30 июня 2022
Как развивался подземный транспорт столицы
Никогда ранее сеть подземного и наземного метро Москвы не росла с такой скоростью, как в последние годы. За последние 11 лет для пассажиров московского метро открылись 68 новых станций, 22 из них — станции БКЛ, по планам — самой протяженной кольцевой линии метро в мире. К этому следует прибавить 31 станцию МЦК и два диаметра МЦД, которые основательно усилили транспортный каркас столицы.

Во многом изменения транспортной схемы связаны с планами прошлых десятилетий. «Сноб» рассказывает, что повлияло на развитие метро и какие идеи полувековой давности реализовали только в наши дни.
От первого кольца
до Большой кольцевой линии
В 2023 году для пассажиров заработают еще девять станций БКЛ, и тогда она станет самой протяженной кольцевой линией в мировом метростроении. В итоге линия соединит 31 станцию метро и улучшит транспортную доступность для 3,3 млн человек — это четверть всего населения Москвы. Многие маршруты станут занимать меньше времени, например, путь от Сокольников до Электрозаводской займет всего 10 минут вместо 25-ти сегодня. Второе кольцо разгрузит метро до  25%, а транспортные магистрали — до 15%
Дальнейшее развитие
2022—
будущее
До 2023 года для пассажиров заработают еще девять станций БКЛ, и тогда она станет самой протяженной кольцевой линией в мировом метростроении. В итоге линия соединит 31 станцию метро и улучшит транспортную доступность для 3,3 млн человек — это четверть всего населения Москвы. Многие маршруты станут занимать меньше времени, например, путь от Сокольников до Электрозаводской займет всего 10 минут вместо 25-ти сегодня. Второе кольцо разгрузит метро до  25%, а транспортные магистрали — до 15%
Дальнейшее развитие
2022 — будущее
2011—2021
В 2018-м открылся северо-западный участок Большой кольцевой линии, строительство которой было предусмотрено еще Генпланом развития Москвы 1971 года. В декабре 2021-го открылась часть линии длиной более 21 км, соединяющая сразу 10 станций, — это самый протяженный единовременно открытый участок за всю историю московского метро. Подобный рекорд случился лишь однажды — в 1935 году в один день открыли 13 станций на линии протяженностью 11 км.

Если Московское центральное кольцо смещено относительно центра города на север, то Большое кольцо симметрично смещено на юг. Это позволяет равномерно охватить районы вокруг центра. БКЛ сократила некоторые пассажирские маршруты. Например, ранее от «Каховской» до «Калужской» на метро приходилось добираться 40 минут через центр, а с появлением БКЛ поездка занимает всего 10 минут.
Большая кольцевая линия
Число районов Москвы с метро и без
Еще одной новой веткой стала открытая в 2019 году и продленная в 2020-м Некрасовская линия. Она помогла снизить нагрузку на юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской ветки, самой загруженной линии московского метро. Например, на станции «Выхино» стало свободнее до 20%. В скором будущем некрасовский участок от «Нижегородской» до «Электрозаводской» станет частью Большой кольцевой линии.

По мере роста границ Москвы метро перестало быть только подземным транспортом и соединилось с железнодорожными линиями. Например, МЦК — бывший железнодорожный контур Москвы, пришедший в упадок после Великой Отечественной и реорганизованный лишь в 2012—2016 годы. В 2019-му к метро присоединились Белорусско-Савеловское и Курско-Рижское железнодорожные направления, ставшие МЦД-1 и МЦД-2.
С продлением в 2016 году Сокольнической линии до станции «Саларьево» (которая стала 200-й станцией столичной подземки) метро пришло в Новую Москву. Второй Новой Москвы достигла Солнцевская линия, целью которой было разгрузить южную часть Сокольнической линии. Первый участок открыли в 2014 году, дополнив схему метро двумя новыми станциями — «Деловой центр» и «Парк Победы». А в южном направлении линия вскоре должна достичь аэропорта Внуково, который будет первым московским аэропортом, куда можно добраться на метро.
Последние полвека население Москвы, по подсчетам «Сноба», растет в среднем на 12% за десять лет. В 2012 году границы города расширились в два раза, и заострилась проблема интеграции новых территорий в транспортную систему столицы. Кроме того, предстояло решить вопрос перегруженности многих станций, а также расширить транспортную сеть в другие районы города — у четверти населения не было метро в пешей доступности.
Рост вслед за расширением города
Поезда нового поколения
Кроме того, на большом кольце курсируют поезда последнего поколения «Москва-2020». В отличие от своих предшественников, например, «Русича», двери в новых вагонах раскрываются шире на 35 см. Это ускоряет посадку и высадку на станции. Также поезда «Москва-2020» на 15% тише, чем более ранние модели вагонов.

На новый уровень вышла система информирования пассажиров — помимо табло над дверями, дисплеи установлены в консолях под потолком и на стенах вагона. Некоторые из дисплеев — с тачскрином с возможностью построения маршрута. Среди других удобств для пассажиров — увеличенное число USB-портов для зарядки гаджетов, они расположены между сидениями и рядом с тач-экраном в вагоне.
2011—2021
В 2018-м открылся северо-западный участок Большой кольцевой линии, строительство которой было предусмотрено еще Генпланом развития Москвы 1971 года. В декабре 2021-го открылась часть линии длиной более 21 км, соединяющая сразу 10 станций, — это самый протяженный единовременно открытый участок за всю историю московского метро. Подобный рекорд случился лишь однажды — в 1935 году в один день открыли 13 станций на линии протяженностью 11 км.

Если Московское центральное кольцо смещено относительно центра города на север, то Большое кольцо симметрично смещено на юг. Это позволяет равномерно охватить районы вокруг центра. БКЛ сократила некоторые пассажирские маршруты. Например, ранее от «Каховской» до «Калужской» на метро приходилось добираться 40 минут через центр, а с появлением БКЛ поездка занимает всего 10 минут.
Большая кольцевая линия
Число районов Москвы с метро и без
Еще одной новой веткой стала открытая в 2019 году и продленная в 2020-м Некрасовская линия. Она помогла снизить нагрузку на юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской ветки, самой загруженной линии московского метро. Например, на станции «Выхино» стало свободнее до 20%. В скором будущем некрасовский участок от «Нижегородской» до «Электрозаводской» станет частью Большой кольцевой линии.

По мере роста границ Москвы метро перестало быть только подземным транспортом и соединилось с железнодорожными линиями. Например, МЦК — бывший железнодорожный контур Москвы, пришедший в упадок после Великой Отечественной и реорганизованный лишь в 2012—2016 годы. В 2019-му к метро присоединились Белорусско-Савеловское и Курско-Рижское железнодорожные направления, ставшие МЦД-1 и МЦД-2.
С продлением в 2016 году Сокольнической линии до станции «Саларьево» (которая стала 200-й станцией столичной подземки) метро пришло в Новую Москву. Второй Новой Москвы достигла Солнцевская линия, целью которой было разгрузить южную часть Сокольнической линии. Первый участок открыли в 2014 году, дополнив схему метро двумя новыми станциями — «Деловой центр» и «Парк Победы». А в южном направлении линия вскоре должна достичь аэропорта Внуково, который будет первым московским аэропортом, куда можно добраться на метро.
Последние полвека население Москвы, по подсчетам «Сноба», растет в среднем на 12% за десять лет. В 2012 году границы города расширились в два раза, и заострилась проблема интеграции новых территорий в транспортную систему столицы. Кроме того, предстояло решить вопрос перегруженности многих станций, а также расширить транспортную сеть в другие районы города — у четверти населения не было метро в пешей доступности.
Рост вслед за расширением города
Поезда нового поколения
Кроме того, на большом кольце курсируют поезда последнего поколения «Москва-2020». В отличие от своих предшественников, например, «Русича», двери в новых вагонах раскрываются шире — на 35 см. Это ускоряет посадку и высадку на станции. Также поезда «Москва-2020» на 15% тише, чем более ранние модели вагонов.

На новый уровень вышла система информирования пассажиров — помимо табло над дверями, дисплеи установлены в консолях под потолком и на стенах вагона. Некоторые из дисплеев — с тачскрином с возможностью построения маршрута. Среди других удобств для пассажиров — увеличенное число USB-портов для зарядки гаджетов, они расположены между сидениями и рядом с тач-экраном в вагоне.
После распада СССР из-за нехватки финансирования среднегодовой прирост станций московского метро сократился с трех до двух новых станций и оставался на этом уровне до конца 2000-х. Проектировщики были вынуждены искать способы удешевить строительство. В результате появилась Бутовская линия легкого метро и монорельс на северо-востоке города. В 2005−06 годах в районе строящегося Москва-Сити открылись станции «Деловой центр» (сейчас это станция «Выставочная») и «Международная». Предполагалось, что они станут частью «Третьего пересадочного контура», но так и остались в составе Филевской линии, а Большое кольцо прошло рядом.
Замедление темпов строительства
1991—2010
После распада СССР из-за нехватки финансирования среднегодовой прирост станций московского метро сократился с трех до двух новых станций и оставался на этом уровне до конца 2000-х. Проектировщики были вынуждены искать способы удешевить строительство. В результате появилась Бутовская линия легкого метро и монорельс на северо-востоке города. В 2005−06 годах в районе строящегося Москва-Сити открылись станции «Деловой центр» (сейчас это станция «Выставочная») и «Международная». Предполагалось, что они станут частью «Третьего пересадочного контура», но так и остались в составе Филевской линии, а Большое кольцо прошло рядом.
Замедление темпов строительства
1991—2010
После строительства Кольцевой линии развивалась концепция радиусов, которые берут от нее начало и уходят на периферию города. В 1970-х происходит сращивание этих радиусов в сквозные диаметры — так появились Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии.

