Top.Mail.Ru
100 лет приключений. История авиации и авиакомпании KLM в одном таймлайне
В 2019 году исполняется сто лет со дня основания старейшей из ныне действующих авиакомпаний мира — KLM. Глядя назад, можно по основным вехам в истории авиакомпании определить ключевые моменты в развитии авиаперевозок
Первый в истории авиации коммерческий рейс организовал во Флориде предприниматель Персиваль Фензлер в 1914 году. Биплан, на котором он происходил, вмещал одного пилота и одного пассажира и летел в нескольких метрах над землей через залив из городка Сент-Питерсберг в Тампу. Расстояние в 30 километров было преодолено за 23 минуты. Билет был куплен мэром Сент-Питерсберга на аукционе за 400 долларов, что в пересчете на нынешние деньги равняется 9860 долларам. Последующие полеты предлагались по цене в 10 долларов (246 долларов) и воспринимались как дорогой аттракцион. В то время будущее авиации связывали с дирижаблями, а не с самолетами. В Германии с 1910 года даже действовала первая в Европе воздушная пассажирская линия Фридрихсхафен — Дюссельдорф, по которой курсировал дирижабль «Германия».
период
1919-1928 годы
В 1920-х годах авиакомпании появляются как грибы после дождя. В 1920 году основана австралийская Qantas Airways, в 1923 году — «Аэрофлот», Czech Airlines и FinnAir. В 1924-м — британская Imperial Airways, прародитель нынешней British Airways, и американская Delta Air Lines.
1
1919
В мае нью-йоркский отельный магнат Рэймонд Ортейг предлагает приз в 25 тысяч долларов тому из летчиков, кто первым совершит трансатлантический перелет. Это привлекает к авиации внимание публики. Однако еще несколько лет все попытки летчиков пересечь океан оставались безуспешными.

В том же году молодой лейтенант по имени Альберт Плеcман спонсировал проведение авиационной выставки ELTA в Амстердаме. Выставка прошла с огромным успехом, и ряд местных коммерсантов выразил желание создать голландскую авиакомпанию. Возглавить ее выбрали Плесмана. В сентябре 1919 году королева Вильгельмина разрешила еще не основанной авиакомпании называться «королевской» (Koninklijke), и 7 октября восемь голландских бизнесменов открыли KLM — Королевскую авиационную компанию с офисом в Гааге.
2
1920
Пилот компании KLM Джерри Шо (Jerry Shaw) совершает первый перелет из Лондона в аэропорт Схипхол (Амстердам) на четырехместном биплане De Havilland DH-16. Двух журналистов, находившихся на борту в качестве пассажиров, авиакомпания снабдила теплой одеждой и шлемами: кабина самолета была открытой.
3
1924
Пилоты KLM на Fokker F-VII совершают первый интерконтинентальный рейс из Амстердама в Батавию (Джакарта). Экипаж этого трехмоторного самолета состоял из двух пилотов, крейсерская скорость полета — 165 километров в час, нагрузка — до восьми пассажиров. Полет осуществлялся с 24 промежуточными посадками и занимал десять дней. Весь путь составил 11 000 километров, а без дозаправки самолеты в те годы могли пролететь не более 1600. Цена билета в пересчете на современные деньги равнялась примерно 20 тысячам евро.
4
1927
Чарльз Линдберг выигрывает приз Ортейга в 25 тысяч долларов, совершив в одиночку трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж на одномоторном самолете Spirit of St. Louis, построенном специально для перелета.
Первый безостановочный трансатлантический перелет занял около 35 часов. Сегодня полет пассажирского лайнера по этому маршруту занимает в шесть раз меньше времени.
Первые самолеты изготавливались из дерева. Каркас обтягивали полотном и покрывали лаком, чтобы обеспечить влагостойкость и воздухонепроницаемость обшивки. В середине 1910-х годов был изобретен сверхпрочный легкий сплав на основе алюминия — дюралюминий (с добавками меди, магния и марганца), и часть конструкций самолетов начали делать из него. По мере улучшения качества сплавов самолеты стали производить из металла целиком.
период
1929 -1938 годы
На первых пассажирских самолетах могли себе позволить летать только богатые люди, ведь авиабилеты были очень дороги. Например, воздушное путешествие из Амстердама в Батавию в пересчете на современные деньги обошлось бы пассажиру в сумму около 20 тысяч евро.
1
1929
KLM перевозит пассажиров по маршруту Амстердам — Батавия. Вплоть до Второй мировой войны это самый длинный регулярный маршрут гражданской авиации, совершающийся по расписанию.
2
1932
В России проходит испытание пассажирского самолета ХАИ-1. Это был первый серийный многоместный (шесть пассажиров) пассажирский самолет в Европе, преодолевший скорость в 300 километров в час. В том же году учреждено официальное обобщенное наименование всей гражданской авиации СССР — «Аэрофлот».
3
1934
KLM осуществляет первый трансатлантический почтовый рейс из Амстердама на Кюрасао на трехмоторном Fokker F-XVIII Snip. Полет на расстояние в 11 тысяч километров проходил с остановками в Марселе, Аликанте, Касабланке, Кабо-Верде, Парамарибо и Каракасе и занял восемь дней.
Первой стюардессой стала американка Эллен Черч. Ее наняла в 1930 году авиакомпания Boeing Air Transit. У девушки было медицинское образование и лицензия на управление самолетом. Помимо выполнения прямых обязанностей, девушка заправляла баки топливом, подносила багаж, заводила часы в кабине пилота и прочее. До Эллен Черч в самолетах в течение двух лет работали только мужчины-бортпроводники, а до этого их функции по помощи пассажирам выполняли вторые пилоты. Девушек-стюардесс авиакомпании стали нанимать потому, что их вес был в среднем намного ниже мужского.
период
1939 -1948 годы
1
1939
Начинается Вторая мировая война. Уже немолодой французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери добивается зачисления в авиачасть дальней разведки. В июле 1944-го его самолет-фоторазведчик Lockheed P-38 Lightning модификации F-5B-1-LO собьют над морем недалеко от Марселя. В 1988 году французский рыбак найдет браслет Сент-Экзюпери рядом с обломками самолета.
2
1945
После окончания войны KLM возобновляет гражданские авиаперевозки, поначалу только на внутриевропейских и дальневосточных маршрутах.
3
1946
KLM представляет публике рейс по маршруту Амстердам — Нью-Йорк. Полет выполняется на четырехмоторном самолете «Дуглас» DC-4 вместимостью до 86 человек. Самолеты этого типа были прочны, надежны и просты в обслуживании.
период
1949–1968 годы
1
1956
В 1956 году во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон туда же прилетает первый реактивный самолет советского производства ТУ-104.
2
1958
KLM начинает выполнять рейсы из Амстердама в Токио через Северный полюс на «Дуглас» DC-7 вместимостью до 105 пассажиров. Каждый экипаж этого рейса оснащен комплектом выживания на случай непредвиденной посадки. Комплект включал винтовку для отпугивания белых медведей.
Настоящей революцией в авиастроении стало появление композитных материалов на основе углеродного волокна в 1960-х годах. Их использование позволило снижать вес деталей на 20 процентов по сравнению с аналогичными из алюминия при превосходящей прочности, гибкости, устойчивости к давлению и старению.
undefined
период
1969–1978 годы
1
1972
В авиастроительной отрасли появляется новый игрок Airbus Industrie. 28 октября первый полет совершает самолет пилотной разработки компании — лайнер А300 В1.
2
1974
KLM впервые в мире вводит на своих самолетах класс обслуживания FFF (Full Fare Facilities), аналог современного бизнес-класса.
3
1975
Флот KLM пополняется широкофюзеляжными самолетами нового типа Boeing 747-306B Combi.
В феврале 1970 года американский F-106 выполнял упражнения по боевому маневрированию и вошел в плоский штопор, из которого пилот не смог его вывести. Пилот катапультировался на высоте 15 000 футов (около 4,5 километра). При этом центр массы самолета сместился назад. Этого хватило для того, чтобы самолет вышел из штопора с помощью автоматики и самостоятельно приземлился на кукурузном поле.
период
1979 –1988 годы
1
1980
26 декабря 1980 года первый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Ташкент.
2
1988
Авиакомпания «Эр Франс» получила первый самолет А-320, который стал первым в мире пассажирским лайнером с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). От других подобных самолетов он отличается просторным салоном и вместительными нишами для размещения ручной клади.
период
1989–1998 годы
1
1989
Флот KLM пополняется лайнером Boeing 747-400. Такие самолеты до сих пор используются для грузовых перевозок. Серия 400 стала самой продаваемой модификацией успешного семейства 747. Это четырехдвигательный реактивный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет, который может перевозить до 624 пассажиров на расстояние до 14 200 километров (более трети длины экватора).
2
1991
KLM представляет первую на европейском континенте программу лояльности Flying Dutchman для частых путешественников.
3
1993
В первый раз в истории мировой гражданской авиации KLM перевозит более 10 миллионов пассажиров за год.
4
1996
Первый рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды совершает самолет ТУ-204. Кабина экипажа впервые оснащена цветными дисплеями, система управления лайнером и двигателями — электродистанционная.
период
1999–2008 годы
1
1999
KLM становится первой авиакомпанией в мире, получившей сертификат ISO 14001 за систему снижения вредных выбросов в окружающую среду.
