Юлия Гусарова, Юлия Дудкина

Фастфуд, налоги, Бесогон: самые яркие эпизоды общественной жизни Никиты Михалкова

В юбилей патриарха российского кинематографа «Сноб» вспоминает все, чем он запомнится потомкам кроме своих фильмов и ролей в кино, а Кирилл РазлоговДмитрий ОрешкинСергей Минаев и другие рассуждают о значимости Михалкова как общественного деятеля

Фото Василий Смирнов/ТАСС
Фото Василий Смирнов/ТАСС
+T -
Поделиться:

1997 год. Никита Михалков возглавил Союз кинематографистов России во время III съезда организации. За него проголосовали большинство делегатов. Съезд состоялся только благодаря тому, что Михалков занял на это деньги у Российского фонда культуры.

1998 год. Михалков провел внеочередной — IV — съезд Союза кинематографистов (СК), где в триумфальной обстановке получил мандат на управление организацией. На этом съезде к уставу организации с подачи Михалкова приняли несколько поправок: теперь председатель мог избираться на свой пост неограниченное количество раз, а положение о возможности его досрочного отзыва отменили. Еще секретариат Союза стал не избираемым, а назначаемым. После этого участники СК разделились на два враждующих лагеря. «Антимихалковской» оппозицией стали члены Московского союза кинематографистов, например, Эльдар Рязанов и Станислав Говорухин. 

Внеочередной съезд проводили на деньги, которые сам Михалков называл «спонсорскими». Правда, потом выяснилось, что СК должен за проведение съезда 700 тысяч долларов банку «Никос». Михалков, впрочем, настаивал на том, что съезд стоит гораздо меньше и что спонсоры предоставили средства «на безвозмездной основе».

Александр Невзоров, журналист:

Никита Михалков — невероятно симпатичный человек, который сам себе выбрал роль «бабы на чайнике» русской духовности. Поскольку это очень искусственный, надуманный «чайник», то он был вынужден от всего этого мифологического набора, называемого русской духовностью, впитать его отвратительные черты. Мы совершенно не понимаем, какой он режиссер, по причине того, что он прославился в бесконкурентное время, когда зритель был отрезан от мирового кинематографа и все, что бы ни было сделано в это время, становилось хитом. В его «Оскаре» растворены многие политические моменты, потому очень трудно определить, где кончается кино и начинается политика.

Такие персонажи, как Михалков, нужны. И очень хорошо, что он есть, что он здравствует, поскольку он является наглядным примером того, во что имперская фальшь может превратить одаренного, сильного и симпатичного человека. Имперщина — очень серьезная болезнь, вылечиться от которой можно либо будучи глубочайшим и искренним циником, либо по счастливому стечению обстоятельств.

Ноябрь 2006 года. По приказу министра обороны России Сергея Иванова Михалкова включили в общественный совет при Минобороны, а в январе 2007 года режиссер стал его председателем. По словам Иванова, этот совет учредили, чтобы «оперативно выявлять и всесторонне обсуждать наиболее актуальные проблемы армии и флота, предлагать оптимальные пути их решения». 

Октябрь 2007 года. Михалков вместе с Церетели, Салаховым и Чаркиным написал письмо Владимиру Путину: «от имени всех представителей творческих профессий в России» авторы попросили президента остаться на третий срок, то есть нарушить устав Конституции. 

«В ходе работы приходится встречаться с людьми из всех частей России, и, уверяем Вас, они едины в желании, чтобы Вы остались главой нашего государства, — обратились художники к президенту в своем послании. — Мы надеемся, что Вы учтете мнение десятков тысяч художников и деятелей отечественных культуры и искусства о необходимости Вашего пребывания и после 2008 года на посту главы Российского государства. России необходим Ваш талант государственного деятеля, Ваша политическая мудрость».

Другим деятелям культуры не понравилось, что Михалков решил высказываться от их имени, и они написали ответное заявление. Под ним подписались актеры Олег Басилашвили и Сергей Юрский, художник Юрий Аввакумов и многие другие.

«Подписавшим это обращение никто не давал право представлять все сообщество деятелей культуры. То, что они себе это позволили, факт возмутительный, да и просто неприличный. Такое обращение бросает тень не только на тех, кто его подписал, но и на Вас, как президента», — говорилось в тексте второго открытого письма.

Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:

Никита Михалков — художник мирового масштаба. И у него, как у художника, есть право решать свои художественные проблемы самостоятельно. Я отношусь к тем, кто считает, что его картина «Утомленные солнцем — 2», которая вызвала больше всего нареканий, является самым смелым его начинанием — пожалуй, он впервые сделал картину без оглядки на то, что про нее скажут и подумают.

Что касается общественно-политической жизни Михалкова, то он никогда особо не скрывал своих монархических убеждений, того, что он православный, так сказать, программно. Их не всегда поддерживают коллеги по цеху, зато в гораздо большей степени к ним отзывчивы власти предержащие и население нашей страны. Хотя моя позиция не во всем совпадает с позицией Никиты Сергеевича, я к его взглядам отношусь спокойно, они не мешают мне работать с ним на ММКФ и взаимодействовать на других мероприятиях.

Декабрь 2008 года. Союз кинематографистов провел свой VII съезд, и, хотя Никита Михалков и был председателем организации, от гильдии режиссеров его на съезд не делегировали. На VII съезде СК избрал себе нового руководителя — режиссера Марлена Хуциева. Михалков в ответ на это назвал участников союза «театром лилипутов» и объявил о нелегитимности голосования. В феврале 2009-го Минюст отказался регистрировать решения, принятые на VII съезде, из-за «не должным образом оформленных документов». Хуциева в качестве нового председателя Союза кинематографистов тоже не зарегистрировали. 17 марта Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда незаконными. Тогда же на внеочередном съезде Никиту Михалкова переизбрали главой союза.

2010 год. Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым получил право взимать 1% налога от оборота производителей и импортеров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Интернет-пользователи после этого устроили акцию «30 копеек для Никиты Михалкова». Первый участник этой акции пошел на почту и отправил на адрес Российского союза правообладателей пустую CD-болванку и 30 копеек — 1% от стоимости своей покупки. Потом к акции подключились и другие пользователи интернета. «Налог» они отправляли «серебряными» (пятикопеечными и копеечными) монетами, намекая на библейские 30 серебреников.

26 октября 2010 года Михалков опубликовал «Манифест просвещенного консерватизма», в котором рассказал, как, по его мнению, нужно переобустроить Россию. В этом манифесте режиссер рассказал, что, по его мнению, времена либеральной демократии ушли в прошлое. «Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Пришла пора делать дело!» — написал он в документе, который передал российскому правительству. Среди прочего в манифесте были и предложения изменить Конституцию.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Никита Сергеевич, как и его отец, Сергей Владимирович, — люди советского социокультурного типа. А именно акыны, которые воздают хвалу своему вождю. Самый талантливый акын получает первым чашу из рук султана. Понятно, что акын — это не тот источник, на который обращает внимание султан при принятии политических решений, но отсыпать ему изумрудов и яхонтов вполне может. Последние заслуги Михалкова в общественной жизни заключаются в том, что он получил достаточно рубинов и яхонтов. Влиятельность его ограниченна: лезть с какими-либо советами — большой риск. Режиссер достаточно хорошо понимает свой статус, он прагматичен и, конечно, талантлив. Однако со временем он свой талант погубил, как и его отец. Михалков-младший запомнится несколькими отличными ролями, а Михалков-старший — «Дядей Степой» и гимном трем вождям на одну и ту же музыку.

