После строительства Кольцевой линии развивалась концепция радиусов, которые берут от нее начало и уходят на периферию города. В 1970-х происходит сращивание этих радиусов в сквозные диаметры — так появились Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии.
Это несколько разгрузило Кольцевую линию, но не излечило «врожденный порок» радиально-кольцевой системы: плотность линий и станций убывает по мере удаления от центра к периферии, а на входе радиусов в центр, наоборот, возникает эффект бутылочного горлышка. Предлагались разные варианты решения проблемы: строительство второй кольцевой линии, вилкование радиальных линий на периферии города, строительство скоростных хордовых линий, которые, приближаясь к центру, обходили бы его по касательной.
Победила в этом историческом споре, как мы знаем, идея дополнительных колец, в конце концов, мысли о ней появились более
30 лет назад.