Кофе вне конкуренции
ИСТОРИЯ Федора Кудрякова
Федор Кудряков всегда любил готовить: в детстве он мечтал стать поваром. Но, окончив экономический факультет МГУ, решил, что ему интереснее руководить и придумывать концепции заведений. Сначала он работал менеджером в нескольких кафе, потом — управляющим в Star Hit Cafe. «Когда я узнал, что у меня скоро появится дочь, я решил, что пора открывать свой бизнес», — говорит Кудряков. Это был 2015 год — в Москве еще не было сетевых кофеен, которые предлагают напитки за 60 рублей, и конкуренция была не так высока — начинать новое дело было не страшно.

«Одна из первых кофеен Color Coffee открылась в бизнес-центре на Автозаводской, — вспоминает Кудряков. — Это было закрытое пространство вроде аквариума. Я купил железный стол, кофемолку, и мы с командой начали варить кофе». За пять лет Кудряков понял: качество продукта и лояльность к гостям — главное в его деле. Нужно сделать так, чтобы клиенты возвращались в твою кофейню снова и снова. «Если я продаю сэндвичи, то они не с ветчиной, а с мясом, — объясняет Кудряков. — Если мы предлагаем гостям облепиховый чай, то в нем действительно облепиха, а не сироп».
«Кофе с собой»: как открыть микробизнес
Большой город ассоциируется с бешеным ритмом жизни – когда люди постоянно куда-то бегут и обязательно в руках у них стаканчик с кофе
Еще одно важное правило, которое выработал для себя Кудряков, — внимательно присматриваться к потенциальным сотрудникам. Даже если рук не хватает и срочно нужен новый человек в команду, никогда нельзя нанимать сотрудника, в котором не уверен. «Персонал — это 50% успеха, — говорит предприниматель. — Когда я провожу собеседования, я сначала всегда прошу написать мне в WhatsApp и рассказать о себе. Мне важно понять, что это за человек, чем увлекается. Если он не может складно представиться, как он будет общаться с гостями?» Дальше Кудряков обычно просит кандидатов самим написать ему на следующий день и предложить время для встречи. Примерно половина забывают это сделать — такие кандидаты автоматически отсеиваются. «Мне важно, чтобы, приходя работать ко мне, человек делал это осознанно, — объясняет предприниматель. — Бывает, придет ко мне человек, и я спрашиваю его: "На скольких собеседованиях вы уже побывали?", а он отвечает: "Вы первые". Тогда я предлагаю ему еще несколько дней походить по собеседованиям, а потом вернуться, если он примет такое решение». Такой подход давал свои плоды: многие сотрудники задерживались в Color Coffee надолго, а клиенты рады были прийти в кофейню с вежливым и внимательным персоналом.
Трудный момент наступил, когда примерно три года назад в Москве одна за другой стали открываться кофейни с фиксированными ценами. Люди потянулись в них — точек становилось все больше, а кофе в них продавался очень дешево. «К тому моменту у меня было уже несколько кофеен в разных бизнес-центрах, — вспоминает Кудряков. — И вот в одном из них появился конкурент. Он объявил акцию: "Плати сколько хочешь"». Продажи в Color Coffee сразу упали, и Кудряков начал всерьез волноваться за свой бизнес. Но уже через пару недель клиенты стали возвращаться. Они говорили: «У вас все равно кофе вкуснее». Меньше чем через месяц продажи вернулись на прежний уровень. Так предприниматель понял: его стратегия изначально была верной. Качественный сервис и хороший кофе — лучшее оружие против конкурентов.
К 2019 году сеть Color Coffee насчитывала пять кофеен. Но три из них Кудряков решил закрыть. «Это были маленькие точки, но на них уходило много сил и времени, — говорит он. — Я решил сосредоточиться на большом и важном проекте». Сейчас Color Coffee открывает кафе на Водном стадионе совместно с магазином «ВкусВилл». Кудряков уверен: если все пойдет по плану, это новое партнерство поможет Color Coffee расшириться. В будущем он планирует начать продавать франшизу. «Я собирался упаковать ее еще летом 2019 года и начать работать с регионами, — говорит Кудряков. — Но потом решил не распыляться и сосредоточиться на совместном проекте со "ВкусВиллом"». Кудряков уверен: чтобы начать продавать франшизу, нужно тщательно подготовиться. «Сейчас много некачественных франшиз, — говорит предприниматель. — Кто-то нарисует логотип, составит список поставщиков и продает это франчайзи. Ты открываешься, и тебя бросают — ни аналитики, ни помощи. Если уж начинать торговать франшизой, то делать это качественно, чтобы предприятия по франшизе не закрывались через месяц, а сеть продолжала расти».
Текст: Юлия Дудкина
Выпускающий редактор: Юлия Любимова, Татьяна Почуева
Фотографии: Владислав Цымбалюк
Иллюстрации: Анна Знаменская
Идея, дизайн и верстка: Дарья Решке
Креативный продюсер: Кристина Логвина
Дата публикации: 18 февраля 2020

© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru