НА КРАЮ ЗЕМЛИ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ О МАЛЫХ НАРОДАХ ТАЙМЫРА
Таймыр — самый северный полуостров России, в котором сотни лет живут малочисленные народы — долганы, ненцы, нганасаны, эвенки и энцы. Вместе с экспертами «Сноб» и Норникель рассказывают, откуда они пришли, на каких языках говорили, как выживали в арктических условиях,
во что верили, каким духам молились и какие сказки
рассказывали детям — и чем наполнена их жизнь сейчас.

На Таймыре жизнь другая. Непонятная жителю средней полосы. И люди здесь живут тоже другие, ни на кого не похожие: у них свои обычаи, воззрения и традиции. Рассказываем о быте северных людей, во что они верят и как видят мир вокруг, в нашем мультфильме

Научный журналист – Юлия Кошеляева
Авторы сценария – Саша Казачкова, Юля Лещенко, Ксения Щетинина
Художник-постановщик – Алёна Сергеева
Анимация – Наташа Ганжа
Актер озвучивания – Илья Барабанов
Звукорежиссура, саунд-дизайн – Сергей Волков, Андрей Волков
Продюсеры – Юля Лещенко, Алина Старкова 
Автор идеи – Саша Казачкова
Креативный директор – Дарья Решке
О народах полуострова можно также послушать.
Специально для проекта «Люди Севера» были отобраны пять сказок, которые озвучили актеры «Мастерской Брусникина».
ВСТРЕЧА ДВУХ БРАТЬЕВ

долганская сказка
Давно-давно, когда на месте тундры шумели вековые леса,когда не было лютых морозов, жил один человек со своей женой. Звали его Кыбыл-Кихи, Дикий человек. Они жили на вершине одной сопки. Вокруг них на несколько тысяч верст не было человеческого жилья...
Скучно стало им жить без людей, не было у них детей, и стала жена каждый день говорить мужу:
- Сходил бы куда-нибудь, может, найдешь людей. Если найдешь - пойдем к ним, здесь скучно, живем уже больше сорока лет на этой сопке.
Собрался Кыбыл в дальний путь и сказал жене:
- Через каждые три года буду посылать по одной стреле, и ты будешь знать, что я жив. Когда пройдут три года после последней, третьей стрелы, то знай, что меня нет в живых, и ты тогда собирайся и уходи к людям, но только не по моей дороге.
Сказав эти слова, Кыбыл-кихи зашагал прямо на восход солнца.
Долго ли, коротко ли идет, он не знает: идет дождь - значит, лето; идет снег - значит, зима. Переходил через бурные реки, пробирался через дремучие леса, встречал невиданных зверей, но людей не было.
Так прошло три года, и Кыбыл-кихи выпустил одну стрелу прямо на заход солнца. Выпустил еще две стрелы, осталось идти ему еще три года, но пока никого не встречал, кроме птиц и зверей.
Прошло еще два года, как выпустил последнюю стрелу, проходит еще год, остался один день, нужно возвращаться домой, к жене.
Сел Кыбыл на большой камень на берегу реки и крепко задумался. Вдруг он почувствовал, что где-то слышны человеческие голоса, почуял запах жилья. Обрадовался он и побежал по берегу реки. Видит: на высоком берегу стоит красивый дом, солнечные лучи играют на окнах, около дома бегают ребятишки. На скамейке у дома сидит в красивой одежде человек и о чем-то думает. А сам глядит на играющих детей.
Долго смотрел Кыбыл на этого человека, уж очень давно он не видел людей. Потом он робко подошел к сидящему и сказал:
- Одиннадцать лет прошло, как я вышел из дому, одиннадцать лет не слышал человеческого голоса, одиннадцать лет иду на восход солнца, и наконец я нашел людей. Скажите, о чем вы задумались и не помешал ли я вам?
И отвечает человек в красивой одежде:
- Вот уже пятьдесят лет, как потерял я любимого брата, всю жизнь ищу и никак не могу найти. Умирая, отец говорил, что если разъедетесь, то все равно лет через сорок- пятьдесят встретитесь и будете жить вместе. Отец оставил нам с братом тысячное стадо лошадей, красивый дом и много дорогих вещей. Теперь всем богатством пользуюсь я один, а брату ничего не досталось. Вот о чем я задумался, вот что мучает меня. Скажи, что ты за человек, откуда идешь, как тебя зовут?
