ЛЮДИ
Как сегодня живут народы России на полуострове Таймыр
СЕВЕРА
В суровом климате Таймыра — самого большого и самого северного полуострова России — живут малочисленные народы, которые сотни лет вели кочевой образ жизни оленеводов, охотились, ловили рыбу и обращались к шаманам, чтобы усмирить злых духов и попросить помощи у добрых. «Сноб» совместно с «Норникелем» рассказывает о пяти таймырских народах — их происхождении, образе жизни, языке, верованиях, культуре и о том, как они живут сейчас
Благодарим за помощь в подготовке материала Музей Норильска и старшего научного сотрудника музея Смирнова Александра Ивановича, а также сотрудников Таймырского Дома народного творчества
КЛИК
ПО ИЗОБРАЖЕНИЯМ
НА КАРТЕ ОТКРОЕТ РАССКАЗ О КУЛЬТУРЕ
И ТРАДИЦИЯХ НАРОДА
Северный олень
Бурый медведь
Собака лайка
Песец
Белая куропатка
Снежный баран (толсторог)
ОЛГАНЫ
Д
Долганы считаются одним из самых молодых народов в России. Их начали выделять в отдельную народность в XVII веке, а окончательно они оформились в самостоятельную группу в начале XX века. Считается, что они происходят от эвенков, энцев, якутов и затундренных сибирских крестьян, то есть русский «промышленный люд», который начал для выживания в суровых условиях Севера перенимать обычаи и порядки местного населения. В начале XX века долган считали отдельным народом, однако при переписи населения в 1926 году преуменьшили их количество в 4 раза, а в переписях 1939 и 1959 года вовсе определили к якутам (саха). В настоящее время долганы считают себя отдельным самостоятельным народом.

По данным переписи, в 2010 году долган насчитывалось 7885 человек. Абсолютное большинство долган проживает на Таймыре и совсем единицы живут в Республике Саха.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Название этого народа имеет эвенкийское происхождение. «Дуулганами» именовал себя один из тунгусских племен, впоследствии и давший начало новому народу. В переводе с эвенкийского это слово означает «срединный». Сами долганы называют себя «тыа-кихи», что означает «кочевые люди».
ЯЗЫК
Долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Удивительно, что их язык имеет именно тюркские корни, хотя в основе состава народа лежит эвенкийский этнос. Так произошло потому, что роды и народности, из которых впоследствии образовались долганы, мигрировали и тесно контактировали с якутами. Оказалось проще всего перейти именно на их язык.

Долгое время у долган не было собственной письменности. Известно, что еще в 1960-е годы в местных газетах начали появляться небольшие тексты на долганском с использованием русского алфавита. А в 1973 году вышел первый сборник долганской поэтессы Евдокии Аксеновой (Огдо Аксеновой, по-долгански), который можно считать первым примером долганской литературы. Ее наработки затем использовали ученые и с 1980 года стали разрабатывать долганский букварь, по которому в следующем году долганский язык начали экспериментально преподавать детям в школе-интернате Дудинки. В ходе эксперимента выяснилось, что некоторые звуки неудобны для произношения, поэтому букварь пришлось дорабатывать. Финальную версию книги утвердили в 1985 году, но опубликовать впервые большим тиражом смогли только в 1991 году.

Сейчас долганский язык считают родным менее 5 тысяч человек, согласно переписи 2010 года. И менее тысячи указали, что активно говорят на долганском в повседневной жизни. Он не имеет официального статуса, но его изучают в 11 школах на Таймыре и в Якутии.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Сейчас долганы в основном считаются православными. На православие долган серьезно повлияли местные традиционные верования — шаманизм и анимизм. Культы долган схожи с эвенкийскими. В мировоззрении народа три мира: верхний (мир божеств и сильнейших духов), средний (мир людей) и нижний (мир мертвых). Задача шамана состоит в том, чтобы держать связь между миром людей и остальными мирами. Долганские шаманы делились на слабых («ылгын»), умелых («орто») и любимцев духов («атыыр»).