Март 2011 года. Режиссер начал вести видеоблог «Бесогон TV» на YouTube. Специфическое название канал носит в честь святого Никиты Бесогона, которого Михалков назвал своим покровителем. Каждый выпуск представляет собой монолог режиссера, касающийся актуального события из российской или мировой общественно-политической жизни, но иногда режиссер рассуждает на одну из вечных тем, например, каким должно быть школьное образование в России

Май 2011 года. Михалков попросил освободить его от должности председателя Общественного совета при Минобороны РФ. По информации «Интерфакса», это случилось после того, как у режиссера решили забрать мигалку для автомобиля — раньше он пользовался привилегиями на дороге, потому что состоял в Общественном совете. Впрочем, сам режиссер комментировать эту ситуацию отказался.

 

Сергей Минаев, писатель, предприниматель:

Когда был скандал с мигалкой Никиты Михалкова, я взял у него интервью и спросил: «Ну что, снимете теперь мигалку-то?» На что он мне ответил: «Те, кто меня с мигалкой не любил, и без мигалки не полюбят». Ему все это до фонаря, он — отдельно стоящий персонаж на нашей культурной и общественной поляне, за что мы его и любим. Он, в отличие от многих, никогда не флюгерил и не менялся. В том же интервью Михалков сказал: «Наша семья всегда была за государство — и при царе, и при коммунистах, и при новой России». 

Безусловно, это большой режиссер, и он из тех людей, чьи слова в защиту или в осуждение какого-либо общественного явления становятся резонансными. В культурном поле таких людей в России, навскидку, человека три: собственно, Никита Михалков, Алла Пугачева и Иосиф Кобзон. Нравится нам это или нет, он уже из медиума превратился в месседж.

6 февраля 2012 года. Никиту Михалкова официально зарегистрировали как доверенное лицо Владимира Путина — на тот момент премьер-министра и кандидата в президенты.    

Март 2015 года. Михалков предложил ввести «налог на интернет», концепцию которого представил Российский союз правообладателей. По задумке, операторы связи должны платить за размещенный в интернете пиратский контент. В Союзе правообладателей решили, что это поможет справиться с интернет-пиратством.

Апрель 2015 года. Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили у государства 700 миллионов рублей, чтобы создать сеть кафе «Едим дома» (правда, потом будущую сеть переименовали в «Едим как дома»). В письме президенту режиссеры объяснили, что хотят построить две фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи еды. В правительстве решили, что проект не требует поддержки из бюджета и должен претендовать на участие в программах помощи малому и среднему бизнесу в общем порядке. При этом в правительстве Московской области пообещали выделить земельные участки и предоставить налоговые льготы для создателей заведений «Едим дома», а 20 апреля вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал Михалкову и Кончаловскому поддержку на уровне «преодоления бюрократических процедур».

Июнь 2015 года. Михалков на закрытии кинофестиваля ММКФ-2014 высказался в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, которого в России обвинили в терроризме и приговорили к 20 годам в колонии. Правда, по словам режиссера, обвинение Сенцова в терроризме он вовсе не считает ложным. «Есть довольно серьезные аргументы, носящие юридический и процессуальный характер, на которые мне трудно ответить, потому что я не юрист. Ты говоришь: "Отпустите его, он хороший художник", а тебе говорят: "Он террорист” — и приводят тебе факты. С этим трудно спорить», — сказал Михалков.

Андрей Архангельский, публицист:

Михалкову импонирует идея «России небесной» — страны, находящейся за рамками человеческого понимания и похожей на могучее существо, к которому нельзя применить никакие рациональные критерии. Никита Сергеевич, как и другие люди монархически-патриотического лагеря, любит пестовать иррациональную силу России. Он был большим художником, и все, чего он достиг — наград, привилегий и прочего, — он достиг заслуженно. Но в 2000-х, после того как он это получил, он стал служить одной идее и превратился в ее заложника. Пока Михалков не начал в своих фильмах подсказывать нам ответы заранее, волшебство его таланта сохранялось и совсем не зависело от того, какую власть он поддерживал и какие общественные заявления делал. Одна из самых важных вещей в искусстве — оставлять за человеком право делать вывод, о чем, допустим, фильм, кто в нем прав, а кто нет.