И рассказал Кыбыл, как он жил с женой более сорока лет на вершине одной сопки, как охотился, как пошел искать людей, а жену оставил.
Поведав о своих приключениях во время этого длинного пути, он сказал:
- Если завтра ничем не извещу жену, она будет считать, что я умер или убит, и она уйдет из дому искать людей, а я никогда ее больше не увижу. Зовут меня - Кыбыл-кихи.
Человек в красивой одежде знал, что у пропавшего его брата было большое черное пятно на ступне левой ноги.
Веря словам умершего отца, он втайне надеялся, что пришедший человек - его брат, которого он так ищет и ждет всю жизнь.
Хозяева сытно накормили уставшего путника и уложили спать. Сами же они решили, что, когда заснет пришедший человек, нужно потихоньку посмотреть на ступню левой ноги. Если есть большое черное пятно, то тогда он - тот, которого давно уже ищут.
Когда уставший путник крепко заснул, хозяин красивого дома тихонько зашел в комнату, где спал путник. Приподнял одеяло с его ног и от удивления крикнул. На ступне левой ноги чернело большое пятно. Словно без памяти он закричал:
- Мой брат! Мой брат нашелся! Люди, идите сюда, я нашел своего брата!
С криком бросился обнимать он спящего. Так он нашел своего брата, которого долго искал, и почувствовал себя самым счастливым человеком на земле.
Наутро он подвел Кыбылу, своему брату, златогривого коня и сказал:
- Садись на этого коня и скачи к своей жене, привези ее, будем жить вместе. А имя свое, Кыбыл, ты забудь; ты теперь уже не "дикий человек", а младший сын всемогущего богатыря Эрсэ, а я - твой старший брат.
Сел младший сын всемогущего богатыря на златогривого коня, крикнул богатырским голосом и поскакал на крылатом коне через леса и горы, через моря и океаны прямо на заход солнца.
Прошло немного времени, когда вдали на вершине высокой сопки стал виднеться дом Кыбыла. Жена Кыбыла собиралась в путь. В этот день истекал последний срок. Если до полудня не придет Кыбыл, она навсегда покинет свой дом.
Вдруг она услышала какой-то страшный шум, как будто налетел ураган.
Закачался домик, зазвенели стекла. Это прискакал на крылатом коне Кыбыл, чтобы взять с собой свою жену на родимую сторону.
Когда они возвратились, старший брат поровну разделил все, что оставил сыновьям знаменитый богатырь Эрсе, позвал много людей и устроил пир на всю землю.
Так стали жить да поживать два брата. Народ их избрал своими начальниками. Долго не было на земле войн, когда они правили страной, жили люди на земле вольно и сытно, и долго царил всюду мир. Славную жизнь прожил знаменитый богатырь Эрсе, он установил мир на земле и сыновьям наказал, умирая, не допускать войн между народами. Достойными оказались сыновья своего богатыря-отца. И теперь, когда люди услышат, что где-то идет война, льется кровь, - качая головой, говорят: "Да-а, нет богатыря Эрсе и его славных сыновей, были бы живы они - не было бы войн между народами".
СОЛНЦЕВА ДОЧЬ
нганасанская сказка
Едет человек на пестром олене, запряженном в нарты, и встретил другого на сопке с открытой головой. Тот у него спрашивает:
– Ты куда едешь?
– Есть, говорят, привередливая солнцева дочь, должен привезти ее себе в жены по приказу царя. А ты кто?..
– Я всевидящий и всеслышащий человек!
– Вот хорошо! Поедем вместе.
Сели в нарты вместе и поехали. По пути встретили человека –– сидит на сопке, держит в руках лук и две стрелы.
– Кто ты такой?
– Я тот человек, что двумя стрелами может кого угодно убить.
– Вот хорошо! А мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Поедем вместе, пригодишься.
Поехали втроем. Едут-едут –– на краю равнины сидит человек: то поднимется, то присядет. Подъехали к нему, спрашивают:
– Кто ты такой?
