Небольшой город на левом берегу Волги знаменит старинными церквями и купеческими особняками. Городец основал Юрий Долгорукий на пять лет позже Москвы, в 1152 году. Считается, что город вырос из крепости, построенной для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества от набегов волжских булгар.
Сегодня в самом древнем городе Нижегородской области живет менее 30 тысяч человек. Но, несмотря на маленькое население, Городец постоянно развивается и модернизируется, а поток туристов сюда не прекращается. Именно здесь находится родина городецкой росписи и исконно русских ремесел. В центре на каждом шагу — место для фотосессии на фоне резных наличников, необычных ворот или красочной крестьянской избы. Мы приехали в Городец, чтобы обойти многочисленные музеи и самим увидеть, почему эта точка на карте так привлекает путешественников.
По улице Орджоникидзе мы заехали в город, оглядели из окна авто величественный белокаменный храм Спаса Нерукотворного Образа и домчали до центра. Здесь мы уже пойдем «узнавать город ногами». К счастью, до всех основных достопримечательностей легко добраться пешком и заодно оценить ландшафт купеческого Городца. Первое впечатление — одноэтажная застройка. В воздухе прямо витает атмосфера маленького провинциального города: местные жители никуда не спешат, неторопливо гуляют и идут по делам. Мы, по традиции, поспешили пообщаться с местными. Молодые ребята заявляли, что не хотят уезжать в города покрупнее даже после колледжа, потому что город не заброшен и здесь есть чем заняться и где работать. Жители постарше рассказали, что «отдыхают здесь душой»: ездят на рыбалку, на природу за город и тоже посещают местные музеи, потому что они рассчитаны не только на туристов.
От Чкаловска до Городца всего час пути — и дорога нашу команду очень впечатлила. Мы проехали несколько очаровательных деревень, пересекли три реки, видели деревянную церковь Серафима Саровского на Урковской горе и, наконец, помчали по пути, который идет прямо вдоль водной глади Волги. На подъезде к Городцу, у реки Белая мы решили выйти на смотровую площадку и оглядеть простор. Панорама открывается изумительная: багровый и желтый лес отражается в реке, вода не тронута рябью, а кажется, как зеркало, гладкой. Летом здесь постоянно курсируют круизные лайнеры и суда, которые обязательно останавливаются в Городце. Осенью турпоток поспокойнее — большинство туристов добираются сюда на автобусах и автомобилях и неспешно гуляют по центру.
Переняв довольное настроение городчан, мы пошли к воде — рядом со спуском к Волге, на набережной Революции находятся главные музеи Городца. «Музейный квартал» такой один во всей Нижегородской области. Здесь сразу переносишься в атмосферу купеческого села XIX века. Каждый дом — объект культурного наследия, где местные активисты сделали исторические экспозиции о ремеслах и жизни города.
Идея создать единую зону исторической купеческой застройки появилась у местной администрации еще в 2000-е. Часть домов, которая принадлежала Городскому муниципалитету, стали выкупать и создавать внутри музеи. Задача эта не из простых: в постройках со статусом культурного значения не получится сделать масштабную переделку и перестроить планировку только для того, чтобы, например, вместить побольше туристов. Поэтому к реконструкции подходили бережно, сохраняли архитектурные элементы и лепнину, делали аккуратный косметический ремонт и реставрацию.
В городе работал Музей самоваров, «Город мастеров», все было в порядке. Но подход был исключительно музейный. Музей — это научная деятельность, учет хранения фондов. А я поняла, что здесь надо что-то новое вводить, делать упор не на историю, а на впечатления. Таким образом, мы стали вообще полностью перестраивать музеи.
Екатериной Крюнас
директором Городецкого историко-художественного музейного комплекса
Нам повезло познакомиться с Екатериной Крюнас — директором Городецкого историко-художественного музейного комплекса и просто неравнодушной городчанкой, которая последние восемь лет занимается наследием города и созданием современных интересных экспозиций.
Всего в «Музейный квартал» входят восемь музеев: от Терема самоваров и Музея городецкого пряника до современного интерактивного Музея Александра Невского и целого ансамбля деревянных строений, внутри которых показывают шедевры местного промысла. К просветительской деятельности подтягивается и локальный бизнес — в округе работают приятная «Калачная» и чайная «Услада». Наша команда отправляется изучать музеи изнутри.
Сначала заглядываем внутрь пестрого деревянного дома — фасад «Галереи добра» выкрашен насыщенным синим цветом, на окнах резные белые наличники. Экспозиция состоит в основном из старинных предметов быта, по которым просто понять, как раньше жили люди. На полках соседствуют причудливые кувшины, маленькие баяны, медная посуда, оригинальные дверные ручки и замки, прялки, кухонная утварь и даже старинные купюры. Нам особенно приглянулась симпатичная коллекция изразцов, созданная руками городецких умельцев. А также уникальный кассовый аппарат — он по-прежнему работает, рассчитывает сумму внесенных наличных и выдает сдачу, но чека ждать не стоит.
Рядом с «Галереей добра» находится Дом Дементьевой — одна из немногих построек в городе, где на фасаде сохранилась глухая городецкая резьба. Резчик по дереву Слава, с которым мы познакомились в одном из музеев, рассказал нам, что это за вид ручной работы.
Тут же, у дома Дементьевой стоит небольшой памятник самовару. Самое время изучить богатую коллекцию этих медных сосудов в местном музее.
Глухой резьба называлась потому, что на дереве не делали сквозных отверстий. Вся резьба выполнялась только до середины толщины доски. Она считалась как бы закрытой наглухо. Украшать ею дома начали лишь с середины XIX века. Принято считать, что до этого момента она использовалась только в кораблестроении и служила украшением волжских расшив. На Волге расшивами назывались небольшие торговые плоскодонные суденышки, на которых купцы перевозили свои товары, возвращались с ярмарок обратно. Их сменили металлические паровые суда, и тогда резьбой стали украшать купеческие дома. Ставни, наличники, дворовые проемы и ворота, и простые деревянные дома городецкие превращались в сказочные дома-терема.
Музейная история Городца неразрывно связана с меценатом и коллекционером Николаем Федоровичем Поляковым. Именно он собрал самую большую частную коллекцию самоваров в России, которую в итоге безвозмездно передал в дар музею. Внушительная часть коллекции Полякова хранится в том числе в Доме графини Паниной и «Галерее добра», где все многообразие собранной ценной утвари нам уже удалось увидеть своими глазами.
Сегодня в Музее самоваров находится действительно внушительная коллекция — больше 1000 самых разных самоваров. Интересно, как много применений было у этого «огненного сосуда». Делали и чайники-сбитенники, самовары-кухни с перегородками, дорожные погребцы и самовары для путешествий, маленькие самовары-сувениры и даже «Трактирный» самовар на 53 литра воды. Фаворит нашей команды — самовар «Змей Горыныч» с тремя кранами. Захотелось взять такой с собой в путешествие, чтобы в пути всегда был горячий ароматный чай — все-так это вам не термос.
Наш экскурс в историю продолжается, и мы спускаемся на набережную Юрия Долгорукого. К воде ведет крутая лестница, где можно остановиться передохнуть и просто посмотреть на Волгу. На набережной у воды стоит удивительный ансамбль деревянных построек, в которых находится музейный комплекс «Город мастеров». Дома разные по типу строения — и это неслучайно. Каждая постройка выполнена в своей своеобразной технике, характерной для разных эпох с XVI до XIX века.
Строительство «Города мастеров» шло два года и завершилось в декабре 2009-го. С января 2010 года музей открыл двери для посетителей. Здесь на двух этажах, в восьми мастерских и многочисленных выставочных залах представлены народные художественные промыслы городецкой земли. Одна из главных активностей музея, куда стоит прийти с детьми и компанией, — это мастер-классы. Гостей не только знакомят с народными промыслами, но и прямо окунают в атмосферу фольклорных традиций и праздников, поят ароматным иван-чаем и угощают городецким пряником.
Городец знаменит золотной вышивкой, городецкой росписью и резьбой по дереву. Орнамент и сюжет картин отличает городское мастерство росписи от известной семеновской хохломы, Гжели и Жестова. Часто на шкатулках, прялках, досках и посуде можно увидеть картины быта и отдыха: катание на тройках и тарантасах, семейные посиделки и чаепития, свадебные катания, народные гуляния.
Интересно разглядывать росписи с растительным орнаментом с датами, львами и сказочными берегинями.
От ансамбля «Города мастеров» мы возвращаемся к музейной аллее. По крутой лестнице с правой стороны наша команда неспешно поднимается, подняв голову вверх, — разглядываем памятник князю Александру Невскому. В одной его руке реет флаг, в другой лежит щит. Именно в Городце в 1263 году полководец умер после долгой болезни. Эта историческая фигура, наравне с рукоделием и промыслом, — важная веха в хронике города. Поэтому в одном из купеческих домов Музейного квартала решили сделать экспозицию, посвященную археологическим находкам в городе и его окрестностях и самому князю.
Казалось бы, история и краеведение не самые увлекательные темы для подрастающего поколения. Но в музее оказалось достаточно много детей, увлеченных интерактивной экспозицией. Нажимаешь кнопку — загорается одно княжество, другую — подсвечивается другая область карты. Экскурсию постоянно сопровождают макеты и красочные изображения, чтобы включалось внимание и работало воображение.
Музей организовали в маленьком здании со статусом объекта культурного наследия. «Ремонт было делать непросто, — делится Екатерина Крюнас, — плюс помещение маленькое, а там нужно было всю биографию Александра Невского рассказать. Перепланировку делать нельзя, сносить, перекрашивать тоже. Куча ограничений, но команда музея со всем справилась».
Выставка нас действительно удивила. Обычно приходишь в музей «древностей», а там ложка, ей 700 лет. Здорово, но от пустого просмотра старых экспонатов внутри ничего не пробуждается, изучать эпоху не хочется. А здесь городчане задействовали мультимедийные технологии, дизайнерские инсталляции, интерактивы, чтобы все было в том числе визуально привлекательно. В первом зале можно почувствовать себя жителем Средневековья и поскоблить восковую дощечку — с их помощью люди писали друг другу письма и общались. А еще удастся посмотреть такие интересные экспонаты, как женские украшения, свинцовую печать, принадлежавшую Александру Невскому, и княжеский шлем XII—XIV вв.еков. Аналог такому шлему есть только в Эрмитаже и в Оружейной палате. Его нашли на Городецком валу, где до сих пор проводят археологические раскопки. Под впечатлением от авторской кураторской работы с историческими экспонатами и наследием, мы решили отправиться на прогулку на свежем воздухе и изучить местные храмы и церкви.
Дорога до Феодоровского монастыря займет минут 15. Но мы по пути решили задержаться у фонтана на улице Чапаева и перекусить в местной блинной по совету местных жителей. А дальше по улице Кирова до мужского монастыря всего пять минут пешком. Золотые маковки видно издалека — они сложены из ромбов и благодаря сечениям поблескивают на редком осеннем солнце.
Мужской монастырь здесь основали в 1154 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Основу храма заложил сам князь Юрий Долгорукий. И именно здесь, в монастыре скончался Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий. Судьба монастыря была незавидной. Его неоднократно разоряли и поджигали войска ханов Золотой Орды. В 1927 году его закрыли большевики, а часть храмов взорвали в конце 1940-х. Обитель начали возрождать только в 2009 году. Теперь здесь есть миссионерский центр с музеем истории монастыря, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал и гостиница для паломников.
Служители открыты к новым прихожанам и посетителям и на экскурсиях не только рассказывают про историю места, но и спокойно отвечают на вопросы об основах православия. На эту тему в храме устраивают даже викторины и лекции с презентациями. Здорово, что сегодня при монастыре идет активная жизнь. Зимой и весной сюда приходят со всей округи на Рождественскую и Пасхальную ярмарки. На сцене выступают местные коллективы, русские народные ансамбли и гармонисты.
Городец — по-настоящему сказочное место, где с любовью относятся к историческому наследию и всеми силами стараются сохранить связь современности и ушедших эпох. За время нашего путешествия мы не раз приходили к выводу, что города живут благодаря неравнодушным людям. Так и здесь, в совсем небольшом городе на берегу Волги реставрируют, ремонтируют и внедряют современные технологии, чтобы поделиться с гостями важными событиями истории Городца.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сезонности для поездки в Городец нет, но осень — комфортная пора для неспешного изучения экспозиций музеев, когда туристов в городе становится меньше. Много в городе активно переделывают и улучшают. Видно, что местные заряжены энтузиазмом и они искренне рады видеть, как Городец развивается и привлекает все больше и больше гостей.
Туристическая отрасль в Нижегородской области активно развивается, в том числе благодаря мерам нацпроекта «Туризм». В этом году регион получит дополнительные 230 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство модульных отелей. Это даст возможность создать для гостей и путешественников дополнительно более 150 номеров, в том числе в глэмпингах, туристических базах и кемпингах, которые активно набирают популярность среди туристов, так как позволяют отдохнуть на природе, не покидая городской черты. Такие объекты при поддержке нацпроекта появятся и в Городце.
Нашу команду ждет долгая дорога из пряничного Городца в столицу республики Марий Эл Йошкар-Олу.
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ В ГОРОДЦЕ ОСЕНЬЮ:
Прогуляться вдоль Волги от причала до церкви Чуда Архангела Михаила
Отправляемся в столицу Русского Севера, где восстанавливают старинные деревянные дома и продолжают заниматься традиционным ремеслом — кружевоплетением.
Познакомиться с торговой жемчужиной Золотого кольца, где ценят связь с историей, очень любят театр, делают сыр и ходят в гости к Снегурочке. Кострома входит в национальный туристический маршрут «Город мастеров».
Столица Чувашской Республики вдоль и поперек: от этнического парка до тракторного завода. Чебоксары входят в национальный туристический маршрут «Великий Волжский путь» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»