Для путешествия на Байкал можно выделить и неделю, и две, но, если времени у путешественника совсем мало, идеальный выход — поездка на выходные по участку Кругобайкальской железной дороги, чтобы увидеть не только легендарное озеро и его захватывающие дух пейзажи, но и неповторимые архитектурные объекты. И все это — на настоящем паровозе, как и сто лет назад. А если найдется еще день-два, стоит побывать по обеим сторонам озера — в Иркутске и столице Бурятии Улан-Удэ
маршрут пятый
Байкальский экспресс:
от Иркутска до Улан-Удэ
«Ворота» Байкала Иркутск — одна из столиц русского деревянного зодчества. Памятников архитектуры здесь столько, что центр города планируют внести в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2011 года, когда была открыта Иркутская слобода, или 130-й квартал, ни один путешественник не обходит вниманием это общественное пространство, представляющее собой восстановленные исторические постройки, самые ранние из которых относятся еще к XIX веку. Это одно из самых популярных мест в городе еще и потому, что здесь работают десятки кафе, ресторанов и баров, магазины и сувенирные лавки.
Еще одно место притяжения в Иркутске — набережная реки Ангары. На участках Верхней набережной, бульвара Гагарина и Нижней набережной есть уютные скверы и общественные пространства. С Верхней набережной открывается вид на плотину ГЭС. В районе пересечения бульвара Гагарина с улицей Карла Маркса находится пешеходный мост на остров Юность: летом здесь берут напрокат велосипеды, а зимой катаются на коньках. Еще одно развлечение острова — Детская Восточно-Сибирская железная дорога длиной 3,25 километра, где миниатюрным поездом управляют школьники под руководством инструктора.
На улице Карла Маркса — множество памятников архитектуры, но не деревянных, а каменных, так как большинство зданий строилось после разрушительного пожара 1879 года, который уничтожил почти весь городской центр. На улице установлена статуя туриста, разглядывающего верхние этажи домов, ведь именно они украшены самым примечательным декором: объемной лепниной, небольшими скульптурами и вазонами. Самые впечатляющие здания района: бывший Русско-Азиатский банк в стиле модерн, управление ВСЖД — памятник сталинского ампира, Драматический театр имени Н. П. Охлопока в стиле классицизма и Иркутский краеведческий музей, похожий на мавританский замок.
На берегу Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный находится самый старый из сохранившихся в мире ледоколов — корабль-музей «Ангара», который был изготовлен в Ньюкасле и спущен на воду 25 июля 1900 года в поселке Лиственичном. Сейчас на борту ледокола открыта экспозиция, посвященная истории судоходства на Байкале. Во время экскурсии можно не только осмотреть весь корабль, но даже спуститься в машинное отделение. Летом рядом с кораблем работает пляж, зимой — каток и горки. А еще место популярно среди лыжников.
ИРКУТСК
остановка первая
Кругобайкальская железная дорога, или КБЖД, была построена в 1890–1905 годах. Ее называют «золотой пряжкой стального пояса России», то есть Транссибирской магистрали, и одной из самых красивых железных дорог страны, которая огибает южное побережье Байкала.

Озеро Байкал было серьезным препятствием для Транссибирской магистрали. С запада Транссиб выходил к Байкалу у истока Ангары (здесь была открыта станция Байкал), а с востока — к станции Мысовая (сейчас — город Бабушкин). Движение по магистрали было открыто в 1900 году, но первые пять лет поезда переправлялись через озеро на паромах, а зимой — по временным рельсам, проложенным по льду. Пока наконец в 1905 году не была закончена Кругобайкальская железная дорога. Ее общая протяженность — 260 километров, 89 из которых — от станции Байкал (она же Порт-Байкал) до Слюдянки.

Слюдянка — один из четырех городов на берегу Байкала. Вокзал в Слюдянке — единственный в мире, полностью построенный из мрамора (само собой, добытого здесь же). Здание сохранилось с 1905 года, когда была открыта Кругобайкальская железная дорога. Слюдянка расположилась на берегу Култукского залива, юго-западной оконечности Байкала. Отсюда виден поселок Култук, расстояние до которого по прямой — 7 километров. Он был основан в 1647 году и является старейшим русским поселением на берегу озера, но сейчас фактически оказался пригородом Слюдянки.

Западная часть Кругобайкалки к магистрали не относится, это позволило ей сохраниться почти в изначальном виде. Вся КБЖД идет вдоль байкальского берега, зажатая между озером и горными хребтами: Хаман-Дабаном с востока и Олхинским плато с запада. И если Хамар-Дабан спускается к озеру более или менее полого, то Олхинское плато обрывается в Байкал крутыми, кое-где отвесными скалами, через которые и пришлось пробивать железную дорогу. Западный участок, таким образом, был самым сложным в строительстве, а в итоге оказался ненужным из-за строительства Иркутской ГЭС на Ангаре, которая привела к созданию водохранилища. Участок Иркутск — Байкал оказался под водой. Вместо него была построена железная дорога Иркутск — Слюдянка, которая прошла прямо через горные перевалы и стала основным участком Транссиба. Западный же сегмент превратился в тупиковое ответвление магистрали. Его оставили, чтобы сохранить транспортное сообщение для расположенных на нем поселков (которые при строительстве дороги и возникли).



КБЖД

В наше время, говоря о Кругобайкальской железной дороге, обычно имеют в виду только западный участок. Он стал фактически музеем под открытым небом: по сравнению с восточным сегментом здесь намного больше искусственных конструкций. Например, на 89-километровом участке от станции Байкал до Слюдянки — целых 39 тоннелей. Кроме тоннелей, на историческом участке КБЖД сохранились 16 каменных и 3 железобетонные галереи. Отличаются они тем, что тоннель пробивали сквозь горную породу, чтобы в дальнейшем проложить пути. Галереи строят, чтобы защитить дорогу от камнепадов. Иногда галереи пристраивают к тоннелям, тогда получается единая система «тоннель — галерея».
Через речку Ангасолку, впадающую в Байкал, перекинуты два красивых виадука — старый каменный мост 1904 года, который сейчас не используется, и мост 1914 года, по которому поезда ходят и сейчас.

В столице Бурятии Улан-Удэ можно встретить деревянные дома с резными наличниками, красочный буддийский храм и здания, похожие на юрты. Даже обычные советские панельные дома украшены национальным орнаментом.
На площади Советов находится герой большинства открыток из Улан-Удэ — Владимир Ильич Ленин. Точнее, огромная — 7,7 метра — скульптура его головы.
Через дорогу от площади Советов стоит здание Бурятского академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова, в стиле сталинского ампира с декоративными элементами в национальном бурятском стиле. Есть здесь и свой Арбат — пешеходная часть улицы Ленина.

В микрорайоне Верхняя Березовка расположился Этнографический музей народов Забайкалья — несколько комплексов, посвященных разным народам Бурятии. В комплексы входят целые подворья: дома, конюшни, сараи и другие хозяйственные постройки. В эвенкийском комплексе можно увидеть чумы из шкур оленей, в бурятском — юрты, в старообрядческом подворье — крепкие телеги, полностью обставленный дом и расписные ворота. Еще на территории музея есть археологический комплекс с предметами быта древних жителей края.
Гости Улан-Удэ обязательно стараются заглянуть в Иволгинский дацан, расположенный в 36 километрах от города. На территории дацана много ярких дуганов (помещений, где собираются монахи), но главная его достопримечательность — нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, который в 1927 году сел в позу лотоса, попросил своих учеников навестить его тело через 75 лет и ушел в нирвану. Ученики выполнили наказ: вернулись в дацан, переместили тело ламы в кедровый саркофаг и похоронили. В 2002 году саркофаг с телом ламы подняли, убедились, что оно осталось нетленным, и перенесли в дацан. Увидеть ламу можно восемь раз в году, во время основных буддийских праздников.

УЛАН-УДЭ
остановка третья
Отправиться в поездку на туристическом поезде удобно еще и потому, что это настоящий отель на колесах. В «Байкальском экспрессе» есть вагон-ресторан, в меню которого можно найти традиционные бурятские блюда: плов, уху из сига, омуля, запеченного в фольге с кедровыми орешками, и другие деликатесы. В каждом вагоне есть кондиционер и душевая кабина. Туалетные комнаты оборудованы сенсорными кранами для бесконтактной подачи воды и электросушилками для рук. Для пассажиров с детьми в вагоне установлен пеленальный столик.

В графике туристических маршрутов РЖД также есть поезд «Байкальская сказка», который совершает путешествие через половину страны. Путешественники откроют для себя Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, увидят не только «живое» озеро Байкал, но и «мертвые» воды озера Бурсоль. Расписание поездок на лето 2023 года уже опубликовано на официальном сайте компании в разделе «Путешествуй с РЖД».
Поезда маршрута «Байкальский экспресс» отправляются из Иркутска и Улан-Удэ в пятницу вечером и возвращаются обратно в воскресенье — удобное расписание для тех, кто не может потратить на поездку больше одного-двух дней. В пути будет несколько остановок, в том числе длительная у озера Байкал — на одноименной станции.