блог Культура
Репетиция и спектакль Алексея Ратманского
1
20

- Все записи
-
- Первая запись
- Последняя запись
2 из 4 / 02:10 / 12.05.11
Тело танцора как арт-объект
Мы сходили на репетицию хореографа Алексея Ратманского: взгляд дилетанта на машинное отделение балета
-
-
Художники очень редко открывают процесс творения взору посторонних. Мне было почти неловко присутствовать во время разработки нового произведения Ратманского -- это была не репетиция уже отработанной вещи -- Ратманский дал нам возможность увидеть интенсивную тяжелую художественную работу, с ошибками, переменами, пробами, неудачами.
Первая стадия создания происходит в уме, не сразу, формируется через набранную годами, с детства, через семью-окружение, культурой. Очень трудно на пустом месте вырастить культурного человека.
Работая по памяти на основании умственных эскизов, может быть, буквальных черновиков (за час, он только один раз заглянул в записную книжку) и, может быть, полагаясь на отработанные ранее ключевые места, формулировки, на средней фазе творения про киторой мы присутствовали художественная мысль перелагалась в память и мускулы танцоров. Для меня это был знакомый процесс разработки того (балки, столбы, трубы, механические приборы), что невидимо держит осязаемую поверхность архитектуры.
Разработка движений делалась по кусочкам, которые постепенно собирались в целое. Танцоры тут участвовали только как исполнители, это были пока спортсмены, не артисты. Они двигались в пол-силы, впитувая механику движения постепенно. И только когда Ратманскому нужно было проверить "исполняемость" придуманного, скорость и уровень техники танцоров повышался на то, что мы привыкли видеть издалека на освященных сценах.
Замечательно было то, что движения самого Ратманского, хотя показывали что он сам был хорошим танцовщиком, были скорее символичными, но полными чувства, выражения художественной идеи, еще отсутствующей у его подопечных на репетиции. Особенно показателЬны были моменты когда Ратманский закрывал глаза, чтобы воссоздать в памяти созданный уже эскиз, или дорабатывая мысль.
Вклад танцоров был в их реакции на "исполняемость" того или другого движения или групповой комбинации. Видно было, как Ратманский не требовал неразумного, экстремального, вместо этого, отработанности, четкости, геометрической осмысленности. Требования свои он передавал примерами и все время языком классического балета, названиями па, поз и комбинаций движений. Возможно, это и есть ключ к "классичности" Ратманского -- усовершенствование, нахождение выражения, расширенния емкости, но все в рамхак классического языка, общепринятого, общего и остающегося живым именно пока такие выдающиеся художники как Ратманский, а до него Баланчин и Стравинский, продолжают в него верить и вкладывать свои творческие силы.
Через какое-то время у танцоров выявится и техника, и скорость, и виртуозность, соответствующая замыслу хореографии -- и, возможно, у некоторых еще и то чувство, которое простыми движениями смог передать Ратманский на наших глазах.
Напомнил он мне редкие кадры рабочего процесса Баланчина, даже в старости, минимальными намеками на движения, выражением лица передающего танцорам свой замысел. Эстетическая спаренность Баланчина и Стравинского, который часто в совместной работе "исполнял" очень точные заказы Баланчина, вызов любому хореографу, взявшемуся за Стравинского. То, что мы видели, обещает продолжение подобного творческого партнерства.
Эту реплику поддерживают: Вера Бергельсон, Ксения Семенова, Анна Полянина, Мария Генкина, Mark Davidovich
-
-
Ксения, Вы очень хорошо описали разнообразные и разнонаправленные впечатления от этой репетиции. Какая кстати удивительная фигура и пластика были у ведущего танцора! И как приятно держался по отношению ко всей труппе Ратманский. Видно, что он не только необыкновенно талантливый, но и просто славный человек.
Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова
-
-
Ксения, мне нравится, что ты, как неофит или ребенок, приходишь и пишешь такие искренние, непосредственные репортажи. Такой же был про неделю высокой моды. Мне кажется, это refreshing
Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Elena Siyanko
-
-
Мне кажется замечательная статья. Попы действительно хороши, достойны восторженного описания!Что меня больше всего поразило, это кажущийся хаос всего происходящего. Сложилось ощущение что каждый танцор делает что то свое, Алексей улавливает движение каждого, и потом дает инструкции, который каждый воспринимает по-разному, для себя...
теперь конечно очень любопытно посмотреть на результат - неужели это брауновское движение выльется в стройную картину всего через 2 недели?
Эту реплику поддерживают:
3 из 4 / 18:00 / 11.06.11
Мы идем на балет «Светлый ручей» в постановке Ратманского
-
-
Дорогие друзья- зрители Светлого Ручья 11 июня! Театр выкупил для нас 40 билетов и отправил все билеты ($88 и $110 в партере) мне в контору в Сохо. Я записываю, кто желает какие билеты. Вы можете передать мне чек (платеж на имя Американ Балет Тиетр) или наличные до 11 июня в течение недели, а я отдам желаемые билеты; или принести чек/наличные 11-го. Пожалуйста, не забудьте, что начало в 6 часов. Спасибо! Лена Сиянко, директор программы СНОБ в Нью Йорке. Если у вас возникнут вопросы, пожалуйста, пишите мне [email protected]
Эту реплику поддерживают:
-
-
Если я не ошибаюсь, Вам так или иначе положены два пригласительных билета на один из вечеров СНОБ: в июньском журнале был пригласительный, а также еще один билет как участнику.
Так что приводите друзей. Нам, однако, нужно знать точно будете ли Вы и Ваши гости, так как билеты убегают быстро. Please send me the names of your guests so that I could include them in the party guest list of the Met.
Эту реплику поддерживают:
4 из 4 / 21:37 / 15.06.11
Алексей Ратманский: Ставить комедию сложнее всего
Участники проекта «Сноб» встретились и пообщались с Алексеем Ратманским, воссоздавшим «Светлый ручей» — красочный и смешной балет с трагической историей
-
-
Ирина Абаринова Комментарий удален редакцией Почему?
-
-
Это было мое первое посещение в рамках культурной программы Сноб в Нью Йорке и я очень признательна организаторам за возможность не только увидеть блестящий балет и послушать самого Ратманского, но и познакомиться с участниками проекта – двумя интереснейшими людьми – профессорами славистики Джоном Маккоем и Даррой Гольдштейн. К сожалению, не удалось по-общаться с русскими Снобовцами, так как на приеме было много других гостей – меценатов и доноров АВТ и трудно было идентифицировать кто есть кто.
Возвращаясь непосредственно к спектаклю, я была просто очарована артистизмом исполнителей, легкой, танцевальной музыкой Шостаковича. Уму непостижимо, как этот искрящийся водевиль, мог вызвать такие суровые последствия для всех его создателей в 1935 году – Шостаковича, Лопухова и Пиотровского. О непостижимой логики советских цензоров – о том, какие балеты, фильмы, спектакли, книги и т.д. разрешались, а какие запрещались мы много говорили с моими новыми знакомыми – Джоном и Дарой. Но слава богу, благодаря гениальному Ратманскому, по прошествии почти восьмидесяти лет, растоптанный когда-то шедевр вновь предстал перед нашими глазами, и быть может именно в той форме, о которой мечтали его создатели.
Эту реплику поддерживают:
-
-
В первую очередь - музыка. Шостакович прекрасен. Ратманский в своей вступительной речи сказал, что он только слышит музыку Шостаковича и уже видит хореографию. Это чувствуется - хореография очень непринужденная, легкая и не надуманная.
Балет очень ироничный. Ратманский обратил наше внимание, что ирония уже есть в музыке - Шостакович обыгрывает разные польки, которые вставляли в свои балеты "балетные композиторы" второго плана. Ратманский же в хореографии обыгрывает маньеризм классических балетов. Прежде всего это конечно заметно в сцене, в которой артист балета переодевается в балерину, чтобы проучить неверного дачника, но есть и более тонкие моменты в массовых сценах.
Мне кажется Ратманскому прекрасно удается в танце передать нетанцевальное. Для меня его самые интересные персонажи - это простые крестьянские парни. Он находит такие движения, что их танец остается очень пластичным и необычным, но тем не менее ты все равно видишь в них не балетных танцоров, а реальных живых персонажей. В Щелкунчике, который Ратманский поставил для ABT в прошлом году, русский танец тоже исполняли вот такие парни - немного пьяные, немного драчливые, но очень узнаваемые. Я не уверена насколько хорошо это смотрится в Москве - наверное, есть риск, что это воспринимается карикатурно, но в Нью-Йорке это смотрится очень органично.
Не могу сказать, что я была в восторге от исполнения Вероники Парт. На мой вкус, звездой вечера была Стела Абрера в роли балерины. 'Светлый Ручей' в этой постановке исполняется сразу четырьмя разными составами и мы смотрели далеко не самый звездный. Пару недель тому назад, я имела честь разговаривать с женой Ратманского, Татьяной (которая сделала всю сценографию для этой постановки), и попросила ее порекомендовать на какой из составов лучше пойти. Она очень дипломатично заметила, что они все хороши, но по разному. Алексей же в субботу сказал, что каждый состав создает очень разный балет.
Я же весь вечер не могла избавится от мысли, что все же предпочитаю современный танец классическому балету. Даже с хореографией Ратманского, безусловно самого талантливого на сегодняшний день хореографа, язык классического балета отдает несовременностью. Мне будет интересно наблюдать, куда дальше будет двигаться ABT с Алексеем Ратманским, так как на него сейчас возложена огромная миссия по спасению классического балета и его возрождению. К счастью, у меня эта возможность будет - Ратманский продлил свой контракт до 2023 года и судя по всему, Нью-Йорк ему и его семье приходится по душе.
Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте
-
-
Зачем Нам Нужна Классика
Изредка мне снится город, своим совершенством напоминающий Петербург середины 19-го века, застывший без изменений, где ничего никогда не меняется. В кафе изящные жители утром обсуждают, как накануне звезда балета по-новому исполнила любимую всеми роль.
Такому идеалу легко превратится в застой, если внутри рамок традиции не продолжается процесс обновления. Классические ордеры существуют уже тысячи лет: закодированный деревянный греческий храм, обвешанный черепами, принессенных в жертву быков – это сделалось нашим общим языком. А язык нужно обновлять, иначе он превратится в мертвый язык понятный только специалистам.
В 1980-м году Эрнст Неизвестный провел меня по первой ретроспективе Пикассо в MOMA, занимающей весь тогда трех-этажный музей, показав мне как Пикассо почти неизменно начинал изучение темы в классической технике; по мере развития и приближения его к объекту изучения работы делались все более искаженными, доходя в конце до полной абстракции. Затем тема сменялась, муза тоже, и все начиналось с начала. Главному мастеру модерной живописи 20-го века нужна была классика как восстановление базы, началом общепонятного разговора с музой и о музе.
Ратманский появился именно тогда, когда снова начали печатать статии о том, что классический балет наконец-то умер (это происходит каждые 20-30 лет): например “IsBalletOver?”, JenniferHomans, TheNewRepublic (10/13/10). Лучшие моменты его творчества обладают чистотой и убедительностью подобной исскуству древний Греции. Мы видели уже на репетиции, какими личными усилиями добивается он такой простоты.
Балет, который мы смотрели в субботу, показался мне более серёзным, чем его комическое либретто. Может быть, я не смог забыть участь этого балета и его создателей в 30-х годах. В музыке Шостаковича я не слышал насмешки над первичной темой балета, актуальность классики в новом советском обществе – предполагаю что не было её и в первичной хореографии. Хотя тема эта была задана партией всем творцам, от архитекторов до хореографов, Шостакович и многие другие с искренним интересом эту тему изучали (не забудем что и классика Мира Исскуства и Авант Гард и конструктивизм с одинаковым отвращением относились к мещанству и эклектике конца 19-го века). Дуэты столичной балерины с её подругой выбравшей (посланной?) колхозную жизнь, вероятно, были в первичной хореографии наиболее содержательные – я уверен, что Шостакович и Лопухов совершенно серьёзно пробовали показать органичность классики для народа - даже на колхозном празднике.
В совсем другое время, совсем по другим причинам, Ратманский защищает актуальность чистой классики для сам-сознания нас всех, можеть быть, как ответ тому, что происходит в России. В совершенно другом контексте, дуэты двух подруг Ратманского для меня были полны лиризма и убедительной простоты. Классическое приглашение к танцу столичной балериной (вращением кистей рук над головой) можно принять как призыв нам всем от Ратманского к обновлению общей базы классического языка и связынными с ним универсальными ценностями.
Эту реплику поддерживают: Вера Бергельсон, Ксения Семенова
СамоеСамое

Принципы подсчета рейтинга
СамоеСамое популярное
Как мы его определяем?
Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга

Почему за отсутствие золотых медалей Олимпиады художественные гимнастки могут «поблагодарить» Татьяну Навку

Запишите меня пожалуйста +1 на десятое.
Я уже собиралась идти на спектакль 11 числа в составе с Осиповой. Когда будет точно известно дата похода со снобом?
Эту реплику поддерживают: