Археологи обнаружили новые свидетельства военного конфликта в Трое
Вышел 110-й номер журнала «Сноб»
Пропавшую в австралийском заповеднике туристку нашли живой спустя 12 дней
В Италии подросток вырыл на пляже тоннель из песка и задохнулся в нем
Общество

Поколения и культурный код: гипотезы и концепции

У каждого поколения — свой ритм, свои образы, свой способ говорить о важном. «Сноб» и ВТБ решили исследовать, как культурные предпочтения отражают дух времени и формируют нашу идентичность. Этим материалом мы начинаем разговор о теории поколений и культурных трансформациях. Вместе с культурологами, искусствоведами, филологами и социологами мы будем изучать, что слушают, смотрят и читают представители разных поколений. Возможно, так мы лучше сумеем понять друг друга. О том, как работает теория поколений, рассказал Евгений Никонов, руководитель проекта «RuGenerations — российская школа Теории поколений»
Иллюстрация: Валерий Зарытовский

Классификация поколений в России и странах СНГ

Поколение Победителей (рожденные в 1903–1923 годах)

Молчаливое поколение (рожденные в 1924–1943 годах)

Поколение беби-бумеров (рожденные в 1944–1963 годах)

Поколение Х (рожденные в 1964–1984 годах)

Поколение Y или миллениумы* (рожденные в 1985–2002 годах)

Поколение Z или хоумлендеры (рожденные в 2003–2024 годах)

Теория поколений — это две ключевые концепции.

I. То, что мы потом распознаем как поколение, формируется в возрасте до 10–12 лет под воздействием 4 факторов:

— глобальные и локальные исторические события, 

— доминирующие информационные сообщения в обществе,

— принятые подходы к воспитанию, 

— наиболее остро ощущаемый поколением дефицит. 

II. Ценности поколений имеют циклический характер с интервалом 80–100 лет. Внутри этого цикла выделяются последовательные фазы: период роста, стабильность, распад систем и кризисный этап.

Культурный код поколений меняется непрерывно, но замечаем мы это дискретно. Такое явление называется «двойной эффект перемен». Оно связано с особенностями нашего восприятия: изменения непрерывны, но мы замечаем эти изменения скачками.

Теория поколений — это линза, через которую можно смотреть на мир и решать две задачи. Во-первых, она дает ключ к интерпретации текущих событий — например, помогает осознать, что современные глобальные конфликты соответствуют фазе кризиса в цикле. Во-вторых, создает основу для стратегического планирования, поскольку после кризиса неизбежно наступает очередной период роста, и преимущество получат те, кто быстрее других развернется в сторону развития.

С точки зрения нашего исследовательского центра (RuGenerations — Российская школа Теории поколений) каждое поколение представляет собой многомерный феномен, который удобно рассматривать в пяти координатах. 

1. Образы — глубинные представления о мире, формирующие ценности. 

2. Язык. Новообразования происходят по целому ряду причин: потребность назвать что-то новое, подростковый сленг как желание спрятаться от взрослых. 

3. Приоритетные проблемы, которыми, по мнению представителей поколения, надо заниматься.

4. Сценарии поведения — повседневные привычки и устоявшиеся практики. Например, многие бумеры до сих пор предпочитают книги и журналы электронным устройствам, несмотря на то что умеют ими пользоваться.   

5. Комфортная среда — ключевые характеристики места, в котором нам удобно. 

До появления зумеров представители каждого поколения воспитывались на одних и тех же книгах, мультфильмах, музыке. Сегодня есть поклонники аниме, есть криптоэнтузиасты, и эти группы поглощают совершенно разный контент. Как в этом случае можно говорить о едином культурном коде поколения Z?

То, что есть отличия, — естественно. Удивительно, что, несмотря на них, у представителей одного поколения есть сходства. Например, если говорить о медиапотреблении, то можно обнаружить доминирование сериального формата — современная молодежь массово предпочитает длинные сюжеты с постепенным развитием. Или усиление влияния азиатской культуры. Однако даже при различии в конкретных предпочтениях формируется общий визуальный язык поколения. Когда мы исследовали, какой у молодежи идеальный образ города, выяснилось, что дети воспроизводят футуристические города из анимационных сериалов — вертикальное озеленение, летающий транспорт. Даже при обращении к традиционным сюжетам, например русским сказкам, их современные адаптации неизбежно несут отпечаток актуального культурного контекста. Поэтому, хотя конкретные медиапредпочтения могут различаться, у поколений есть общие эстетические коды.

Если размышлять над тем, чего хотят поколения, — с нашей точки зрения, это успех, выживание и решение актуальных задач. Но наполнение этих понятий для каждого поколения свое. 

Успех

1. Поколение беби-бумеров 

— Материальные блага: квартира, машина, дача. Ценность материального важна сама по себе.

— Социальное признание: «я полезен обществу».

— Быть участником жизни, быть занятым.

2. Поколение X 

— Воспринимать себя как классного и крутого. Их представление об успешности не связано с социумом.

— Самореализация + адреналин. Сначала обеспечил семью, потом ушел в отрыв: дайвинг, путешествия, экстрим.

3. Поколение Y 

— Публичность: важно не только нравиться себе, но и быть признанным.

— Быть влиятельным в мире: в форме корпоративной карьеры или общественно важных инициатив.

Успех — это то, как мы реализуемся в настоящем. Однако у каждого в голове есть образ неопределенного будущего и внутренний ответ, во что нужно инвестировать, чтобы стать в нем успешным. Выживание — это то, как мы адаптируемся к неизвестному завтрашнему дню.

Стратегии выживания

1. Поколение беби-бумеров

— Уметь формировать и поддерживать длительные отношения.

— Хорошее базовое образование и системная переподготовка.

— Быть с молодыми.

2. Поколение X 

— Профессиональная экспертиза: стать «звездой» в своей области.

— Финансовый буфер: бабло побеждает зло.

3. Поколение Y

— Развитие soft skills: прокачка разнообразных навыков.

— Установление полезных связей (нетворкинг), личный бренд.

Примеры поколенческих задач

1. Поколение беби-бумеров

 Быть лучшими, быть первыми. На уровне страны и мира.

2. Поколение X 

 Справедливость: борьба с несправедливостью, высокий профессионализм.

3. Поколение Y 

 Социальная помощь, чтобы в обществе не оставалось уязвимых групп: обездоленных стариков, брошенных детей, бездомных животных.

 Экология: осознанное потребление, волонтерство в природоохранных проектах.

 Коллективные действия: «спасаем планету вместе».

4. Хоумлендеры

 Гармоничные отношения: избегание токсичности, здоровые коммуникации.

 Ментальное здоровье: борьба с тревожностью, депрессией, буллингом, стрессом.

 Экологически ответственное поведение как норма: раздельный сбор мусора, минимизация экологического следа.

Начиная с поколения миллениум работа перестает быть главной частью жизни. И этот культурный сдвиг нередко становится источником межпоколенческих конфликтов. Для представителей старших поколений профессиональная принадлежность была важной частью идентичности. 

Суть драмы в том, что мы безнадежно пытаемся уместить чужое поколение в рамки собственного понимания. Мы строим умозрительные модели, чтобы объяснить чуждые нам способы мыслить и действовать. Но все эти попытки неизбежно терпят крах — мы остаемся пленниками своего времени, неспособными по-настоящему постичь логику других эпох.

Представителям молодых поколений предложили визуализировать жизненные приоритеты в виде круга. 

— Миллениумы отвели работе только треть пространства, другие две трети были очень разнообразны. У кого-то — семья и образование, у кого-то — спорт и путешествия. И в этом особенность игреков, поскольку они первыми оказались в ситуации гипервыбора.

— У хоумлендеров доля «работа» сократилась до четверти круга. Остальные части заняли семья как оплот надежности; здоровье — поскольку новостной поток насыщен информацией о заболеваниях; образование как инструмент адаптации в меняющемся мире.

Насколько, вам кажется, обоснованна гипотеза, что культурный код трансформируется по схеме технологический рывок — новые социальные паттерны — формирование новых представлений о мире и своем месте в нем и, как общее следствие, смена культурного года?

В нашей работе важно исследовать. Мы с коллегами изучаем коллективный опыт через фокус-группы, объединяя представителей одного поколения для выявления общих ценностей и моделей поведения. Конкретную гипотезу мы не проверяли. Я бы предположил, что технологический прогресс и изменение социального поведения развиваются не последовательно, а параллельно. Новые представления о мире формируются при одновременных изменениях как в технологической сфере, так и в общественном сознании.

Приведу пример — электрический автомобиль. Как концепция он существует с начала XX века, тогда половина автотранспорта работала на электротяге. Однако его массовое распространение стало возможным лишь при совпадении двух факторов: технологического прорыва, который позволил сделать электромобиль далеко едущим, и изменения общественного запроса на экологичный транспорт.

Каждое поколение сталкивается с уникальными вызовами, но и получает уникальные возможности. Какая бы эпоха ни стала нашей, в конечном счете любое время хорошо, чтобы жить.

  

* Более общепринятое название — «миллениалы» обозначает всех рожденных в течение тысячелетия, но большая часть рожденных в 1985–2002 годах перешагнули границу 2000 года, то есть они не миллениалы, а миллениумы — перешагнувшие миллениум.

  

Подготовила Юлия Кузнецова

0
0

Подписывайтесь на наши соцсети:

Телеграм ВК Дзен