Это несколько разгрузило Кольцевую линию, но не излечило «врожденный порок» радиально-кольцевой системы: плотность линий и станций убывает по мере удаления от центра к периферии, а на входе радиусов в центр, наоборот, возникает эффект бутылочного горлышка. Предлагались разные варианты решения проблемы: строительство второй кольцевой линии, вилкование радиальных линий на периферии города, строительство скоростных хордовых линий, которые, приближаясь к центру, обходили бы его по касательной. Победила в этом историческом споре, как мы знаем, идея дополнительных колец, в конце концов, мысли о ней появились более 30 лет назад.
Объединение линий внутри кольца
1970—1990
После строительства Кольцевой линии развивалась концепция радиусов, которые берут от нее начало и уходят на периферию города. В 1970-х происходит сращивание этих радиусов в сквозные диаметры — так появились Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии.

Это несколько разгрузило Кольцевую линию, но не излечило «врожденный порок» радиально-кольцевой системы: плотность линий и станций убывает по мере удаления от центра к периферии, а на входе радиусов в центр, наоборот, возникает эффект бутылочного горлышка. Предлагались разные варианты решения проблемы: строительство второй кольцевой линии, вилкование радиальных линий на периферии города, строительство скоростных хордовых линий, которые, приближаясь к центру, обходили бы его по касательной. Победила в этом историческом споре, как мы знаем, идея дополнительных колец, в конце концов, мысли о ней появились более 30 лет назад.
Объединение линий внутри кольца
1970—1990
В этот период развитие метро пытались ускорить за счет удешевления прокладки путей и строительства станций. Проектировщики отошли от дорогих индивидуальных проектов «подземных дворцов» в сторону дешевого типового строительства, новые радиусы строятся методом мелкого заложения. Так все больше жилых и важных промышленных районов соединились с центром. Появились Калужский, Рижский, Филевский и Ждановский (Таганский) радиусы.
Радиусы в жилые районы города
1955—1969
В этот период развитие метро пытались ускорить за счет удешевления прокладки путей и строительства станций. Проектировщики отошли от дорогих индивидуальных проектов «подземных дворцов» в сторону дешевого типового строительства, новые радиусы строятся методом мелкого заложения. Так все больше жилых и важных промышленных районов соединились с центром. Появились Калужский, Рижский, Филевский и Ждановский (Таганский) радиусы.
Радиусы в жилые районы города
1955—1969
Московский метрополитен естественным образом унаследовал радиально-кольцевую структуру города. Однако поначалу кольцевые линии не входили в проект. Лишь после пуска в 1938 году второй очереди метро выяснилось, что нагрузка на пересадочные станции слишком высока. Чтобы решить эту проблему, после войны начали строить Кольцевую линию. Первоначально ее планировали проложить как подземный дублер Садового кольца. Так и был построен южный участок. Но затем северную часть решили сдвинуть еще больше на север, чтобы обеспечить пересадочный контур с семью из девяти железнодорожных вокзалов города. Первый участок кольца запустили в 1950 году, а сомкнулось оно в 1954 году.

Даже тогда было ясно, что одного кольца не хватит из-за большого пассажиропотока: о строительстве полукольца на юго-востоке города задумывались уже в 1947-м, но официально на схемах будущего метро второе кольцо появилось только в Генплане 1971 года.
Первое подземное кольцо
1947—1954
Московский метрополитен естественным образом унаследовал радиально-кольцевую структуру города. Однако поначалу кольцевые линии не входили в проект. Лишь после пуска в 1938 году второй очереди метро выяснилось, что нагрузка на пересадочные станции слишком высока. Чтобы решить эту проблему, после войны начали строить Кольцевую линию. Первоначально ее планировали проложить как подземный дублер Садового кольца. Так и был построен южный участок. Но затем северную часть решили сдвинуть еще больше на север, чтобы обеспечить пересадочный контур с семью из девяти железнодорожных вокзалов города. Первый участок кольца запустили в 1950 году, а сомкнулось оно в 1954 году.

Даже тогда было ясно, что одного кольца не хватит из-за большого пассажиропотока: о строительстве полукольца на юго-востоке города задумывались уже в 1947-м, но официально на схемах будущего метро второе кольцо появилось только в Генплане 1971 года.
Первое подземное кольцо
1947—1954
Различные планы создания метро в столице существовали еще с конца XIX века, но строительство подземки началось лишь в конце 1931 года. В 1932-м была утверждена перспективная схема линий, включавшая пять диаметров: Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский. А уже в 1935 году первые 13 станций ныне Сокольнической линии открылись для пассажиров.
Начало строительства
1931—1946
Различные планы создания метро в столице существовали еще с конца XIX века, но строительство подземки началось лишь в конце 1931 года. В 1932-м была утверждена перспективная схема линий, включавшая пять диаметров: Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский. А уже в 1935 году первые 13 станций ныне Сокольнической линии открылись для пассажиров.
Начало строительства
1931—1946
Над проектом работали:
Алексей Тиматков, Анна Знаменская, Мария Аносова,
Анна Данилина, Татьяна Почуева, Владимир Демин,
Алина Старкова, Саша Казачкова, Дарья Решке

© All Right Reserved. Snob
[email protected]