В быте долган и сегодня можно заметить отголоски традиционных анимистических верований. Например, рыбаки до сих пор делятся первым уловом с гостями или нуждающимися, а те в свою очередь не могут отказаться. Считается, что несоблюдение этой традиции приведет к неудачам на охоте или рыбалке.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Долганы раньше были кочевым народом, но в советское время практически полностью осели в поселках. Такие поселения выглядят как обычные русские деревни, но с некоторой поправкой на северные условия. То есть почти никто из долган больше не живет в традиционном чуме, потому что это попросту не имеет смысла. Что касается традиционной одежды, то она все еще считается очень практичным и удобным костюмом для охоты. Они продолжают практиковать охоту и рыбалку, но оленеводство за последние 20−30 лет пришло в упадок: только в трех северных поселках сельского поселения Хатанги практикуется разведение оленей.
Огдо Аксенова, сборник стихов «Бараксан». Первая книга, напечатанная на долганском языке. Это сборник авторских стихов, а также примеров народного фольклора: примет, пословиц, поговорок и загадок.
Танец «Хэйро» ранее был круговым обрядовым танцем, который традиционно исполняли по окончании полярной ночи и таким образом встречали солнце. Сегодня его исполняют на национальных праздниках, фестивалях и массовых событиях. «Хэйро» — радостный возглас, который звучит в такт шагов во время танца.
Борис Молчанов — профессиональный долганский художник. Придумал особенную технику создания картин с элементами коллажа на коже и замше — для полотна он брал летнее покрытие чумов (нюки), изношенное, служившее людям не один десяток лет. По его мнению, этот материал лучше всего отражал сущность Таймыра –– аскетичный уголок жизни в бескрайних просторах тундры. Сегодня картины Молчанова — достояние музеев Москвы, Красноярска, Норильска и Дудинки, но известность художника ушла далеко за пределы России.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Из фондов МБУ «Музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска”»
ЕНЦЫ
Н
Ненцы — самый крупный из малых народов России. Сейчас их насчитывается порядка 45 тысяч человек. Тем не менее на Таймыре их проживает относительно немного — около 3,5 тысяч. Больше всего ненцев живет в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах — это Архангельская и Тюменская области соответственно.

По одной из теорий, предки ненцев заселили земли от Белого моря до низовьев Енисея около трех тысяч лет назад, переселившись туда с юга Западной Сибири. Там они встретились с культурой морских охотников и ассимилировались.

Одно из первых упоминаний ненцев можно найти в вышедшем в 1671 году сочинении «Путешествие в Северные Страны». Его автор, дворянин из Нормандии Пьер-Мартен де Ламартиньер, двумя десятилетиями ранее посетил Новую Землю и Русский Север на судне Северной Торговой компании и остался под большим впечатлением от быта местных жителей.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Долгое время ненцев называли «самоедами» или «юраками». Название это образовано от этнонима «самодийцы» — так называли несколько народов, входивших в уральскую языковую семью. Кроме ненцев это еще и таймырские энцы, и нганасаны. Сами себя ненцы называют «неней ненече», что означает «настоящие люди».
ЯЗЫК
Ненецкий язык принадлежит к самодийской языковой группе. У него есть два диалекта: тундровый и лесной. Они сильно разнятся фонетически, то есть тундровые и лесные ненцы вполне могут не понять друг друга. Ненецкая письменность основана на кириллическом алфавите с небольшими изменениями. Первые книги на ненецком языке начали выходить еще в XIX веке.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
У ненцев, как и у долган, распространено православие, но оно смешано с местными культами. Они верят, что у всего в природе есть духи-покровители: у огня, воды, неба и солнца, а еще у болезней, смертей и так далее. По их представлениям, как и у долган, мир делится на три мира: верхний, средний и нижний. На небе живет создатель вселенной Нум, он ведает временами года и погодой. В подземном мире живет владыка Нга. Он забирает к себе души людей после смерти. Его окружают духи сихиртя, которые пасут земляных оленей «я-хора». А в среднем мире царят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Ненцы считаются родоначальниками крупностадного оленеводства и остались единственным народом Таймыра, который до сих пор продолжает массово кочевать. Стада оленей насчитывают от 500 голов — это минимальное количество, необходимое для выживания небольшой семье из трех-четырех человек. Известны упоминания о стадах до трех тысяч голов. Но здесь отделить правду от преувеличения довольно сложно, потому что на вопрос о количестве оленей довольно типичным ответом ненца может быть: «Глаз — мера, все мои олени». То есть ему принадлежат все олени до самого горизонта. Стада полностью покрывают потребность семьи в мясе, молоке и транспорте, но и занимают все свободное время. А потому для ненцев традиционные для других северных народов охота и рыбалка отходят на второе место.

Чтобы управлять стадом было легче, ненцы приручили собак. Они собирают оленей, если те разошлись в разные стороны, помогают на охоте, предупреждают об опасности и сопровождают во время длительных путешествий. Ненецкий народ вывел породу оленегонный шпиц, или, как говорят сегодня, ненецкая лайка. Ездить на собаках или запрягать их в нарты строго запрещено.

Оленеводы вынуждены кочевать, потому что иначе почва очень быстро истончится и перестанет быть плодородной. В кочевой сезон они перемещают стойбище каждую неделю. Благодаря этому они до сих пор используют традиционный чум — он легкий и прост в сборке. Несколько женщин — а собирают чум только женщины — могут собрать его за 40 минут. Сегодня чумы уже оборудуют генераторами, ТВ-антеннами и печками-буржуйками. Сам чум зимой покрывают оленьими шкурами, чтобы сохранить тепло, а в летнее время из брезента.
Ненецкая писательница Любовь Ненянг собирала местный фольклор: сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки, записанные со слов местных жителей. Также ее считают первой таймырской ненецкой поэтессой. Ее поэма «Ту суд» («Огненный суд») считается лучшим произведением, повествующим о приходе советской власти на Таймыр.
Среди ненецкого народа распространена личная песня: ее мотив, ритм и слова придумывает каждый человек сам по достижении совершеннолетия. Песня воплощает душу человека, поэтому исполнять ее может только сам автор. Нельзя перепевать песню без его присутствия и записывать без разрешения.
С раннего возраста ненецкие девочки приучаются к рукоделию и мастерят своими руками куклы Нухуко. Это традиционная игрушка, сделанная из клюва птицы и одетая в расписной яркий наряд. Каждую деталь девочки делают самостоятельно — от основы игрушки до украшения лентами, бусинами и бисером. Так они обучаются основам кройки и шитья, бисероплетению и вышивке, чтобы в будущем самим мастерить одежду в семье.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ГАНАСАНЫ
Н
Нганасаны считаются самым северным народом Европы. По одной из версий, нганасаны — потомки древнейшего палеолитического населения, то есть охотников на дикого северного оленя и мамонта. Вероятно, примерно к XVIII веку они выделились в самостоятельный народ в результате смешения с тунгусами и ассимиляции с самоедами. С тунгусами эти палеоазиаты сражались, похищали их женщин, а затем переняли у них знание обработки металла и оленеводства. А северные жители Таймыра, самоеды, просто растворили в себе этих пришельцев с юга, образовав новый народ. Другая версия гласит, что нганасаны — наоборот, самый древний из таймырских народов. И именно их стоянки шеститысячелетней давности — предмет изучения археологов.

Сегодня нганасаны считаются одним из самых малочисленных народов России — их насчитывается всего 862 человека. Но это не результат драматического вымирания, скорее всего, их численность варьировалась в таких пределах всегда. Все они живут на Таймыре.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Нганасан ранее было принято причислять к самоедам по языковой группе, что не совсем верно. Нынешнее название тоже не является самоназванием — его придумали ученые-этнографы на основе известного многим народам Севера слова «человек». Сами себя они зовут «ня» — то есть «товарищ».
ЯЗЫК
Язык — это основное, что заставляет выделять нганасан как отдельный народ. Он относится к самодийской группе. Нганасанским языком владеют около 125 человек. Несмотря на это, нганасаны стараются поддерживать и не забывать свой язык. Его изучают в школах в двух нганасанских поселках, на нем изредка публикуются материалы в местной газете, а Таймырское радио регулярно выпускает короткие передачи на нганасанском. Алфавит образован от кириллического. Но из-за большого количество сложнопроизносимых звуков туда добавили дополнительные знаки, которые обозначают, например, гортанные звуки.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Среди нганасан до сих пор можно встретить как православных, так и приверженцев традиционного культа. Для последних мир вокруг населен четырьмя видами сверхъестественных существ: нгуо (покровители матери стихий, как правило, женского рода), коча (духи болезней), баруси (духи-покровители местности, или просто духи) и дямазэ (то есть «горло имеющие», или животные — зооморфные демоны и помощники шаманов).

Нганасаны особенно чтили древний шаманский род -- нгамтусуо. Считалось, что из этого рода происходили самые сильные шаманы, их способности уважали даже соседние народы -- долганы и энцы. Последний из рода нгамтусуо -- шаман и сказитель Тубяку Костеркин (русская фамилия появилась в XX веке). Он жил во время, когда нганасаны перешли к оседлому образу жизни, а значит, шаманские обряды и значительная часть их культуры стали забываться. Тубяку стремился сохранить знания о своем народе и плотно работал с фольклористами и этнографами, передавая им таинства шаманизма и склада жизни нганасан. После смерти жены он передал свой обрядовый костюм Таймырскому краеведческому музею. Музей в свою очередь продолжает рассказывать гостям о шаманизме, духах и самом Тубяке Костеркине -- в этом году, в честь 100-летия со дня рождения шамана, музей организовал посвященную ему тематическую интерактивную выставку.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Нганасаны раньше были кочевым народом, но в советское время с приходом коллективизации и колхозов они переселились в поселки. Народ продолжает жить на своей исходной территории, охотиться, заниматься рыбалкой и прочими традиционными промыслами, просто теперь они живут не в чумах, а в обычных деревенских домах. Чумы же сохранились только в нескольких семьях в виде чумиков для хозяйственных нужд, например, копчения рыбы.
Дюрымы и ситабы — народный фольклор нганасан: сказки, эпические поэмы и фантастические рассказы о прошлом. Сюжеты рассказывают о местных героях, которые носят железную одежду, летают в небесах и годами без устали сражаются со злыми духами. В сказках считывается религиозное влияние анимизма: в центре внимания — животные, в первую очередь олени. Ситабы же могут рассказывать или петь круглыми сутками, поэтому их сложно записать целиком.
Считается, что духи — помощники шамана проявляют себя в звуках. Чтобы пробудить их, обряды и камлания сопровождаются специальной мелодией: боем в бубен, имитацией звуков животных, постукиваниями и звуками природы.
Кэйнэйрся, в переводе «петь друг другу», — это иносказательные песни. В тексте используются аллегории, архаичные слова, переставляются слоги, чтобы поглубже спрятать смысл слов. Тот, кто не понял сказанного соперником, считался проигравшим и дарил победителю металлическое украшение.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Мотумяку Турдагин — первый нганасанский профессиональный художник, по работам которого можно судить об изобразительном искусстве народа. Он изображал сюжеты из жизни и украшал картины национальным орнаментом. Его эскизы в дальнейшем использовали рукодельницы для разрисовки сувениров и вышивки одежды.
Из фондов МБУ «Музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска”»
ВЕНКИ
Э
Эвенков часто называют «аристократами Севера», и это неспроста. Это один из самых многочисленных северных народов, который смог сохранить самобытность и множество примет традиционной культуры. Сейчас только в России их насчитывается более 35 тысяч человек. Они широко расселены по территории Сибири — от Енисея и до Охотского моря и от Амура до моря Лаптевых, проживают даже в Китае. О себе они говорят так: «Эвенки нигде и везде». Однако на самом Таймыре эвенков немного -- близ Хантайского озера их проживает только около 300 человек.

Эвенки связаны с долганами и упоминаются во многих преданиях нганасан. В древние времена они часто контактировали со всеми народами, населявшими Таймыр. Сами они как народ появились благодаря смешению аборигенов Восточной Сибири с тунгусоязычными племенами Прибайкалья и Забайкалья.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
До 1930-х годов эвенков называли тунгусами, от якутского «тоҥ уус» (то есть «мастер холода»). В Забайкалье их называли ороченами, в Бурятии — мурченами, а в Приангарье — илэ. Самоназвание эвенков «эвэнкил» переводится как «живущие в горах» или «идущие поперек хребтов».
ЯЗЫК
Эвенкийский язык относится к северной группе тунгусо-маньчжурских языков, имеет три наречия — северное, южное и восточное — и бесчисленное количество говоров. В качестве литературного используется наиболее изученный непский говор. Исследователи пытались записывать эвенкийский фольклор на этом языке еще в царские времена, и даже предпринимались попытки создать для них собственный алфавит, не увенчавшиеся значительным успехом. В 1929 году они все же получили свою письменность на основе латинской графики, а десятилетиями позже она была переформирована на основе кириллического алфавита.

Но эвенки сравнительно мало используют национальный язык — его знает чуть менее пяти тысяч человек. Тем не менее его изучают в детских садах и начальных школах, на нем издается художественная литература и выходят материалы в нескольких газетах.

Много русских слов были заимствованы или происходят именно из эвенкийского языка. Унты -- обувь с меховой обивкой, слово «шаман» произошло от глагола «са» -- «знать». Название реки Енисей происходит от эвенкийского «ионесси», что значит «большая вода», а река Лена или «Елю-Эне» -- «большая река».
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Эвенкам тоже пытались привить православие, но они больше всех сохранили приверженность традиционным верованиям. Они тоже верят в существование трех миров — верхнего, среднего и нижнего. А шаман связывает эти миры друг с другом, приносит весточку от богов или предков, предсказывает погоду и важные события или задабривает духов. Костюм шамана обычно изображал волка или медведя, был украшен анималистическими фигурками и птичьими перьями.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Сейчас таймырские эвенки тоже живут в поселках и перестали кочевать. Но раньше они перемещались на многие километры, кочуя по всей Сибири вслед за пушным зверем. Оленеводство никогда не было для них главным занятием, они использовали оленей только в качестве транспорта. До того как начать вести оседлый образ жизни, эвенки считались непревзойденными охотниками и следопытами. В советское время они перешли на транспортное и мясное оленеводство.
Олег Чапогир — композитор и фольклорист родом из Эвенкии. Однако его песни популярны и на Таймыре. Он работал с малыми поэтами: сочиняя на их стихи песни, продвигал народную поэзию. Олег записал восемь альбомов с песнями о народах Севера и Эвенкии, которые до сих пор слушает местное население.
На Таймыре популяризацией культуры и языка занимается созданная при Таймырском Доме народного творчества этно-фольклорная группа «Юктэ».
У некоторых эвенков были особенные героические персонажи сказаний — сонинг, или вождь. Они были защитниками семьи и рода, образцом для подражания. Предания рассказывали о том, как люди становились сонингами, об их военных походах и прочих достижениях.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Эвенкийский народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» существует с 1966 года. Гастролирует по России со сказаниями, песнями и танцами народов Севера. Цель коллектива — сохранить культурное достояние, традиции и самобытность эвенков.
НЦЫ
Э
Энцы — один из самых малочисленных народов севера России. Численность его составляет всего порядка 230 человек, и все они живут на Таймыре. По одной из версий, этот этнос образован пришедшими из бассейна Енисея самодийцами, которые ассимилировали местные северно-сибирские племена. Их впервые упоминают в конце XV века под названием «монголзеи» — от названия энецкого рода Монгкаси. От него же произошло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 году. Другая версия гласит, что они уже были на Таймыре, когда туда пришли нганасаны, и стали возникать смешанные браки.

В XVIII веке насчитывалось около трех тысяч энцев, но затем их количество стало стремительно уменьшаться из-за ассимиляции соседними народами. В переписи населения в 1926 году значится всего 376 человек. Сейчас энцев делят на тундровых и лесных.

Об истории происхождения энцев можно прочитать в трудах ученых-исследователей Г. Н. Прокофьева, Б. О. Долгих, Е. А. Хелимского.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
До XX века их называли енисейскими самоедами. Сами энцы назвали себя «могади», «энчо», «пэ бай», но закрепилось самоназвание «эннэчэ» — человек.
ЯЗЫК
Энецкий язык долго не выделяли в отдельный и относили к одному из диалектов ненецкого. На самом деле энецкий отделился от ненецкого не раньше полутора тысяч лет назад. Все это самодийская языковая группа. Энецкий язык делится на лесной и тундровый диалекты, которые настолько разительно отличаются друг от друга по языковой структуре, что эти две группы с трудом могут понять друг друга.

Энцы дольше остальных народов Таймыра оставались без собственного алфавита. Но в 1986 году лингвист Наталья Терещенко разработала для энцев алфавит на основе кириллических букв и лесного диалекта -- она была первым исследователем, кто выделил энецкий в самостоятельный язык. Его официально не приняли, однако теперь на этом языке выходят статьи в местных газетах, фольклорная литература и религиозные переводы. Тем не менее активных носителей языка осталось меньше двух десятков человек.

Попытки структурировать и юридически закрепить энецкий язык продолжили в нашем веке Проектный офис развития Арктики (ПОРА) и Сибирский федеральный университет. Лингвисты, специалисты по энецкой культуре совместно с носителями языка создали энецкую письменность на основе кириллицы и дополнительных символов, обозначающих звуки речи. В работе приняли участие Зоя Болина, Дарья Болина, Андрей Шлуинский. В результате был выпущен энецкий букварь и рабочая тетрадь, а проект презентовали с большой трибуны ООН, чтобы закрепить его официальный статус. В дальнейшем в рамках проекта «Энецкая письменность» ПОРА планирует издать грамматику энецкого языка.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Энцы тоже считаются официально принявшими православие. Но это не помешало им продолжать поклоняться местным духам-хозяевам. Они почитают священных животных, помещают их изображения в особых местах и приносят им в жертву деньги, оленье мясо, кусочки сукна и прочие маленькие, но ценные подарки. Особенным уважением пользуется олень. А олень белой масти и вовсе считался принадлежащим верховному божеству Нуму. Таких оленей нельзя было запрягать в нарты или забивать на мясо.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Сейчас энцы компактно живут в нескольких поселках на правом берегу Енисея в обычных домиках, отказавшись от чумов. Лесные энцы живут в поселке Потапово (входит в состав городского поселения Дудинка), а тундровые энцы в поселке Воронцово (сельское поселение Караул). Традиционные занятия сохранились — охота на дикого оленя и рыболовство.
Щузыбичу и деричу — фольклорные жанры энецкой литературы. Первый повествует о фантастических походах богатырей и существовании великанов, а второй –– это исторические предания, бытовые рассказы и сказания о шаманах, которые несут большую этнографическую ценность.

В энецком фольклоре можно встретить «одушевление» повествования, когда речь сама по себе является героем сказа. Например, вместо «На берегу моря стоят чумы» писали «Речь дере увидела чумы на берегу моря».

Литературное и фольклорное наследие энцев собрал в свое время исследователь Казимир Лабанаускас. Литовский ученый жил на Севере, знал нагансанский, ненецкий и энецкий языки и изучил традиции и устный фольклор народов Севера. На основе рукописей Казимира Лабанаускаса была издана книга «Родное слово» — в ней энцы впервые могли прочитать сказки, рассказы и стихи на родном языке.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Проект подготовлен
при поддержке
над проектом работали: Юлия Кошеляева, Алена сергеева, александр Смирнов, юля лещенко, Алина старкова, саша казачкова, дарья решке, анна данилина, татьяна почуева, наталья сафонова