Моему сыну Артему девять лет, он учится в третьем классе. Он рассудительный не по годам. С ним можно говорить об устройстве мира, обсуждать современную музыку и кино, смеяться и дурачиться, ходить в театр, парк и в гости, делать поделки, рисовать скетчи, играть в настолки. Он всегда открыт новому. Но больше всего он любит гаджеты: смартфон, ноутбук, планшет — все, где есть выход в интернет. Мне кажется, сейчас дети знакомятся с гаджетами чуть ли не в утробе матери и с малых лет умеют запускать игры и выходить в сеть. Артем обожает блогеров и TikTok, играет в Minecraft, слушает музыку и аудиокниги, может, например, сделать оригами по ролику на YouTube.
В детстве я мечтала стать учителем начальных классов, а сын хочет стать блогером. В детстве мы хотим быть похожими на людей, которыми восхищаемся. Для меня это был мой первый учитель, а для Артема пару лет назад — Влад А4, а сейчас Эдик. Сын считает, что школа — пустая трата времени. Каждый будний день я уговариваю его сесть за уроки и объясняю, для чего же нужна эта неинтересная школа (Боже, дай нам
Диму Зицера в каждый класс!).
В выходные мы заняты домашними делами, долгими прогулками, походами в гости, в кино и театр. Лучший отдых для нас — уехать за город, а лучше — на море, и обязательно чтобы были горы, солнце ирозовая турецкая акация, ракушки и... отличный Wi-Fi. Гаджеты, к сожалению, стали неотъемлемой частью жизни. Моя работа невозможна без смартфона, ноутбука, соцсетей, огромного количества медиа и телеграм-каналов. Если я выпадаю из инфополя на день, начинается паника, кажется, что я упускаю что-то очень важное. Вне работы смотрю Netflix, слушаю аудиокниги на Storytel. Не представляю, как наши родители жили без приложения Family Link: благодаря нему я знаю, где мой ребенок и что он ищет в интернете. При этом из-за постоянного пользования гаджетами, переизбытка информации развивается тревожность и прокрастинация — и у меня, и у сына. Но если я научилась справляться, то ему пока очень сложно передать этот навык.
Я желаю Артему только счастья, но мне бы не хотелось навязывать ему свои взгляды и принципы, некоторые из которых мешают мне жить комфортно (например синдром отличницы). Мне хотелось бы, чтобы он относился ко всему проще, позволял себе чего-то не делать, быть более независимым и свободным, меньше рефлексировать, не бояться менять свою жизнь, развиваться в разных сферах.
С самого его рождения я пытаюсь делать все, чтобы у нас были доверительные отношения. Артем знает, что мне можно рассказать все и что я пойму, если что-то не так, объясню, подскажу, как поступить в той или иной ситуации. Из запретов у нас только время, проводимое в гаджетах: будь его воля, он не вылезал бы из них целыми днями. Родители запрещали мне гулять с друзьями в детстве, говорили, что два часа в день — более чем достаточно, а я искренне не понимала, почему общение и игры с друзьями могут быть вредны. Что тогда, что сейчас родители как переживали за своих детей, так и переживают, как пытались что-то запрещать во благо, так и пытаются. Просто двор сменился гаджетами, живое общение — общением в сети, библиотеки — интернетом. Но люди остались теми же.