ФОКУС
НА РАССТОЯНИИ

12 ШАГОВ
к отличным снимкам беззеркалкой
Времена, когда фраза «у меня зеркалка» говорила о мастерстве фотографа, прошли. Сегодня профессионального уровня может достичь даже тот, кто никогда не держал зеркальной камеры в руках. «Сноб» и Canon собрали простые советы, которые помогут даже новичку делать отличные снимки с цифровой камерой.
ТВОРЧЕСТВО
ТЕХНИКА
етали
Все детали в кадре важны. Чтобы зритель увидел на снимке задуманный вами сюжет, ему ничто не должно мешать. Внимательно посмотрите, что попадет в кадр. Возможно, там есть лишние элементы, которые создают «грязь» и отвлекают внимание от основного объекта съемки. Их нужно убрать — это позволит сэкономить время на постобработке. Если избавиться от лишнего невозможно, попробуйте изменить ракурс — это поможет скрыть дефекты.
Д
дея
Выберите стиль, в котором вы хотите работать, — документальная или предметная съемка, портреты или абстракция. От этого напрямую зависит идея — много деталей для усиления документальности или лаконичность для художественной выразительности. Вдохновляйтесь работами Анри Картье-Брессона и умением снять кадр на пике эмоций и передать их зрителю. Этот подход в равной степени применим к предметной съемке, пейзажу и портрету. На одном из самых знаменитых снимков Брессона в кадре мужчина, прыгающий через лужу, и балерина в прыжке на плакате — здесь есть и противопоставление — мужчина/женщина, и двойники — отражения в луже.
И
омпозиция
Все детали в кадре важны. Чтобы зритель увидел на снимке задуманный вами сюжет, ему ничто не должно мешать. Внимательно посмотрите, что попадет в кадр. Возможно, там есть лишние элементы, которые создают «грязь» и отвлекают внимание от основного объекта съемки. Их нужно убрать — это позволит сэкономить время на постобработке. Если избавиться от лишнего невозможно, попробуйте изменить ракурс — это поможет скрыть дефекты.
К
Правило трете́й
Мысленно наложите на кадр сетку из двух горизонтальных и двух вертикальных линий так, чтобы он разделился на девять равновеликих кусков. Все важные объекты должны располагаться вдоль этих линий или на их пересечении.
Диагонали и направляющие линии
Используйте различные линии, создаваемые антуражем или предметом в кадре, чтобы направлять взгляд зрителя вглубь изображения. Диагональные линии (уходящая к горизонту дорога, эффектные грани зданий) помогут создать динамичную композицию, даже если объекты съемки статичны.
Точка съемки
Прежде чем сделать фото, подумайте, удачно ли выбран ракурс. Может быть, стоит присесть или немного сдвинуться, расположить объект съемки не в центре кадра. В этом и есть магия наилучшей передачи содержания кадра. Не бойтесь неожиданных ракурсов.
Симметрия, геометрия, текстуры и асимметрия
Используйте то, что находится вокруг вас, — стройте симметричную композицию или, напротив, ломайте ее, сдвигая объекты и нарушая равновесие.
Баланс
Следите за тем, чтобы с первого взгляда было понятно, какой объект на снимке главный и как он соотносится к другими объектам в кадре. И помните, что базовые правила можно и иногда нужно нарушать. В конце концов, как писал фотограф Александр Лапин, «если нарушение композиции оправдано и приводит к новому смыслу, то это тоже композиция». Пример для вдохновения: Юрген Теллер, фотографии которого созданы против всяких правил.

Правило трете́й
Мысленно наложите на кадр сетку из двух горизонтальных и двух вертикальных линий так, чтобы он разделился на девять равновеликих кусков. Все важные объекты должны располагаться вдоль этих линий или на их пересечении.

Диагонали и направляющие линии
Используйте различные линии, создаваемые антуражем или предметом в кадре, чтобы направлять взгляд зрителя вглубь изображения. Диагональные линии (уходящая к горизонту дорога, эффектные грани зданий) помогут создать динамичную композицию, даже если объекты съемки статичны.

Точка съемки
Прежде чем сделать фото, подумайте, удачно ли выбран ракурс. Может быть, стоит присесть или немного сдвинуться, расположить объект съемки не в центре кадра. В этом и есть магия наилучшей передачи содержания кадра. Не бойтесь неожиданных ракурсов.

Симметрия, геометрия, текстуры и асимметрия
Используйте то, что находится вокруг вас, — стройте симметричную композицию или, напротив, ломайте ее, сдвигая объекты и нарушая равновесие.
Баланс
Следите за тем, чтобы с первого взгляда было понятно, какой объект на снимке главный и как он соотносится с другими объектами в кадре.И помните, что базовые правила можно и иногда нужно нарушать. В конце концов, как писал фотограф Александр Лапин, «если нарушение композиции оправдано и приводит к новому смыслу, то это тоже композиция». Пример для вдохновения: Юрген Теллер, фотографии которого созданы против всяких правил.
строение
Важный пункт, особенно если вы снимаете портреты в студии или семью и друзей дома. Музыка, непринужденное общение и кофейный аромат создают дружелюбную атмосферу и позволяют лучше раскрыть героев.
Н
а
остоянство
Неизвестно, в какой момент в кадр попадет что-то интересное. Идеальное сочетание ракурса, света и эмоций может сложиться совершенно неожиданно. Фотограф Альфред Эйзенштадт, вспоминая, как сделал свой знаменитый снимок «День Победы над Японией на Таймс-сквер», рассказывал, что бегал в толпе, пытаясь поймать идеальный кадр, совершенно случайно обернулся, увидел целующуюся пару и успел ее сфотографировать. Вывод прост: всегда носите камеру с собой. Вашим постоянным спутником может стать удобный и легкий фотоаппарат, такой как Canon EOS R — его корпус меньше, чем у любой другой полнокадровой цифровой камеры EOS.
П
вет
Фотография — это свет. Источником может быть солнце, свеча или лампа. При съемке в естественном освещении важно знать, как оно будет меняться: взойдет ли солнце за тучу, сколько времени есть до заката. Изучите, чем отличается постоянный свет от импульсного. Правила меняются, и если раньше для пейзажной съемки рекомендовали рассветные или закатные часы, то сейчас многие фотографы используют жесткий дневной свет, нередко добавляя к кадру вспышку. Не стоит бояться непогоды, иногда самые удачные снимки получаются в дождь или облачность.
С
аланс
На фотографии в зависимости от условий освещения могут преобладать разные оттенки: в сумерках будет больше голубого, а на рассвете — красного. Лампы накаливания дают более желтый свет, чем флуоресцентные. Баланс белого устанавливается автоматически или вручную. Можно специально сделать снимок немного холоднее и точнее передать настроение зимнего вечера, а, добавив в тот же кадр тепла, можно создать ощущение уюта. Если на камере выставлены неверные настройки, мы рискуем получить слишком желтое или слишком синее изображение.
Б
елого
ыдержка
От выдержки зависит, как долго свет будет падать на матрицу камеры. Это означает в первую очередь, что чем быстрее движется объект в кадре, тем короче должна быть выдержка, иначе фото выйдет смазанным. Этот эффект можно использовать и как творческий ход, например, чтобы показать траекторию движения звезд или скорость потока машин, несущегося по дороге. Сняв их с длинной выдержкой, вместо звезд и машин вы получите светящиеся линии, подчеркивающие траектории движения объектов съемки. Модный жанр «световых картин», или light painting, тоже строится на съемке с длинной выдержкой: тут на снимке прочерчивают линий источником света — например, танцуя с фонариком в руках или летая светящимся дроном в неподвижном пейзаже.

В
лубина
Глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП) называется диапазон расстояний на снимке, в котором предметы воспринимаются как резкие. Все остальные предметы в кадре будут нечеткими. На ГРИП оказывают влияние: фокусное расстояние объектива, расстояние от точки фокусировки, светосила объектива (диафрагма). Зачем это нужно? Например, если при съемке портретов и натюрмортов хочется сделать резким только основной объект. С помощью ГРИП можно строить композицию, обращать внимание зрителя в первую очередь на нужные элементы и даже передавать определенную эмоцию.


Г
резкости
окус
Раньше настройка фокуса была довольно сложной задачей, особенно для новичка: приходилось искать компромисс между желаемой и фактически возможной глубиной резкости. Сегодня все больше фотографов доверяют решение этой задачи автоматике. Например, у компактной беззеркалки Canon EOS R есть система Canon Dual Pixel CMOS AF, которая позволяет легко сохранять четкий фокус на объектах съемки во время их движения в кадре, есть распознавание лица и трекинг фокуса по нему, выбор точек автофокуса практически по всему экрану. Чувствительность автофокуса очень высокая — от –6 до +18 EV, позволяющая работать даже в условиях плохого освещения.
Ф
учной
Полностью полагаться на автоматику все же не стоит. Первое, что нужно сделать при знакомстве с новой камерой, — разобраться со всеми ее ручными настройками. Автоматические функции, безусловно, облегчают жизнь фотографа, особенно новичка, но, например, кадры, сделанные с импульсным освещением в автонастройках, будут пересвечены. Для решения творческих задач придется взять под контроль буквально каждую функцию камеры. Поначалу это может казаться сложным, но со временем управление всеми параметрами войдет в привычку.
Р
ежим
AW
Программы обработки изображений работают с различными форматами файлов, включая JPEG и TIFF. RAW-формат позволяет сохранять в снимке максимум исходных необработанных данных об изображении. Профессионалы чаще отдают предпочтение этому формату, несмотря на то что он съедает место на карте памяти. Зато на постобработке можно отрегулировать баланс белого, насыщенность, контраст, резкость и даже фокус (в некоторых моделях), исправить дисторсию оптики.
R
 
Если вы еще не выбрали камеру, которая поможет делать отличные снимки, присмотритесь к
Разумеется, настоящее мастерство появляется только с практикой. Снимайте как можно чаще, постоянно носите камеру с собой, не бойтесь экспериментировать и выходить за рамки. Легкая и компактная беззеркалка, такая как Canon EOS R, может стать идеальным спутником на этом пути.
Текст: Николай Фатющенко, Анастасия Рыжкова
Выпускающий редактор: Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова
Фото: Анна Ульянова, Алексей Блаженов
Креативный продюсер: Екатерина Гусева
Дизайн и верстка: Снежанна Сухоцкая
© All Right Reserved.
Snob
[email protected]