– Тише! Смотрите: вон там стоит самка дикого оленя с теленком. Царь этой страны, чтобы я не был очень резвым, привязал мне одну ногу. Вот я сижу здесь и хватаю этого оленя за ногу –– забавляюсь.
– Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою ловкость!
Человек протянул руку и схватил за ногу убегающую самку дикого оленя.
– Ловкий же ты человек! Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Поедем с нами, пригодишься.
Все четверо поехали. Приезжают к двум горам со снеговыми вершинами. Сидит между ними человек, а на носу его снег.
– Что ты за человек, и почему у тебя на носу снег?
– Я очень сильный человек. Стоит концом носа задеть эти две горы –– их как не бывало.
– Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою силу!
Человек повернул голову направо и налево, зацепил носом горы, и они тотчас рассыпались.
– Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Поедем с нами, пригодишься.
Все пятеро поехали. Едут, видят высокую скалу. На вершине сидит человек с непокрытой головой.
Удивляются путники:
— Что ты за человек? Почему голова в снегу?
– Если я тряхну головой, поднимется пурга
– А ну-ка, покажи!
Человек тряхнул головой –– сильная пурга поднялась.
– Перестань, совсем нас убьешь!
Человек перестал трясти головой, и пурга затихла.
– Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Поедем с нами, пригодишься.
Едут вместе, видят: на середине снежной равнины талое озеро. Около него –– человек, вытягивает губы вперед
– Что ты за человек?
– Я такой человек, что может разом выпить всю воду этого озера и проглотить вместе с ней двух рыб, которые в нем плавают.
– А ну-ка, покажи!
Человек вытянул свои губы, выпил всю воду озера и проглотил двух рыб, которые плавали в ней.
– Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Поедем с нами, пригодишься.
Подъезжают все вместе к одному стеклянному дому. Обходят кругом –– все двери заперты.
– Это, должно быть, дом привередливой солнцевой дочери. Всевидящий и всеслышащий человек, посмотри – есть кто внутри?
– Там одна девушка.
– Человек с луком, выстрели в дверь!
Человек с луком выпустил две стрелы, и разбили они замок. Дверь раскрылась. Дом внутри светлый-светлый, весь из золота и стекла. Сидит девушка с медными украшениями.
– Откуда вы, люди, приехали?
– Мы едем за солнцевой дочерью, говорят, очень привередливая. Как нам найти ее?
– Знаю про нее. Только сначала накормлю вас
Ушла девушка, возвращается с охапкой дров из красной меди. Снова вышла и вернулась с охапкой железных дров.
Растопила очаг, дым повалил –– ничего не видно, и девушка пропала.
– Вот, бедняжки, захотели взять солнцеву дочь! (насмешливый голос вдали)
Огонь становился сильнее, одежда людей начала загораться.
– Ну-ка, хватающий за ногу дикого оленя, погаси рукою огонь!
Махнул он рукой, туман появился, огонь еще больше разгорелся.
– Ну-ка, делающий пургу, устрой пургу!
Поднялась пурга, рассеялся туман, огонь немного притих.
– Ну-ка, выпивающий воду, погаси огонь!
Выплеснул изо рта воду и погасил огонь. Но дверь заперта! Человек с луком выстрелил –– стрелы отскочили назад. Человек со снегом на носу провел носом по стене дома, –– дом распался надвое.
– А ну-ка, всевидящий и всеслышащий человек, укажи, где солнцева дочь.
– Солнцева дочь сильно над нами смеется (солнцева дочь хихикает)
– А ну-ка, человек, хватающий оленя за ногу, достань ее
Человек, хватающий оленя за ногу, далеко убежал, не видно стало.
– А ну-ка, всевидящий и всеслышащий, что стало с нашим человеком?
– Догнал бы наш человек солнцеву дочь, да нога-то привязана.
Тогда человек с луком стрелами перерезал веревки.
– А ну-ка, всевидящий и всеслышащий, поймал человек солнцеву дочь?
– Наш человек чуть не поймал солнцеву дочь, да она далеко за озером.
– Человек, кто выпивает воду залпом, поди за ней
– Как я пойду? Ноги у меня слабые!
Дал тогда первый человек своего оленя. Поехал тот, выпил озеро, а быстроногий поймал солнцеву дочь.
– Хорошо, что вы помогли мне. Оставайтесь жить там, где мы встретились
Ты, человек, что воду залпом выпивает, будь хозяином воды, а от рыб, которых ты проглотил, пусть размножатся другие рыбы.
Ты, человек, что пургу вызывает, будь хозяином снега и пурги.
Ты, человек, что горы разрушает, будь хозяином гор, властвуй над горными зверями.
Ты, человек с привязанной ногой, будь хозяином диких оленей, корми людей.
Ты, человек с луком, будь хозяином охоты, помогай охотникам.
Ты, всевидящий и всеслышащий, будь хозяином и наделяй детей хорошим зрением и хорошим слухом.
Первый человек стал жить с солнцевой дочерью. С тех пор солнце светит, и от лучей его вся земля получает жизнь.
Как храбрый Вай море победил
ненецкая сказка
Жил храбрый Вай на самом краю земли, в тундре, у моря. Море было большое, широкое, волны по нему ходили, под волнами морские звери жили, утаскивали рыбаков под воду. А деваться было некуда...
Вот вышел как-то храбрый Вай к морю и сел на камешек. Вышел из чума и старик-отец.
- Хорошо сегодня на море. Хочу я на промысел сходить.
- Не ходи, Вай, наша лодка маленькая. На ней нельзя в море далеко пускаться.
- Нет, отец. Я всё-таки пойду.
- Коли ты такой храбрый –– иди. Только далеко от берега не отплывай. Поднимется ветер и унесет тебя в океан.
Уплыл Вай в море –– берег уже еле виден. Расхрабрился он, и стал ветра просить:
- Ветер, ветер, подуй посильнее!
Ветер подул, заволновалось море, стало лодку с волны на волну перебрасывать.
Схватился Вай за вёсла, но ветер всё дальше от земли уносит. Кругом только море, черное и страшное
Три дня носило лодку по волнам, на четвертый утихло море. Стали вокруг лодки нерпы носы из воды высовывать.
Убил Вай одну нерпу, вторую, десять.
- Ничего, что долго из дому пропадал. Зато промысел удачный.
Услышало море – вдруг зафыркал кто-то возле самой лодки. У борта большой черный морж показался, и клыков у него четыре. Зацепился ими морж за лодку.
- Не тронь меня, я человек сердитый.
Морж только наваливается на лодку - опрокинуть хочет.
Схватил Вай моржа одной рукой за клыки, а другой со всей силы по круглой голове стукнул. Шлёпнул морж лапами по воде и утонул, а Вай дальше плывет.
Снова кто-то фыркает рядом –– огромный медведь прямо к лодке плывёт. Кладет лапу на борт и опрокинуть лодку хочет.
- Не дразни меня. Я человек сердитый: стукну тебя кулаком.
Медведь не понимает и лезет в лодку, до Вая добраться поскорее хочет.
Схватил Вай медведя одной рукой за ухо, а другой как стукнет по мохнатой голове.
Вдруг вокруг темно сделалось, солнце словно за тучу зашло.
Поднимает Вай голову –– прямо перед ним громадный черный кит, да не простой, а с гребешком на голове, всем китам кит.
- Не отпущу я тебя живым, Вай. Ни отец, ни дед твой такими дерзкими не были, всегда моря боялись.
- Давай сначала с тобой поборемся. Коли ты меня одолеешь - ешь меня, и отца, и всех наших оленей. А коли я тебя - перестанешь наше море волновать и охотников губить. До трёх раз бороться будем. Согласен?
- Согласен. А как же мы поборемся?
- Видишь, берег вдалеке и чум наш на берегу стоит? Кто первый до чума доберется, тот и победит.
Пустились они наперегонки. У Вая лодочка маленькая, узкая. Приналег Вай на весла - полетела лодочка, как стрела. А кит большой, тяжёлый, ему плыть труднее, но от лодки не отстает и даже приплыл первым -- вывалился на берег
- Проиграл Вай, я первый!
Взмахнул Вай вёслами, врезалась лодка носом в песок. Соскочил Вай на берег, встал на порог чума:
- Не ты первый, а я. Уговор был: кто до чума доберётся, а не до берега.
- Хорошо. Только наш спор с тобой не кончен.
Наступила весна. Отправился Вай вдоль по берегу, по льдинам, на промысел. Устал, лёг на мягкий снег отдохнуть, да и заснул. Просыпается Вай - плывёт он по морю на маленькой льдине.
Вдруг потемнело вокруг, словно солнце за тучу зашло. Глядит Вай - встал перед ним из воды громадный чёрный кит, с гребешком на голове, не простой кит, а всем китам кит.
- Вот ты мне и второй раз попался. Пришёл твой конец. Никак тебе теперь не спастись. Тебя съем, твоего отца съем и всех ваших оленей тоже съем.
- А помнишь, мы до трёх раз бороться уговаривались?
- Помню
- Вон там, в море, большой корабль с людьми плывет. Разойдемся мы с тобой по морю в разные стороны. Куда поплывет корабль - тот и выиграл. Согласен?
- Хорошо, согласен
Поплыл он в одну сторону, а Вая ветер понес в другую. Глядят люди на корабле в подзорные трубы - плывёт льдина, а на льдине человек. Один совсем, и оружия с ним нет.
- Смотрите, человек плывёт!
- А с этой стороны кита видно!
- Человека спасать скорее надо!
Повернул корабль к льдине, спас Вая и к берегу направился.
- Хорошо, храбрый Вай. Ещё раз мы с тобой встретимся - не уйдёшь от меня.
В третий раз отправился храбрый Вай на промысел.
Сел он в лодочку, только успел большие камни у мыса обогнуть, как опять потемнело небо, словно туча солнце закрыла, и встал перед Ваем из воды чёрный кит, всем китам кит, пасть большая, глаза злые, на голове чёрный гребешок.
- Вот мы с тобой и в последний раз встретились!
- Ну, что же, будем в последний раз бороться. Давай по морю гоняться. Кто первый устанет, тот и проиграл. Согласен?
- Да ведь ты проиграешь, ты долго грести не можешь. У тебя руки слабые, я сильнее.
- Ты только говори: согласен?
- Согласен,
Повернулся и поплыл в море. А Вай выскочил из лодки, вскочил киту на спину и уселся.
- Ты куда влез? Слезай.
- Да ведь не было уговору, что я в лодке буду по морю гоняться. Ты плыви, а я на тебе кататься буду.
Рассердился кит, стал вертеться, хвостом воду бить, а Вай крепко держится, никак киту его со спины не сбросить. Таскал, таскал его кит по морю, наконец устал, замучился.
- Слезай с моей спины, надоел ты мне.
- Устал?
- Устал
- Значит, проиграл?
- Проиграл
- Так помни: ты обещал, что больше наше море волновать не будешь, охотников губить не станешь.
Махнул кит хвостом и ушёл глубоко-глубоко на дно моря. С тех пор охотники из тундры спокойно в море выходить стали. Помногу зверя били, мяса и шкур добывали.

ДЮКУН
эвенкийская сказка
Жили в одиноком чуме на берегу реки Старик со Старухой. Долго так жили, состарились, а детей никаких не имели. Однажды Старик пошел за рыбой, вытащил из воды сети и видит: очень мало рыбы поймалось. На другой день пришел, поднял сети — рыбы еще меньше. На третий день вытащил сети — а в них одна трава и ни одной рыбки...
Проверяя сети, Старик каждый раз видел на берегу маленького ДюкУна — выдру.
Рассердился Старик, что рыба не ловится, и говорит ему:
— Вот ты, наверно, пугаешь мою рыбу?!
Схватил он маленького Дюкуна, вытащил нож и хотел его убить.
Вдруг Дюкун говорит ему голосом человека:
— Не убивай меня! Буду твоим сыном!
Удивился Старик, завернул маленького Дюкуна в одежду, принес в чум и говорит Старухе:
— Вот нашел нам сына. Сам сказал: «Сыном вашим буду». Нашим языком говорить умеет.
Так Дюкун в их чуме жить остался
С того дня в сети Старика и рыба стала ловиться: как вытащит сети — а в них рыбы полно, еле успевает ее домой носить.
Вот прошло какое-то время. Дюкун у Старика со Старухой живет как сын. И что Дюкун ни делал — все делал молча.
Однажды Дюкун опять голосом человека сказал:
— Отец, хочу жениться! Найди мне невесту!
Старик подумал: «Что делать? Какую невесту Дюкуну искать?»
Всю ночь он думал, а утром взял полный котелок угощения из рыбы — и по берегу реки против течения пошел. На берегу реки чум увидел.
Старик зашел в этот чум. В чуме три сестры жили. Он поставил котелок, говорит:
— Кто хочет выйти замуж за моего сына Дюкуна?
Никто не захотел есть угощение.
Взял старик котелок и домой пошел.
На другой день с этим котелком он опять пошел вдоль реки невесту искать, но теперь вниз по течению. И опять на берегу чум увидел. И в этом чуме три сестры жили. Старик зашел к ним, поздоровался, поставил котелок и говорит:
— Кто за моего сына Дюкуна замуж выйти хочет?
Две девушки отвернулись от котелка, а самая младшая взяла ложку и стала есть. Сестры начали ее отговаривать, но младшая сестра молча все съела, а пустой котелок Старику отдала.
Старик домой отправился. Идет и песню поет: радуется, что Дюкуну невесту нашел.
Утром старик взял Дюкуна и в чум к трем девушкам принес, на оленью шкуру положил. Две старшие сестры сразу ушли из этого чума и отдельно себе чум поставил.
Так самая младшая девушка осталась жить с маленьким Дюкуном. Рыбачила и кормила его рыбой, песни ему пела и в постели укачивала, чтоб уснул.
Однажды эта девушка проснулась и видит: в чуме светло, как днем, вышла на улицу — а там темно.
Она вернулась в чум и увидела: на оленьей шкуре лежит красивый парень и весь светится. Рядом с ним шкура Дюкуна лежит. Девушка взяла эту шкуру и спрятала ее под щепки, где дрова рубят.
Утром парень проснулся, не нашел шкуру Дюкуна и остался жить, как человек.
Когда он ушел на охоту, девушка прибежала к сестрам и рассказала, что Дюкун сбросил шкуру и превратился в красивого парня-охотника.
Старшие сестры не поверили и к ее чуму прибежали.
Весь день они ждали, а вечером, когда парень вернулся с охоты, увидели: да, красивый парень пришел и добычу принес.
Позавидовали они сестре и в свой чум пошли.
Парень с девушкой стали жить, как супруги, любили друг друга и были счастливыми. Как только он уходил на охоту, прибегали старшие сестры и спрашивали, где она спрятала шкуру Дюкуна. Смеялись над ней, говорили:
— Мы не верим, что это Дюкун превратился в парня.
Не выдержала девушка и однажды сказала им, где спрятала шкуру. Сестры тут же из чума выбежали, нашли шкуру и в костер бросили.
И как только шкура начала гореть, все увидели: в костре стоит тот красивый парень и горит. Испугались старшие сестры и убежали. А парень говорит своей жене:
— Ты ни в чем не виновата. Такая судьба моя. Меня заколдовал злой дух. Это он меня превратил в Дюкуна.
Парень взял стрелу, переломил ее и одну половину, с наконечником, жене отдал:
— Если захочешь, то по этой половине стрелы найдешь меня. Наконечник укажет.
Только успел он сказать эти слова, как тут же в дым превратился, дым поднялся и в небе исчез.
Горько заплакала девушка, проклиная злых и завистливых сестер за то, что с мужем ее разлучили.
На другой день она взяла берестяную шкатулку, положила туда половинку стрелы с наконечником, иголку и оленьи жилы. Спрятала шкатулку за пазуху, посох взяла и в далекий путь отправилась.
Шла она очень долго. Вот подошла к реке. Попила воды из этой реки, и сразу силы к ней вернулись. Она села на берегу и думает: как же ей на ту сторону перебраться?..
Когда так сидела, из леса к реке прибежал быстроногий олень и тоже воды напился. У этого оленя почему-то не было хвостика.
Девушка стала просить:
— Быстроногий олень, переправь меня на тот берег.
Олень посадил девушку на спину и на другой берег переплыл.
За это девушка из лоскутка шкуры ему хвостик пришила.
Шла, шла она и к другой большой реке пришла, очень широкой и глубокой. Походила она, походила — никак ее не перейти.
Девушка села на берегу и опять задумалась.
Долго так сидела-думала и вот увидела: к берегу большой Гусь плывет… Обрадовалась она и стала этого Гуся просить:
— Братик Гусь, помоги мне переплыть на другой берег!
Подплыл к ней Гусь и говорит:
— Перевезу, однако. Садись на спину.
Девушка села ему на спину, и Гусь к другому берегу поплыл.
Вышла она на берег и пошила Гусю обувь, покрасила ее красной краской, вышила ему на крыльях и на шее белые узоры.
Пошла девушка дальше: в ту сторону, куда указывал наконечник стрелы.
Вот наконечник стрелы опять привел к реке, такой широкой, что другого берега не видно. И людей нигде нет…
Она пошла по берегу и услышала голос людской. Прошла еще немного и видит: из лесу идут к берегу люди. Возле берега лодки причалены. Подошли они к лодкам, сели и поплыли.
Вдруг она услышала плеск весла и увидела плывущую одну лодку. В лодке сидела одна женщина. Девушка говорит ей:
— Возьми меня с собой. Буду грести, сколько сил хватит.
Женщина взяла ее в свою лодку. Девушка спрашивает:
— Куда все торопятся?
Женщина рассказала ей:
— Слух прошел… На том берегу этой реки чум стоит. В чуме спит молодой парень. Никто разбудить его не может. Какая женщина разбудит — ту и возьмет в жены. Я тоже хочу разбудить.
Подплыли к берегу и увидели много лодок, а на берегу чум и очень много людей стоят.
Когда в этот чум зашли, увидели много других молодых девушек. На постели из оленьих шкур спит молодой парень. Девушки подходили к нему, будили, но он не просыпался.
Вот последней она подошла к парню…
И как только подошла — сразу увидела: это ее муж спит. Рядом с ним лежит половина стрелы. Она достала из шкатулки свою половину с наконечником, приложила к той половине. И когда приложила, две половинки срослись так, будто стрела и не была переломлена.
Парень сразу зашевелился, открыл глаза и поднялся:
— Кто меня разбудил? Если старик — будь моим отцом, если старуха — будь моей матерью, если девушка — будь моей женой, — сказал он.
И тут же увидел свою жену со стрелой в руке.
Подошел к ней и взял стрелу, потом рассказал людям, как жена по наконечнику стрелы искала его и нашла.
А парень и девушка в чуме на берегу реки жить остались. Долго жили, в тайге на диких оленей охотились, в реке рыбу ловили. Были сытыми и счастливыми, детей имели, а у тех детей — свои дети родились.
«Они и сейчас там живут», — так, о них старые эвенки говорят.
О МАЛЬЧИКЕ И ЧУДЕСНОЙ ПТИЦЕ
энецкая сказка
Живет старик со старухой. Сами они худенькие, и ребенок у них маленький. Все играет он один. Где взять ему товарища? Поставит полено, будто оленя, рога к нему привяжет. И зайца из тальника смастерит...
Как-то говорит малыш отцу:
– Сделай мне, отец, лук и две стрелы. Я буду стрелами играть.
Отвечает ему старик:
– Уйти ты за стрелами можешь, потом чум не найдешь.
– У меня ведь глаза есть. Почему же я чум потеряю?
– Нет, рано тебе еще стрелы пускать.
Просил мальчик три дня. Сделал отец ему на третий день лук и две стрелы.
Мать говорит:
– Чего ты ребенка в чуме держишь? Пусть он на улице играет. Для того ты ему и лук сделал.
Стал играть мальчик на улице. Поставит палку – в цель попадет. Другую поставит-опять попадет. С утра до вечера играет, только спать в чум приходит. Где же ему товарища найти?
Чум этого старика стоял на берегу реки. Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума. Смотрит-стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.
Подошел мальчик и видит, что у ниохи голова большая и крылья огромные.
– Есть ли отец у тебя, младенец?
– Да, есть.
– А мать?
– И мать есть.
– Зачем же ты пришел сюда?
– Случайно я попал сюда. Шел-шел и тебя увидел. Увидев тебя, испугался.
– Но ты ведь не знаешь меня?
– Нет.
