичем Путиным?

У нас были две публичные терки: одна по грузинской войне, а вторая — когда он заявил, что «Эхо Москвы» с утра до вечера поливает его поносом. Это было очень неприятно, потому что это было под камеры.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

СЭто была встреча главных редакторов, насколько я помню?

Да. Причем обычно встречи с главными редакторами происходят в закрытом режиме. Я Пескову говорю: «Дим, это чо?». А он мне: «Ты хотел этой встречи? Вот сиди теперь». В общем, тогда меня Владимир Владимирович поимел. Причем при таком раскладе ты не имеешь возможности сразу ответить, надо сначала все выслушать, утереться… Но в итоге, как видите, я на своем месте. Про понос мне потом, кстати, объяснили. Уже после всего я страшно обиженный говорю: «Вашу мать, президент на весь мир объявляет, что мы льем на него понос! Я хочу понять, что он имел в виду!» Мне отвечают: «Он имел в виду понос как поношение». Хотя в русском языке слово «понос» означает конкретно «жидкие фекалии», и все мировые агентства перевели это именно как жидкий кал! На самом деле, оказывается, это было поношение. Ха!

СЭтот разговор, записанный на камеры, тогда выглядел как однозначный сигнал закрыть вашу радиостанцию.

Да, они попытались. И где они, где я? Где Михаил Юрьевич Лесин?!

СМихаил Юрьевич, кажется, лечится в Америке и Швейцарии.

Думаю все же, что он на самом деле не болен, просто не хотел попасть под санкции. Ему надо было валить. Он устроил все это для того, чтобы свалить. По крайней мере, я надеюсь, что это просто ход, и он — здоров…

СТеперь когда «энтого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин» (С). То есть обсудим главный кейс, повергающий в шок прогрессивную общественность. Я имею в виду ваше роковое влечение к вашей помощнице Лесе Рябцевой и его последствия для радиостанции «Эхо Москвы». Алексей, сейчас у вас есть возможность впервые признаться честно, что сделала с вами ваша помощница? Заколдовала? Накормила вареной жабой? Как-то специально сечет вас голого и потного кнутом? Зомбировала?..

Вы буквально повторяете слова моей жены и не только ее…

СЯ для этого и сижу здесь, чтобы выразить чувство крайнего недоумения и искренней тревоги за вас ваших близких, коллег, слушателей и т. д.

Я могу честно сказать, как есть, все равно никто не поверит.

СВаляйте!

Я увидел в этой девушке свою возможность жить дальше. Вот и все… Я вампирствую по отношению к ней. Она — мой выносной баллон с кислородом, моя выносная память и выносная совесть.

СПро «жить дальше» понятно. Но «совесть»-то почему?

Потому что она ХХI век, а я ХХ. Если серьезно говорить, она — мой партнер. У нас настоящий симбиоз, я это почувствовал. Мы понимаем друг друга молча. Молча! Я не успеваю рот раскрыть, как она говорит моими словами. Это одна волна, поэтому я всегда говорю ей: «Партнер». Младший партнер! Все, что исходит от меня, она переводит в сигналы ХХI века. Она дает мне столько же, сколько я ей. Еще раз повторяю: это симбиоз. Объяснить это невозможно никому: ни коллегам, ни друзьям, ни семье.

СКак вы поняли, что у вас есть особенный контакт с этой девушкой?

Она два года работала на «Эхе». Я ее не замечал вообще! Она была просто одним из стажеров, ее у нас называли «эстонская блондинка». Потом она неплохо работала продюсером, но мне при этом была совершенно неинтересна. А потом Катя, мой личный ассистент, уехала в Штаты на стажировку и в качестве своей замены предложила мне Лесю на 3 месяца. Я поморщился, мол, придется терпеть какую-то девицу, все объяснять… Там же куча всего — персональные данные, календари, личные встречи и т. д. И вот эта девочка пришла. Я сказал: «Я тебя видел, давай работать». Потом мы начали работать — и понеслось, понеслось со страшной силой.

СПрошу прощения за этот вопрос, но не возникло ли у вас желания…

…ее трахнуть?

СДа.

Я понимал, что если это случится, все закончится.

СПочему?

Потому что это нельзя трогать. Потому что это ценно на расстоянии в два сантиметра.

СЭто такое заявление бабника-ходока, который трахает все, что шевелится, а потом, утомившись от однообразия, придумывает себе кумира: «она не такая, если я к ней прикоснусь, то разрушу волшебство»…

Нет, мое отношение к Лесе совсем иной природы. Сначала я на нее смотрел как на инструмент. И понял, что для меня она фантастический универсальный инструмент, который нельзя ломать. А сломать — это перевести отношения в другое качество. Еще я видел, что у нее просто нет желания этим со мной заниматься… В каком-то смысле я даже жалею, что у нас нет и не было романа, потому что тогда можно было бы легко объяснить всем, что происходит. Но увы, романа как понятного объяснения нет, поэтому я еще раз повторю: Леся — человек, который является моим баллоном кислорода, дает дополнительный ресурс, чтобы двигаться дальше. Конечно, это всех обижает. А она сама, кстати, обижается больше всех. Леся дважды уходила с «Эха».

СКак по-вашему, что именно ее обижает?

Не знаю! Ее все обижает. Она — инопланетное существо. Я думаю, ее обижает то, что окружающие воспринимают ее как мою секретаршу, сопровождение. Никто ее не воспринимает как моего партнера. При этом на самом деле она — партнер! Объяснить это людям невозможно, хотя я пытаюсь. Пытаюсь объяснить ее ценность, но окружающие продолжают считать, что либо у нас с ней роман, либо я окончательно сбрендил. Наши отношения — это отношения старшего брата и младшей сестры, которая какие-то вещи чувствует и понимает лучше брата.

СЯ знакома с Лесей, и мне кажется то, что вы описываете — выдуманный образ, которым вы ее грузите. Она — обычная, просто очень активная девушка. Придуманный вами образ непонятен и, кажется, неприятен ей. Ей нехорошо в нем, поэтому она от вас бежит.

Но что я могу сделать?!

СПерестать изображать из себя профессора Хиггинса.

Да, я — Хиггинс! Но пусть Элиза Дулиттл сама выбирает. Между прочим, вспомните, у «Моей прекрасной леди» нет конца. Неизвестно, чем там все закончилось. Это великое произведение Шоу, потому что никто не знает, что было дальше!

СВозможно, смертоубийство. Помните, как погиб Пазолини? Его варварски, многократно переехал машиной 17-летний парень — по слухам, его любовник.

Ну, бывает.

СБывает. Если перенапрягать незрелый человеческий материал.

Я буду напрягать человеческий материал, потому что уважаю человеческий материал и считаю, что он сам должен определять свое будущее! Я открываю дверь — и она видит космос. Дальше — ее дело. Читать дальше >>

Назад Читать дальше

Перейти к четвертой странице
Комментировать Всего 21 комментарий

Подумала вдруг, что верх мастерства, когда залпом и с интересом проглатываешь интервью с персонажем, не слишком тебе интересным. Так вот, это очень мастерское интервью! Во всех смыслах. И многослойное...

Спасибо!

 Да, Лиза, талант не спрячешь! Соколова может дать сто очков форы и всяким Познерам и Собчак. Жаль редко появляются ее интервью, правда и материала для работы не много.

Знаю. что не в правилах автора блога отвечать на комментарии и, тем более, на какие-то замечания. Потому пишу для снобчан. Вдруг заглянут сюда! Ксения Соколова в своём интервью  объяснила феномен Алексея Венедиктова блестяще. Белых пятен не осталось. Фигура  главного редактора "Эхо Москвы"  вырисовывается в высшей степени незаурядная. Несколько отвлекает,  а если откровенно и портит материал (с моей точки зрения),  предложенная  презентером тема "говно". Определение явления   понятно. Важность - тоже! Но при изложении  поношения, скажем так,  хотелось бы большей изобретательности, изящества, стилистической элегантности, сдержанности, чувства меры... Всё ж таки площадка называется СНОБ! Этой терминологией, кстати,  злоупотребляет Е.Котова -  слово "обосрать" в комментах  не сходит у неё с уст. А если кто и пробует урезонить её, то делает это не очень убедительно - приводит вдруг какой-то замшело-пошлый анекдот про конкурс мудаков... Короче, я о сдержанности, о вкусе, избирательности, а вовсе не о нравственном максимализме.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

"Кто-то" услышал Вас и выше постарался порадовать цитатой из такого же замшело-пошлого анекдота. Злые люди всё недодают Вам изящества...

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Незнаю, как вас, ребята, а меня реально грузит, что у руля стоят мертвецы. Я и сам не сильно живой, и поэтому меня это грузит сильно-сильно.

Дмитрий, а какая, в общем-то, разница, если сам не сильно живой? ))

Помереть за своих, конечно, почетно. Но если жить , это полезней?

А кто выбирает? "..смерть придет - помирать будем".

Как же, а кто только что и сам не сильно живой? Раз есть осознание неполной жизненности, значит, есть и возможность выбора, чем заниматься.

Смерть еще когда придет, а пока либо жить, либо не очень! Так сказать, жить, но немножко мертвым.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Александр. Кто выбирает? У кого есть этот выбор? Человек, смирившийся со смертью один раз, уже не вполне жив. И не он выбирает обстоятельства.

Венидиктова сводили на расстрел. Условный замминистра Пупкин сидит на кокаине и ему уже давно все пофигу, кроме поиграть. Кого-то убили в детстве и он до сих пор мстит за это.

Мертвецы выбирают мертвецов. Идет негативный отбор. Если ты не самурай - к рулю тебя не пустят.

Так кто выбирает, жить ему или скончаться? Так сложилось. Такие дела. 

Думаю, Венедиктов знает, что есть для него настоящая жизнь и живет по своему выбору.

А вот как нам остаться живыми посреди всего этого? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Оксана Кропачева

Впрочем, если я понял Вас неверно, если Вы этим не хотели просто оборвать разговор, то могу добавить лично от себя: очень давже возможно, что вы философски правы - человек, который чувствует, что все портит, однажды наказывает себя тем, что немножко убивает. 

В этом есть какая-то достоевщина, но в этом и какая-то глубина русского характера, о которой Вы недавно вели большие дискуссии.

Александр, какая уж тут глубина. Я просто заметил в какой-то момент, что на любой вопрос, аналогичный "что делать?", я имею только дурацкие ответы. Потому что мне не интересно. Помните, как у классика: "как обидно быть умным - знаешь все наперед".

Я знаю, как правильно. Но так как правильно - делать нельзя. Только все испортишь. 

Не знаю, как это объяснить иначе.  

Единственная разумная стратегия - терпеливо ждать. Но ожидание разрушает похлеще любого дурацкого деяния.

Поэтому, максимум, на который я способен - стараться как можно меньше  мешать. И тем, и этим. И пятым, и десятым.

Нельзя тянуть траву за ростки... Я вас понимаю. Меня желание действовать все время ставит в положение человека, который всех подталкивает, а значит, навязывает что-то свое. В итоге все обижаются, хотя по жизни хотят именно этого.

Ждать и не подталкивать - это мудро, и это искусство. Но оно разрушает, если это не осмыслено на уровне некой внутренней культуры работы над собой. Я помню, что у Вас философское образование, но, насколько я понимаю, классическое.

А тут, наверное, надо вспомнить восточную философию. Она знала  о том, как это горение, которое, будучи загнано внутрь, разрушает хозяина, превратить в силу.

Мне кажется, именно это состояние навеяло Вам мысли о том, что это не совсем живое сущствование. Однако, оно подобно высиживанию яйца, как это описывают Упанишады. Если принять себя таким, то может скопиться большая сила. Скажем, на хорошую книгу. Не думали о книге?

А я поверил, что  Венедиктов нашел себе Леди Мэри Поппинс. И живет как в сказке и дети и семья и Леди Леся :) А все остальное, это то, что еще должно ожить, как в добром  кино.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Елена Пальмер Комментарий удален автором

А что такой длинный заголовок ? Почему не просто - Зомби ? Впрочем,не нам мастерам слова и шакалам ротационных машин советовать )