Память и травма. Кто и зачем воюет с памятниками?

Памятники, помимо культурной и мемориальной функций, показывают, подобно точному прибору, глубину и вектор происходящих в обществе изменений. Примеров тому масса, из недавних — «ленинопад» на Украине, уничтожение древних храмов в Ираке, порча барельефа Мефистофеля в Петербурге. Памятники сигнализируют о смене эпох красноречивей и доступней любых манифестов, и в этом смысле все, что с ними происходит, от момента создания до разрушения, представляет особый исторический интерес. «Новое литературное обозрение» и «Сноб» сделали подборку монументов, которые были в разное время демонтированы, снесены или разрушены. Этим материалом мы начинаем разговор о памятниках, который продолжится в течение сентября в цикле Ирины Прохоровой «Культура повседневности». Мы будем говорить о репрезентации коллективной памяти и травмы, поговорим о неидеологических памятниках девяностых годов, о том кто должен определять, кому, где и когда устанавливать памятники? И каково сегодня влияние общественного мнения на водружение или снос мемориальных сооружений?