– Хорошо, что ты пришел сюда. Ты поможешь мне. В одном крыле у меня сломана кость.
– Что же мне делать?
– Ведь твой отец кузнец. Он умеет ковать железо. Скажи ему, чтобы он сделал мне кость, а пока ты перевяжи мое крыло.
– Ладно, скажу.
– Скажи ему: коли он мне крыло поправит, то большой за это выкуп получит. Нет у меня сил подняться отсюда. Упала я на поганую землю.
Ушел мальчик к отцу. Дошел до чума и говорит:
– Нашел я птицу ниохи. Просит она, чтобы ты ей кость сковал.
Отвечает отец:
– Не умею.
– Хотя и не умеешь, но надо сделать.
– Как же? Не умею я.
– Надо за три дня сделать.
– Правду говорю я – не умею.
Тут старуха вмешалась:
– Как же не умеешь? Постарел, что ли? Ведь любое железо куешь. И кость надо птице сделать.
На четвертый день говорит старик:
– Ну, ждите. Ложитесь спать. Буду ковать.
Старуха с ребенком легла. Старик в тальник отправился. Далеко от чума в яме железо нашел. Сделал за ночь кость – как гусиное крыло.
Утром, когда встали сын с матерью, пришел старик и говорит:
– Ну, сынок, иди, бери! Сделал я крыло.
Пошел мальчик. Где была птица, там и стоит. Увидела его ниохи и заговорила:
– Слава богу, что пришел ты. Принес ли?
– Принес.
– Теперь сиди здесь шесть дней. Я пришлю с тобою плату отцу.
Улетела птица в небо. Не видно ее. Ждал мальчик пять дней, на шестой пошел к тому месту, где впервые птицу увидел; сидит здесь женщина и на воду смотрит. Говорит она мальчику:
– Эй, парень, иди сюда!
Направился к ней мальчик.
Один глаз у нее нормальный, а другой железный. Одна рука и нога нормальные, другие – железные.
Идет к ней поближе, но не видно ее. Тонкое дерево, похожее на амулет, стоит. Говорит мальчик:
– Я-то думал – человек. Что ты шутишь? Не играй! Ведь ниохи обещала плату послать. Если это правда моя плата, то не шути.
Стал ближе подходить и видит только черный камень.
– Что же ты опять играешь? Я боюсь.
Снова стал подходить и видит, что стоит настоящая женщина.
– Ты муж мой! Меня послал мой отец, ниохи. Ты сделал ему руку. Если бы не ты, то погибла бы моя земля. Скоро придут мои олени. АргИшей у меня много. Вместе будем жить.
Легли спать. Ночью парень подумал:
«Моя жена в трех видах была – камнем, деревом, железом, потом снова женщиной стала.»
Проснулся парень и видит, что олени пришли. Смотрит, что двенадцать нарт стоят: десять больших, одна женская, одна лишняя — его, видно.
Жена говорит:
– Ну, поедем! Где твой чум? Вот тебе нарты, бери их. Это тебе мой отец послал.
Едва-едва поймали оленей и поехал парень с женой к своему чуму. Стали к чуму подъезжать, а жена говорит парню:
– Остановись.
Пустили оленей, сделали чум и весь день к отцу парня не ходили. А из чума будто три стало. Один с виду как каменный. Тот исчез, и кажется, что огонь горит, потом снова чум настоящий стал. Говорит жена:
– У тебя-то отец есть. Ты иди к нему. Только там долго не гости.
Пришел парень домой и узнал, что умер отец его, умерла и мать.
Тут стала говорить жена:
– Давай кочевать станем. Тот чум не будем ломать. Прошло время, и стали у женщины дети рождаться. Дети вырастают в женщин, и снова у тех появляются дети. У той женщины двадцать пять детей было. И пошли от одного этого человека различные народы. Так, говорят, появились на свете многие племена от этих двадцати пяти детей. Разошлись эти племена по тундре в разные стороны.
Проект подготовлен
при поддержке
над проектом работали: Юлия Кошеляева, Алена сергеева, александр Смирнов, СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, АНДРЕЙ ВОЛКОВ, юля лещенко, Алина старкова, саша казачкова, дарья решке, анна данилина, татьяна почуева, наталья сафонова