2
2002
KLM начинает большую программу реновации своего воздушного флота. Новые «Боинги» 747-400ER и 777-200ER сменяют на трансатлантических маршрутах прежние модели этого производителя 747-300 и MD-11s. KLM также покупает у Airbus шесть новых лайнеров A330-200.
3
2002
Вступает в силу Соглашение об открытом небе, позволяя авиакомпаниям свободно совершать перелеты между Европой и США. KLM приложила много усилий для успеха этого соглашения.
4
2004
Авиакомпании Air France и KLM Group объединились, образовав AIR FRANCE KLMGroup
5
2005
Создан Airbus А380, самый большой двухпалубный самолет для пассажирских перевозок. Максимальная вместимость — до 853 пассажиров. Дальность полета с максимальной загрузкой — до 15 400 километров.
6
2006
KLM первая в мире внедряет киоски самообслуживания, с помощью которых можно распечатать посадочные талоны.
7
2008
В 2008 году сотрудники авиакомпании KLM заметили, что родители маленьких детей во время перелета все чаще спрашивают, где находится игровая комната. Какой огромный шаг в ожиданиях по сравнению с запросами пассажиров начала века!
Дизайнер Mart Visser с бортпроводницами KLM в форме разных лет
период
2009–2019 годы
1
2010
Бортпроводницы KLM получают новую униформу от голландского дизайнера Mart Visser. В набор предметов одежды бортпроводниц KLM впервые входят брюки.
2
2013
Первый рейс KLM в Нью-Йорк, выполненный с использованием биотоплива. Его производят в Луизиане (США), а поставляет компания Dynamic Fuels. Использование биотоплива снижает вредные выбросы в атмосферу.
3
2014
KLM прекращает использование лайнера MD-11. На прощание компания устраивает на них круговые авиаэкскурсии над Нидерландами. Этот трёхмоторный турбовентиляторный низкоплан предъявлял самые высокие требования к прочности бетонного покрытия на взлетных дорожках. В настоящее время эксплуатируется только в грузовом варианте.
В лайнерах А320, А340 и В777 использовалось около 10–15 процентов композиционных материалов по весу. В современных лайнерах этих корпораций А350 и В787 Dreamliner доля композиционных материалов по массе превышает 50 процентов. Примерно 20 процентов приходится на алюминий, 14–15 процентов — титан, 7–10 процентов — сталь и 5–7 процентов — на остальные материалы. Это позволяет совершать дальние рейсы со значительным снижением затрачиваемого топлива и меньшим ущербом для окружающей среды.
KLM отмечает 100-летие со дня основания авиакомпании. Незадолго до этого король Нидерландов Виллем-Александр признается журналистам, что уже много лет «подрабатывает» вторым пилотом на ближнемагистральных рейсах KLM по Европе.
период
2019 год
О том, как будет развиваться авиация в ближайшие десятилетия, ведется много споров. Ряд авиапроизводителей уверен, что будущее за электрической авиацией. Airbus собирается испытать «гибридный электрический самолет» в 2022 году в рамках проекта DISPURSAL: вклад электрического вентиляторного двигателя в общую тягу составит 23 процента. Идея полетов на солнечных батареях пока отложена: самолет Solar Impulse 2 совершил свое кругосветное путешествие, и пока новых подобных проектов не предвидится. Возвращаются сверхзвуковые самолеты, пока только для немногих: к 2023 году Airbus планирует выпустить частный сверхзвуковой самолет на двенадцать пассажиров Aerion AS2. В его разработку вложат четыре миллиарда долларов. А NASA сообщила, что разрабатывает «почти бесшумный» сверхзвуковой самолет QueSST, прототип планируют выпустить в конце 2020 года. Схожие планы у японского космического агентства JAXA — сверхзвуковой планер D-SEND 2 японцы надеются выпустить к 2030 году.

За прошедшее столетие наш мир радикально изменился, и перемены будут оставаться единственным неизменным фактором в будущем. День сегодняшний и день завтрашний бросают нам всё больше и больше вызовов. Необходимость заботливого отношения к тому, что нас окружает, — к природе, окружающей среде и климату — становится всё более насущной потребностью человечества. У всех нас есть лишь одна планета, поэтому, когда речь идет об авиации, ожидания и требования очень высоки. Наш долг перед будущими поколениями — искать и находить решения на следующие сто лет. Нельзя стать победителем, если проиграет весь мир.


Текст: Мариам Новикова
Выпускающий редактор: Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова
Фотографии: Wikipedia, Unsplash
Креативный продюсер: Кристина Логвина
Дизайн и верстка: Софья Евсеева
© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru