Торты
на коленке

история Юлии Николенко
Юлия Николенко всегда хотела иметь собственный бизнес, но она и подумать не могла, что будет печь торты. «До 2013 года я работала бизнес-ассистентом в нескольких компаниях. Например, одна из них занималась продажей и установкой сантехники, — говорит Николенко. — Мне в целом хотелось понять, как устроены бизнес-процессы изнутри. Потом я окончила бизнес-курсы, чтобы основательно подготовиться к старту своего дела». Потом вместе с другом она запустила сайт – предполагалось, что это будет генератор заказов для кондитеров-фрилансеров. Николенко рассуждала так: многие люди умеют и любят готовить и хотели бы зарабатывать на этом. Но им бывает трудно найти заказчиков, поставить дело на поток, договориться о деньгах. Она станет связующим звеном между кондитерами и клиентами.

«Для начала мы решили сосредоточиться на чем-то одном — например, на домашнем торте "Наполеон", — говорит она. — Стали знакомиться с кулинарами и пробовать изделия. Но нам ничего не нравилось — часто попадались неряшливые торты, в некоторых даже была кошачья шерсть». Тогда от этой концепции пришлось отойти. Вскоре Николенко познакомилась с женщиной, которая пекла красивые и аккуратные ягодные торты, и они стали вести переговоры. Казалось, все складывалось успешно. «Мы запустили рекламу и приняли первые несколько заказов, — вспоминает предпринимательница. — Но в последний момент переговоры сорвались, девушку не устроили наши условия». Ситуация была тупиковая: клиенты ждут свои торты, а готовить их некому. Николенко очень не хотелось упускать первые заказы — казалось, если допустить такую оплошность на самом старте бизнеса, дальше точно ничего не получится. У нее было несколько недель в запасе, и она решила рискнуть и приготовить торты сама.
КАК ОТКРЫТЬ РЕСТОРАН?
В Москве работает примерно 12 тысяч предприятий общепита, что почти в два раза больше, чем 10 лет назад. Открыть свое кафе - один из самых популярных запросов у начинающих бизнесменов.
«Готовить я всегда любила, — говорит Николенко. — Но торты никогда не пекла. Я стала перебирать рецепты, пробовать. В итоге, когда первый торт уехал к клиенту, мы получили отличные отзывы — заказчику все очень понравилось». Предпринимательницу вдохновил успех, и она решила и дальше печь сама. Так появилась «Кондитерская студия Юлии Николенко». «Сначала мы все делали практически на коленке, — говорит она. — Первые заказы я делала дома, сама. Но у нас с самого начала все складывалось удачно, и со временем у нас появился свой цех».

«Сначала мы делили обязанности с бизнес-партнером, — говорит Николенко. — Он занимался поиском поставщиков, переговорами с клиентами — выполнял все административные функции. Моя работа была в основном творческой». Но потом из-за личных разногласий партнер вышел из бизнеса, и Николенко пришлось всем заниматься самой. «Только тут я поняла, сколько задач на самом деле выполнял мой партнер и какой большой вклад он вносил, — вспоминает предпринимательница. — Я не понимала, как все успевать. В какой-то момент мои затраты так возросли, что я совсем не получала прибыли, и казалось, все валится из рук». Но постепенно дела наладились: Николенко прошла обучение в бизнес-акселераторе для предпринимателей в сфере услуг от MBM.MOS* и узнала, как можно сократить расходы и начать работать в секторе B2B. Постепенно команда проекта выросла, кроме Николенко в ней стало работать еще несколько кондитеров, у студии появились постоянные клиенты.
Дела пошли в гору, когда у проекта появился аккаунт в инстаграме. «Тогда продвигаться в соцсетях было намного проще, — говорит Николенко. — У меня было заведено три будильника на телефоне. По сигналу я выкладывала фотографии тортов и ставила хэштеги». Реклама по бартеру в те годы приносила большие плоды. «Я просто отправляла торт популярному блогеру, он выкладывал фото, и подписчики приходили ко мне тысячами, — говорит она. — Сейчас все намного труднее. У каждой компании есть страницы в соцсетях, у людей огромный выбор. Сейчас от блогера-миллионника может прийти сто человек — вряд ли больше». Сегодня, чтобы развиваться в инстаграме, нужно вкладывать деньги в продвижение и писать продающие тексты. Впрочем, теперь Николенко уже не обязательно делать это самой — в команде есть SMM-специалист. Сама предпринимательница ищет новых партнеров и занимается дизайном тортов. «У меня студия авторских десертов, и с самого начала это был мой дизайн. Постоянные клиенты привыкли к нему, они доверяют моему вкусу, — говорит Николенко. — А я их не подвожу».
Текст: Юлия Дудкина
Выпускающий редактор: Юлия Любимова, Татьяна Почуева
Фотографии: Владислав Цымбалюк
Иллюстрации: Анна Знаменская
Идея: Дарья Решке
Креативный продюсер: Кристина Логвина
Дата публикации: 21 февраля 2020 года

© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru