МЫ Работаем,

чтобы вы отдыхали

КТО РАЗВИВАЕТ СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИИ

Внутренний туристический поток в России по итогам 2022 года составил более 70 миллионов человек и продолжает расти из года в год. Сейчас это направление активно развивается: с 2021 года в регионах реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках проекта предприниматели могут выиграть грант на реализацию своего дела, улучшить туристическую инфраструктуру или, например, получить поддержку на строительство модульного отеля. «Сноб» поговорил с людьми, которые так или иначе связаны с туристической сферой, о специфике их работы, особенностях региона и местах, обязательных к посещению каждому туристу.
Выберите город, чтобы узнать о его герое
Листайте страницу в бок, чтобы увидеть карту целиком
Выберите город, чтобы узнать о его герое
Программа грантовой поддержки предпринимателей реализуется в регионах уже три года. Особое внимание уделяется проектам, направленным на развитие внутреннего туризма: строительству туристических информационных центров, современных автокемпингов и глэмпингов, разработке приложений-путеводителей, обустройству зон отдыха и закупку туристического оборудования.
В этом году в программе грантовой поддержки национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» участвуют предприниматели из 48 регионов России. Общая сумма государственной субсидии составила порядка 5,3 миллиарда рублей.
Благодаря господдержке не только обновляется туристическая инфраструктура, растет количество мест, где туристы могут с комфортом отдохнуть, но и создаются новые рабочие места.

Другая мера в рамках нацпроекта «Туризм» способствует строительству быстровозводимых модульных отелей в регионах. Предприниматели могут получить от государства субсидию на строительство в размере 50% от стоимости проекта. По решению правительства РФ благодаря дополнительному финансированию субсидию на строительство модульных отелей в 2023—2024 годах получили 433 проекта в 58 регионах. С учетом весеннего отбора до конца 2024 года в 66 регионах появится суммарно 14,5 тысячи новых номеров.

«У нас пока первый и единственный в Угличе четырехзвездочный отель»

Дмитрий Ширгаев, Углич (Ярославская область)

предприниматель, основатель экопарка «Легенды леса»
Я офицер запаса и серийный предприниматель из Москвы, занимался проектами в сфере информационной безопасности и охраны. Меня давно тянуло на природу, поэтому шесть лет назад я купил полтора гектара в лесу под Угличем, построил дом и переехал туда с семьей. Мы с женой разбили сад и огород, организовали пасеку. Через год докупили еще земли, и у нас появилось небольшое фермерское хозяйство.

К нам часто приезжали погостить родственники и друзья. Иногда места в доме едва хватало, поэтому в 2018 году я решил построить гостевой дом, чтобы все могли разместиться с комфортом. Купил сруб по хорошей цене и по бревнышку перевез на свой участок. Для того, чтобы окупить затраты, решил принимать в доме не только друзей, но и туристов. Через некоторое время началась пандемия, границы закрылись. Появилась программа кешбэка за туры по России. Поэтому осенью 2020 года, когда мы открыли отель, к нам сразу поехали туристы. Еще через полгода мы организовали глэмпинг. А в прошлом году в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» получили от государства субсидию в 22,5 миллиона рублей на строительство 15 некапитальных модульных домов. Сейчас в нашем экопарке 27 номеров на 75 человек. Пока что «Легенды леса» — первый и единственный в Угличе четырехзвездочный отель.

На территории экопарка работает небольшой семейный ресторан. Часть продуктов берем с собственных фермы и огорода — все они экологически чистые, так как мы используем только натуральные удобрения. Недавно начали строить большой ресторан современной фермерской кухни. В ближайшее время сделаем виноградник и начнем разводить улиток.

