Фарфор, витражи и бирюза
Народное творчество в разных уголках России
Образы отдельных регионов страны неразрывно связаны с ремеслом местных жителей. Так, культовыми стали бело-голубая керамика из Гжели, жостовские расписные подносы и пестрая дымковская игрушка. Сегодня умельцы даже из самых небольших городов могут поделиться своим творчеством с огромной аудиторией. «Сноб» вместе с маркетплейсом локальных брендов Flowwow собрали неочевидные изделия ручной работы из разных регионов России, которые станут приятным подарком
На Руси с древних времен лепили из глины: этого материала было в избытке. Помимо практических функций, мастера вскоре стали уделять внимание декору — покрывать глиняную посуду глазурью, обжигать в печи и расписывать всевозможными узорами. До XIII века были распространены такие техники, как перегородчатая эмаль и полихромная керамика. С XVIII века стал популярен фарфор — его делали в Рыбинске, Дулево, Конаково и подмосковном Хотьково. В середине XIX века появилась скопинская керамика с затейливыми орнаментами, а чуть позже семикаракорская с лубочными казацкими сюжетами. Современные керамисты сохраняют традиции ручной лепки и грамотного обжига и создают яркую посуду, которая украсит дом.
Санкт-Петербург
История елочной игрушки в России начинается с середины XIX века. В то время новогоднее и рождественское дерево украшали баранками, конфетами, бумажными гирляндами и фигурками из ваты, которые делали в виде очаровательных животных, детей, Деда Мороза и Снегурочки. Семья талантливых мастеров из столицы создают винтажные игрушки из ваты. В коллекции есть трогательные ангелы, младенцы в капусте и мальчики на санках. Это вариант для тех, кто ищет подарок в преддверии Старого Нового года.
Москва
Эпоксидную смолу впервые получил в процессе эксперимента швейцарский химик Кастан в 1936 году. Материал стали активно использовать в промышленности и строительстве в качестве прочной пропитки и гидроизолянта по всему миру, в том числе и в России, где из смолы изготавливали мундштуки. Из эпоксидной смолы можно сделать самые разные декоративные предметы: сувениры, украшения и даже мебель. Мастера из Новосибирска вручную изготавливают блюда для фруктов красивого голубого цвета, менажницы и даже винные столики.
Новосибирск
Инкрустированные драгоценными камнями броши полюбились при дворе Екатерины Великой. Одно украшение из коллекции императрицы изготовили с колумбийским изумрудом в 70 карат. Спустя три века этот аксессуар не теряет популярности — но теперь их украшают бисером и хрустальным стеклом. Умельцы вручную вышивают броши, имитирующие букеты цветов, ягоды и животных.
Екатеринбург
В советских квартирах музыкальные инструменты нередко вынужденно становились предметами интерьера и декора — музыкальная карьера талантливого чада не случилась, а баян или пианино уже куплены. Сегодня такая ситуация тоже не редкость, и умельцы из Нижнего Новгорода придумали экологичный и креативный способ дать музыке второй шанс. Тромбон и скрипки превращаются в основание для не только декоративных, но и вполне практичных ламп, а клавиши рояля — в панно, которым можно украсить стену гостиной или спальни.
Нижний Новгород
Стекольное производство в России стало развиваться в XVI–XVII веках: в стране появились первые заводы, а мастера ездили учиться ремеслу за границу. Производства под Петербургом стали главными поставщиками изысканной посуды к императорскому двору. Во второй половине XVIII века появилось цветное стекло — автором технологии стал Михаил Ломоносов, который проводил в своей научной лаборатории опыты, чтобы расширить палитру красителей для стекла. С появлением этой технологии популярными стали картины из мозаики и витражи. Современные стеклодувы создают разноцветные блюдца, подсвечники и витражные фигурки для домашнего декора.
Челябинск
Украшения из натуральных камней отсылают к фольклорному стилю и древней традиции приписывать тем или иным материалам определенные свойства. Например, бирюзу использовали в изделиях, которые должны были стать подарком на память, бирюзовыми кольцами часто обменивались возлюбленные. Месторождения этого яркого камня сконцентрировались на Урале, но интерес к нему добрался и до Краснодара, где рукодельницы создают сережки и колье с вкраплениями бирюзы.
Краснодар
На Руси крестьянки плели прочные корзины из бересты и березовых или липовых прутьев — в них хранили продукты, текстиль и переносили вещи. Постепенно, как и все функциональные предметы быта, корзины стали украшать резьбой. Декоративные изделия для дома были менее прочными и плелись из сосновой лучины. Теперь в Самаре ремесленники вручную изготавливают корзины и ковры из джута, натурального текстильного волокна. Получаются практичные варианты для хранения и оригинальные предметы интерьера.
Самара
Изделия и посуда из фарфора обрела популярность в России в XVIII веке. Петр I пытался раскрыть «китайский секрет» и закупал фарфор на Востоке, чтобы понять технологию его изготовления. В 1744 году на берегу Невы в десяти километрах от Санкт-Петербурга начали строить порцелиновую мануфактуру по распоряжению Елизаветы Петровны. Постепенно русский фарфор стал именем нарицательным — сервизы украшали замысловатыми узорами, отражающими моду эпохи на классицизм, барокко или рококо. Сегодня фарфоровую интерьерную посуду делают и в Махачкале. Предметы вручную расписывают удивительными сюжетами с вкраплениями 24-каратного золота.
Махачкала
Поташное дело, или мыловарение, с появлением в России быстро стало популярным и прибыльным ремеслом, которым занимались целые деревни. Масштабные профильные фабрики появились в России в XVIII веке, и даже тогда долгое время мыло было доступно лишь дворянам. Главным центром по его производству стал город Шуя, а теперь его варят по всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке. Ароматное фигурное мыло может быть выполнено в форме цветка, торта и даже тарталетки с икрой.
Владивосток