Позавчера дракон масс-маркета, H&M, выпустил видеоролик, призывающий сдавать поношенную одежду в пункты переработки. Его посыл заслуживает аплодисментов стоя, и не только потому, что шведы в очередной раз призывают думать об экологии.

Авторы этого видео транслируют главную идею сегодняшней моды: стандарта успешного внешнего вида больше не существует. Конституцию, которую состряпали «законодатели» из глянца, несут на костер — не препятствуйте этому, лучше расслабьтесь и порадуйтесь. Весь свод правил, которые нас всю жизнь заставляли запоминать и учитывать, проносится перед нашими глазами. Давайте выберем самые мерзкие из них.

Первое, что лично мне приходит в голову — так называемая «проблема VPL». Аббревиатура расшифровывается как visible panty line — силуэт трусов, проступающий под обтягивающими брюками, признак неопрятной неряхи. Откуда те из вас, кто знал эту аббревиатуру, о ней узнал? Из глянца, конечно, из списков «Дузов и Донтсов», «Хотов и Нотов» и других «Льзя-Нельзя». Остальные узнали от тех, кто подхватил новое правило, в соответствии с которым такая естественная вещь, как ношение трусов, никак не должна давать о себе знать. То есть можно изворачиваться как угодно — носить стринги (знаете многих, кто носит их с удовольствием?), не носить белья, прикрывать «аурат» — но уж будьте добры, никаких VPL. Костер уже полыхает, аббревиатура плавится в нем.

Самая унылая книга о стиле, которую пора предать огню — «100 вещей идеального гардероба» Нины Гарсиа. То самое пособие, благодаря которому многие из нас не ушли дальше маленького черного платья и нитки жемчуга, пальто цвета верблюда, песочного тренча (конечно, Burberry), очков-авиаторов, бежевых лодочек и прочих мещанских бестселлеров для женщин, лишенных фантазии. Самый интересный пункт из унылой сотни назывался «Сумка-инвестиция» — такая, на которую, как утверждает госпожа Гарсиа, можно потратить зарплату за месяц и не испытывать за это чувства вины. «По крайней мере, не нужно себя за это винить», — с нажимом повторяет автор. Далее приводится список из 4 сумок, способных носить звание «сумки-инвестиции». Ну, вы уже угадали: Chanel 2.55, LV Speedy, Jackie O и, конечно, пресловутая Birkin. Никогда, утверждает Нина, они не выйдут из моды. Тут впору зловещему Ворону Эдгара Аллана По вторить ей: «Никогда, никогда, никогда…», а нам — обреченно поежиться.

Далее в топку отправляются всевозможные «приемлемые палитры» для людей с тем или иным цветом волос, глаз и кожи. Вбиваем в поисковик «какие цвета» — на первом месте подсказка «...не видят дальтоники», на втором — «...идут рыжим». То, что люди пытаются найти ответ на этот вопрос в интернете, вместо того чтобы делать выводы, основанные на собственном зрительном опыте, показывает, насколько мы отучились смотреть и анализировать. Привет, рыжие в бесконечном зеленом, отныне вам можно больше не наряжаться в лепреконов — зеленые водолазки уже полыхают в костре.

Глянец, напридумавший сотни правил и канонов, в последнее время по одному монетизирует их разрушение: брюки и платья с кроссовками уже легальны, носки с сандалиями — легальны, леопардовый принт легален в любых количествах, широкие джинсы с шубой уже не признак сутенера из Комптона, платье поверх брюк больше не отрыжка рейв-культуры 90-х, кожаные топики больше не униформа проституток, вещи, осыпанные голографическими блестками, больше не относятся к шику сельских дискотек.

Да, вот так менять правила нечестно, но это всего лишь правила игры, можно ведь, как Стив Джобс, вовсе в нее не играть. Но играть интереснее. Вот, все гости Недель моды, фотографии которых вы видите в этом материале, играют, и с удовольствием. Они цепляют к дорогим сумкам детские игрушки, носят золотые босоножки для парадных выходов с комбинезонами летчиков, перебарщивают с красным и так далее. И кто обвинит их в отсутствии вкуса, если они же эту шкалу вкуса и создают? Хватит называть стритстайл-репортажи цирком — это собрание визионеров, которые дают нам всем повод для размышлений о красоте и возможность пересмотреть свои взгляды на нее. Без них, без «цирка» мы будем обречены на маленькие черные платья и бежевые лодочки до конца наших дней.

Как только догорят сборники «правил стиля», мы начнем воспринимать наряд как бесконечное поле для комбинации форм и цветовых пятен, а не как продукт, которому предстоит вписаться в сотню стандартов и пройти сертификацию и экспертную оценку. И да, согласны вы с идеей вседозволенности или нет — не ленитесь относить поношенную одежду в пункты переработки.