ТЕРРИТОРИЯ ФУТБОЛА
ПЕТЕРБУРГ
«Сноб» и Оргкомитет ЕВРО-2020 представляют совместный проект — прогулка для болельщиков и просто тех, кому небезразличен футбол и его история. Этой весной мы представим три мультимедийных маршрута, которые предложим пройти вместе с нами, а также известными петербуржцами: актерами, музыкантами, болельщиками. Это и аудиогид, и фоторепортаж, и увлекательный рассказ о футбольном Петербурге. В первом гиде мы говорили об истории футбола в Питере. Сегодня — о том, как тесно этот спорт связан с искусством. Расскажем о Набокове-вратаре, Бродском-болельщике и даже о Курентзисе-любителе поиграть в футбол на плейстейшн
ФУТБ
ПЕТЕРБУРГ
«Сноб» и Оргкомитет ЕВРО-2020 представляют совместный проект — прогулка для болельщиков и просто тех, кому небезразличен футбол и его история. Этой весной мы представим три мультимедийных маршрута, которые предложим пройти вместе с нами, а также известными петербуржцами: актерами, музыкантами, болельщиками. Это и аудиогид, и фоторепортаж, и увлекательный рассказ о футбольном Петербурге. В первом гиде мы говорили об истории футбола в Питере. Сегодня — о том, как тесно этот спорт связан с искусством. Расскажем о Набокове-вратаре, Бродском-болельщике и даже о Курентзисе-любителе поиграть в футбол на плейстейшн
ЛА
ТЕРРИТОРИЯ
ДОМ МУРУЗИ
Литейный проспект, дом 24
АРТ-КАФЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА»
Итальянская улица, дом 4
БАЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. ВАГАНОВОЙ
улица Зодчего Росси, дом 2
ТЕНИШЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Моховая улица, дом 33–35
Дом Радио
Итальянская улица, дом 27
КАРТА МАРШРУТА
Санкт-Петербург
РУССКИЙ МУЗЕЙ
Инженерная улица, дом 2
ДОМ МУРУЗИ
Литейный проспект, дом 24
ДОМ МУРУЗИ
Литейный проспект, дом 24
Новая точка на питерской арт-карте — Музей Бродского. Те самые «полторы комнаты», квартира №28. Иосиф Бродский вместе с родителями въехал сюда в 1955 году, тогда ему было 15 лет. И потом вспоминал это пространство как «лучшие десять метров своей жизни».

В послевоенные годы футбол в Ленинграде, да и во всем Советском Союзе был спортом номер один. Футбольные матчи — как праздник. Не остался в стороне и Иосиф Бродский. Поэт обожал футбол. Его друг детства, впоследствии ставший великим советским вулканологом, Генрих Штейнберг вспоминал: «Иосиф был страстным болельщиком. Ни о чем не любил разговаривать так, как о футболе. Знал все про чемпионат Союза, вел статистику матчей. Я помню, году в 1959-м пару раз мы ездили вместе на игры, сидели у меня за воротами. Болели так, как в последний раз. В общем, он к футболу относился более чем серьезно».
Когда Бродский оказался в эмиграции, возможностей видеть футбол у него стало куда больше. Хотя смотрел он матчи преимущественно по телевизору. Переводчик Алан Майерс рассказывал о Бродском: «Первое, что он произносил, прилетая в Англию и входя в наш дом, было: “Футбол показывают?”».

Именно Бродский подарил поколению, выросшему на дворовой заповеди «три корнера — пенальти», великий афоризм, запечатленный в стихах:
Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой
там, где нога продолжает начатое головой.
Изо всех законов, изданных Хаммурапи,
самые главные — пенальти и угловой.
ТЕНИШЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Улица Моховая, дом 33-35
ТЕНИШЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Улица Моховая, дом 33-35
Знаменитое на весь Петербург учебное заведение в начале XX века считалось самым элитным в городе. Попасть туда было непросто из-за высокой платы за обучение, поэтому основную массу воспитанников составляли дети обеспеченных родителей.

В 1911-м в училище поступил Володя Набоков. Словесность будущему писателю преподавал поэт Серебряного века Владимир Гиппиус. Как-то класс писал сочинение на тему «Лень». Набоков сдал пустой лист и получил хорошую отметку от впечатленного преподавателя.

Вот как описывал это время Набоков в «Других берегах»: «Повернув на Невский, автомобиль минут пять ехал по нему, и как весело бывало без усилия обгонять самых быстрых и храпливых коней, — какого-нибудь закутанного в шинель гвардейца в легких санях, запряженных парой вороных под синей сеткой. Мы сворачивали влево по улице с прелестным названием Караванная, навсегда связанной у меня с магазином игрушек Пето и с цирком Чинизелли, из круглой кремовой стены которого выпрастывались каменные лошадиные головы. Наконец, за каналом, мы сворачивали на Моховую и там останавливались у ворот училища».

Набоков начал играть в футбол здесь, в Тенишевском училище в Петербурге. И сразу выбрал для себя роль голкипера, которой потом никогда не изменял.

С 1962 года в этом здании располагается Учебный театр «На Моховой». И именно здесь начал свою актерскую карьеру Константин Хабенский, чей голос вы услышите в подкасте.

В эмиграции Владимир Набоков продолжил играть в футбол. Поступив в Тринити Колледж при Кембридже, первым делом он присоединился к местной футбольной команде. Тогда же, в 1920 году он написал стихотворение «Футбол»:
Отрадная игра! Широкая поляна,
пестрят рубашки; мяч живой
то мечется в ногах, как молния кривая,
то — выстрела звучней — взвивается, и вот
подпрыгиваю я, с размаху прерывая
его стремительный полет.
Закончил карьеру голкипера Набоков в Берлине, там писатель стоял на воротах команды русских мигрантов. В 1932 году во время одного из матчей писатель получил травму — мяч попал ему прямо в голову. С футболом пришлось завязать.
ДОМ РАДИО
Итальянская улица, дом 27
ДОМ РАДИО
Итальянская улица, дом 27
Совсем недавно это место стало новым центром арт-жизни Петербурга. Легендарное здание в центре города, где в 1933 году разместилось Ленинградское радио, полтора года назад стало модным культурно-образовательным пространством по инициативе дирижера Теодора Курентзиса. Греческий музыкант тесно связан с Петербургом — он здесь учился, начинал карьеру. Затем уехал, но спустя два десятилетия вернулся. Не чужд Теодору и футбол — болеет за греческий «Олимпиакос» и может сыграть матч-другой в FIFA.

Пока Теодор занят подготовкой к Зальцбургском фестивалю, экскурсию по Дому Радио нам проводит директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков, по совместительству еще и глава отдела современного искусства Эрмитажа: «Музыка и футбол — вещи на первый взгляд несовместимые, но связанны они неким общим принципом режиссуры, наверное. Принципом руководства. Хороший тренер является дирижером своей команды, потому что все спортсмены должны попадать в ритм друг с другом, играть одну мелодию, чтобы выиграть матч».
Кроме оркестра и хора Теодора Курентзиса в Доме Радио по-прежнему располагаются редакция радио «Петербург». Но главное достояние этого здания — конечно, архивы. Несколько сотен тысяч записей, уникальные пленки, в том числе — блокадные хроники. Так, на линии фронта советским солдатам рассказали о том, что в Ленинграде, несмотря на блокаду, прошла товарищеская футбольная встреча. 31 мая 1942 года на поле стадиона «Динамо» — нынешний «Петровский» — вышли команды «Динамо» и Ленинградского металлического завода, из работников которого затем был сформирован «Зенит». Два укороченных тайма (по 30 минут) провели без перерыва. Встреча закончилась со счетом 6:0 в пользу «Динамо». После матча игроки покидали поле в обнимку — так было легче идти.
РУССКИЙ МУЗЕЙ
Инженерная улица, дом 2
РУССКИЙ МУЗЕЙ
Инженерная улица, дом 2
Футбол — любимый, поистине народный вид спорта. Не удивительно, что многие художники были его страстными поклонниками. Играли в него. И, конечно, рисовали футбол. Дейнека, Пименов, Богородский, Малевич нашли в этой теме новые формы выражения и художественные образы. Для одних главными стали острота и динамика — борьба за мяч, схватка и сложные спортивные пассажи. Для других — торжественные моменты начала матча, панорама стадионов, представление героического начала футболистов.

Ярче всего футбол представлен в творчестве Дейнеки, чьи работы находятся в собрании Русского музея. Сам художник говорил о футболе так: «Я писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Случай с футболом — обычный случай. Я не знаю истинно художественного произведения, которое, отвечая запросам передового современника, не вынуждено было бы решать ряд новых задач идейного, пластического порядка, дабы быть на высоте своего времени».

В преддверии чемпионата мира по футболу в России в 2018 году Почта России выпустила серию марок «Футбол в искусстве». На марке была помещена репродукция знаменитой картины Дейнеки «Футбол» 1928 года.
АРТ-КАФЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА»
Итальянская улица, дом 4
АРТ-КАФЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА»
Итальянская улица, дом 4
Этот небольшой подвал на углу Итальянской и Михайловской улиц по сей день окутан множеством мифов и легенд. Это была «...средней величины комната, уставленная маленькими столиками. Тут же сцена. Микроскопическая. Рояль. Буфет, где можно получить... собачьи битки и прекрасную малороссийскую колбасу за 20 коп.» — так о легендарном петербургском арт-кафе «Бродячая собака» писал в 1912 году журнал «Весь мир».

Завсегдатаями этого места были Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд и, конечно, Осип Мандельштам — на нем остановимся подробнее. Год Чемпионата Европы стал еще и годом Мандельштама в российском искусстве: в этом году отмечаем 130 лет со дня его рождения.
Неизъяснимо лицемерно
Не так ли кончиком ноги
Над теплым трупом Олоферна
Юдифь глумилась... [и враги].
В 1913 году Осип Мандельштам пишет это стихотворение, оно называется «Футбольное». Поэт проводит параллель между футбольным состязанием и ветхозаветной историей о Юдифи и Олоферне. Мандельштам уподобляет подвиг Юдифи футбольной баталии, а забитый мяч становится «тупой головой» Олоферна.

Мандельштам вернется к теме футбола через год, когда напишет стихотворение «Второй футбол». В нем матч изображен уже не как судьбоносный поединок патриотки с агрессором, а как единственное утешение и радость воспитанников военной школы:
Чуть-чуть неловки, мешковаты —
Как подобает в их лета, —
Кто мяч толкает узловатый,
Кто охраняет ворота…
БАЛЕТНОЕ
УЧИЛИЩЕ
ИМ.ВАГАНОВОЙ
улица Зодчего Росси, дом 2
БАЛЕТНОЕ
УЧИЛИЩЕ
ИМ.ВАГАНОВОЙ
улица Зодчего Росси, дом 2
Академия русского балета им. А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ мира, с именем которой тесно связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы. Начиная с 1826 года расходы на обучение в балетной школе шли прямо из кабинета Его Императорского Величества. Школа принимала 50 мальчиков и 50 девочек в год. Самые талантливые содержались за счет государства и назывались «казеннокоштными», остальные — «своекоштные» — за 500 рублей в год (и это без обучения наукам, только специальность).

Воспитанников училища трудно было перепутать с кем-либо еще. Мальчики носили темные мундиры с вышитой на них лирой. Лира с императорской короной в лавровом венке — герб училища — украшала и фуражку с лакированным козырьком. Как пишет в книге «Театры Петербурга» историк и искусствовед Руфина Павлова, мальчики, воспитанники училища, едва появился футбол, стали мастерами игры. Учителя ругались на них, ведь для балетных ног футбол — спорт крайне опасный. Но это не помогало, и будущие танцовщики сбивали себе в кровь ноги на любительских матчах.

И все-таки центральной фигурой в классическом балете является балерина. И первое имя, которое приходит на ум — Диана Вишнева, прима assoluta, звезда, а еще Посол Чемпионата Европы по футболу 2020 года.


«Я росла в спортивной семье. Нашего папу мы в шутку называли “Пан спортсмен”. Сам он химик по образованию, но именно он научил меня выигрывать и проигрывать. В балете это умение так же важно как в футболе. Сколько себя помню, всегда была в хорошей физической форме: зимой — коньки и лыжи, летом — волейбол и теннис. Кстати считалось, что для балета я даже слишком спортивная. Может быть, поэтому в Вагановскую Академию меня взяли только с третьего раза. Тем более мне хотелось доказать, что это был неслучайный подарок судьбы, что я достойна стать “Балериной”. А что касается футбола, то больше всего я люблю смотреть его по телевизору. Чтобы увидеть крупные планы спортсменов, их бег, прыжки и битву за мяч в рапиде. Незабываемое зрелище. Ведь даже из VIP-ложи этого не разглядишь».


Третий маршрут ждите совсем скоро, он будет посвящен лайфстайлу. Мы расскажем о местах, которые на протяжении разных десятилетий формировали и продолжают формировать светский Питер.

Текст: Сергей Николаевич
Фото: Владимир Яроцкий
Продюсер подкаста: Ренат Давлетгильдеев
Выпускающий редактор: Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова

© All Right Reserved.
Snob
[email protected]