АДЫГЕЯ
день третий и четвертый
Адыгея — ближайшее место к Краснодару, где можно увидеть горы. Ее можно было бы назвать «республикой under construction»: здесь все как будто в процессе становления. По сравнению с Краснодаром, дороги здесь гораздо менее загружены. Везде ведутся ремонтные работы, в том числе в горной части. Отличается и климат: в Адыгее прохладнее, особенно вечером, как и всегда это бывает в предгорье. В общем, расположение региона, горный ландшафт, красоты — все это дает республике большое конкурентное преимущество, потенциал для развития, однако на данный момент инфраструктура очевидно хромает.
Мы остановились в отеле, считающемся по местным меркам одним из лучших. Несмотря на то что цены здесь достаточно высокие — стоимость номера около 6 тысяч за ночь, — сервис оставляет желать лучшего. Взять хотя бы Wi-Fi — он есть только в двух точках: на ресепшн и в ресторане. Здесь вообще проблемы со связью.

Питание тоже нас не впечатлило, даже хваленый адыгейский сыр ничем не отличается от того, что можно купить в любом московском супермаркете. Хотя, возможно, нам не понравилось потому, что мы невольно сравниваем Адыгею с Краснодаром, где уровень сервиса гораздо выше. А возможно нам просто не повезло. В конце концов не обошлось без плюсов: здесь, в Гузерипле, я отыскала свой любимый каштановый мед, который в московских магазинах днем с огнем не сыщешь.

Мне кажется, такая ситуация связана с тем, что в Адыгее и так много туристов. Все гостиницы переполнены даже при таком качестве обслуживания. Поэтому большинство местных предпринимателей чувствуют себя довольно уверенно и не пытаются выстроить какой-то системный подход для развития инфраструктуры.

Хотя и здесь есть перспективные проекты. Продолжая нашу традицию, в Адыгее мы заезжали в агрохозяйство «СБ-Агро». Оно первым в России применило интенсивный способ садоводства (теперь, после «Сада-Гиганта», мы знаем, что это такое) к выращиванию орешника. У этого же хозяйства есть большой проект по строительству туристической зоны. Там вообще было очень интересно, нам показали, как выращивают зелень, а еще объяснили, почему Китай диктует цены на чеснок. Подробнее об этом хозяйстве «Сноб» расскажет в отдельном репортаже.
В хозяйстве выращивают на открытом грунте и упаковывают сразу для поставки зелень (салаты, базилик)
Молодой саженец фундука
Строительство теплиц
Линия по упаковке зелени
Чеснок. Рассадка первого года: для выращивания отбираются только крупные зубья
Упакованный чеснок : фасуют на установке, обрезают вручную, хранят в вентилируемых упаковках
Разные категории чеснока перед упаковкой
Рассада для чеснока
Left
Right
Самые популярные у туристов водопады в Адыгее — водопады Руфабго. Мы же захотели посмотреть на более дикие, более аутентичные места. Сначала мы отправились в заповедник Лаго-Наки, где все вместе спускались в пещеру со сталактитами и сталагмитами. Больше всех там понравилось Косте. Мике тоже понравилось, но он в какой-то момент стал выбегать за ограждения, и нам пришлось эвакуироваться до окончания экскурсии. К тому же в пещере было достаточно холодно — около +6 градусов, и мы замерзли, несмотря на то что при входе всем раздавали теплые вещи.

Затем мы поехали на водопад в район Мезмай через горную гряду между ущельем Гуамка и плато Лаго-Наки. Туристы сюда добираются редко, поскольку дорога довольно сложная, хотя, конечно, это не самое суровое бездорожье из тех, что мне доводилось преодолевать. В этом плане Адыгея идеально подходит начинающим экстремалам, таким как мои дети.
«
Не каждый папа так поедет, а уж мам таких, наверное, нет больше ни у кого!
»
Тем не менее дорога выдалась нелегкой. Мы были в машине десять часов, и, если честно, я не ожидала, что дети выдержат так долго. Но они держались молодцами и в целом были под впечатлением, особенно когда мы переезжали через огромные лужи, грязь и горные ручьи. Костя с восторгом снимал все на телефон, Алиса временами вжималась в сиденье, а Мика визжал от удовольствия и хлопал в ладоши. У старших детей, кстати, в дороге есть особое развлечение: они по очереди едут на переднем пассажирском сиденье и смотрят, как летит грязь из-под колес нашего внедорожника. Мне было особенно приятно, когда они сказали: «Не каждый папа так поедет, а уж мам таких, наверное, нет больше ни у кого».
Машина в целом хорошо справляется с бездорожьем. Мне понравилась функция, которая позволяет изменять режим движения в зависимости от дорожного покрытия. Мы использовали режим «камни и грязь». Однако пока мы так и не решились проехать по самому сложному маршруту: через горный хребет из Лаго-Наки в Архыз — это для прожженных путешественников. Все-таки мы путешествуем на автомобиле «гражданской комплектации». Например, сегодня, переезжая реку, мы чуть не потеряли номер.
Несмотря на то что сервис в Адыгее оставляет желать лучшего, о гостеприимстве местных такого не скажешь. Нас очень тепло принимали. Изначально мы планировали провести в Адыгее всего один день, но задержались еще на полтора. Вообще, если вы отправляетесь в путешествие по Кавказу, я бы рекомендовала закладывать на Адыгею четыре-пять дней. Кроме водопадов, гор и пещер тут есть термальные источники. К сожалению, даже задержавшись, мы не успели их посмотреть.

Хотя, возможно, это и к лучшему: будет повод вернуться еще раз. Мне кажется, мы вообще здесь словно разбрасываем монетки, чтобы вернуться: в каждом месте мы что-то забываем. В первую ночь я забыла в отеле все свои шампуни, наша няня Наташа — джинсы, Алиса вчера забыла ночную рубашку. Ждем, что мы оставим в Архызе.
Left
Right
В машине: Марина Геворкян и ее дети:
Алиса, Костя и Мика, няня Наталья Дагаева
Текст: Марина Геворкян, Ксения Праведная
Выпускающий редактор: Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова
Фотографии: Кирилл Пономарев
Креативный продюсер: Дарья Решке

© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru