Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Новости нормализации

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News
+T -
Поделиться:

Маша, московская семилетняя девочка с синдромом Дауна, стала протагонистом нового инвалидного скандала. У нас теперь часто происходят инвалидные скандалы. То сестру Натальи Водяновой — девушку с расстройством аутистического спектра — выгоняют из нижегородского кафе. То в Красноярске жители многоквартирного дома протестуют против того, чтобы в их доме работал реабилитационный центр для детей-инвалидов. И всякий раз скандал. Всякий раз общественность делится на две непримиримые группы. Первая группа требует убрать детей с особенностями с глаз долой в закрытые интернаты. Вторая группа требует к детям с особенностями безусловной толерантности.

И я хочу сказать вот что: обе эти позиции детей с особенностями дискриминируют.

Представьте себе, что знаменитая Маша была бы не учительской дочкой с синдромом Дауна, а просто учительской дочкой, которую по каким-то семейным обстоятельствам некуда девать и не с кем оставить. И вот учительница берет дочку с собой на работу. Меня в детстве мама тоже несколько раз брала с собой на работу, когда не с кем было оставить. И мамины сослуживцы относились с пониманием, давали мне карандаши и бумагу, чтобы я занялся и не капризничал, угощали меня конфетами, делали мне замечания, если я вдруг принимался шалить и мешать работе.

Представьте себе, что Маша — здоровый ребенок. Вот она сидит в классе и, разумеется, немножко мешает учебному процессу. И ведь нормально, когда родители детей, учащихся в этом классе, входят в семейные обстоятельства учительницы день, два, три, неделю. Но так же нормально было бы родителям других детей возразить, что не может же посторонний ребенок сидеть в классе месяцами и месяцами отвлекать весь класс от освоения арифметики. Это если бы Маша была здорова.

Если бы Маша была здорова и случайно попала бы на общую фотографию класса в памятный альбом, то нормально было бы некоторым родителям умилиться этому обстоятельству, а некоторым попросить, чтобы Машу из памятного альбома убрали. Но это если бы Маша была обычным ребенком, без всяких особенностей.

А у Маши синдром Дауна. И никто не относится к ней как к нормальному человеку. Одни люди требуют решительно убрать Машу с глаз долой. Другие требуют совершенно особенного к Маше отношения, вплоть до того, что на Машу не должны распространяться школьные правила. Те, кто за Машу, и те, кто против, равно настаивают на исключительном к Маше отношении.

Я же полагаю, что Маша — такой же ребенок, как все остальные. Можно войти в семейные обстоятельства Машиной мамы, понять, что ребенка не с кем оставить, и потерпеть присутствие ребенка в классе в течение некоторого времени. Но так же можно сделать Маше замечание, если шалит, и можно перепечатать школьный альбом, если, не будучи ученицей, девочка случайно затесалась в фотографию класса. Вы же перепечатали бы альбом, если бы на фотографии случайно бы запечатлелся случайно вошедший в класс в момент фотографирования школьный электрик? Чем Маша хуже электрика?

Разумеется, это отвратительно, когда к детям с особенностями относятся как к опасным уродцам, которых следует попрятать по интернатам с решетками на окнах. Но ничуть не лучше относиться к особенным детям как к героям, ради которых следует прекратить уроки, уличное движение и вращение Земли вокруг Солнца.

Особенные дети требуют не исключительных, а именно что равных условий. Просто для того, чтобы обеспечить особенному ребенку такие же условия, как всем остальным, нужно больше труда и денег. Чтобы опорник мог так же, как все, подниматься по лестнице, надо построить пандус и лифт. Чтобы дауненок мог так же, как все, посещать занятия в детском саду или школе, надо, кроме детского сада и школы, организовать еще ресурсный центр, где малыша обучали бы бытовым и поведенческим навыкам.

И вот еще людям бы как-то объяснить, что эти дети, конечно, особенные, но относиться к ним следует нормально.

Теги: как жить