Основной поток туристов в Угличе — «теплоходники», путешествующие по Золотому кольцу. Они заезжают к нам в экопарк на несколько часов поесть блинов, выпить чая и сходить на пасеку. Наши гости — семейные пары с детьми, в основном из Москвы и Подмосковья, а также Петербурга и Ярославля. Обычно они приезжают на выходные, но летом, в сезон, отель забит под завязку и в будние дни. Мы предлагаем гостям конные прогулки с купанием лошадей в реке, кормление животных на экоферме, аренду сапбордов и квадроциклов, рыбалку (на территории парка семь водоемов, в них водятся осетр, форель и карп). У нас можно попариться в русской бане, искупаться в Волге, а зимой — покататься на тюбингах. Те, кто хочет разнообразить отдых на природе, могут отправиться на экскурсию в Углич — город с богатым историческим наследием. Он находится всего в пяти километрах от экопарка. Несколько лет назад в городе начали реставрировать исторические здания, обновлять инфраструктуру, поэтому туристы едут туда с удовольствием. Думаю, у Углича есть все шансы стать вторым Суздалем. У города огромный потенциал.

Все заработанные деньги мы вкладываем в развитие экопарка. Конечно, есть более рентабельные виды бизнеса с точки зрения прибыли, но загородный отель — ни с чем не сравнимое удовольствие. Он дарит мне радость, возможность единения с природой и множество новых знакомств, которые могут быть полезны бизнесу.

«Наше меню на 80% состоит из локальных продуктов Калининградской области»

Дмитрий Акулов, Калининград

ресторатор, создатель ресторанных концепций
В ресторанном бизнесе я уже 16 лет. Пришел в эту сферу, будучи студентом. Денег не хватало, а знакомым как раз нужен был барбек (помощник бармена) — с этой профессии и начался мой путь. Я набирался опыта: работал официантом, управляющим, а потом «дозрел» до собственного дела. В 2018 году мы с моим бизнес-партнером Павлом Борисенко запустили первый проект — гастробар «Соль». Сейчас их уже семь: ресторан Seasons, японский Matsu. Izakaya & Roku bar, рыбные бистро «Приплыли» и Fishdealers, кондитерская Tamago. Kissaten, а также ориентированный на ближневосточную кухню бар LMF. «Соль», Seasons и Fishdealers находятся в живописном районе Амалиенау с историческими виллами, через который пролегают несколько пешеходных туристических маршрутов. Бар Matsu. Izakaya расположился в отдельно стоящем здании у Замкового пруда, напротив Дома Советов — памятника советскому урбанизму, который есть во всех учебниках по архитектуре.

До открытия «Соли» местный общепит мало чем отличался от среднестатистического регионального: много пиццерий и пабов. Локальная кухня ограничивалась строганиной из пеламиды. Мы же подошли к созданию меню концептуально. Сделали акцент на блюда из сырого мяса и рыбы под различными соусами, а также в целом на локальные продукты Калининградской области — их у нас, поверьте, хватает. Балтийский угорь, судак и килька, виштынецкие сиг и ряпушка из самого крупного, глубокого и чистого озера Калининградской области, которое местные жители называют европейским Байкалом. У нашего судака нет характерного привкуса тины, потому что его вылавливают в заливе, а не в реках, как по всей стране. Балтийская килька так хороша, что ее используют в своих блюдах несколько топовых мишленовских ресторанов в Москве. В Роминтской пуще обитает олень — у его мяса отсутствует специфический привкус дичи, оно больше напоминает говядину. Из этой оленины получается отличное карпаччо, которое мы подаем под муссом из местного камамбера, а также как горячее блюдо с корнеплодами и конфи.

Мы одни из первых стали активно сотрудничать с местными фермерами и ремесленниками. В Калининграде есть ферма, где разводят уток породы мулард специально для фуа-гра — мы используем его в своих блюдах. Местная фермерша изготавливает для нас очень вкусную буратту из молока немецкой породы коров, у которых надои в разы выше, чем у отечественных буренок. Пообщавшись с гастроисториками, мы выяснили, что четверть земель Калининградской области — польдерные, а значит, отличаются высоким плодородием. Овощи и фрукты, выращенные на таких землях, очень вкусные — грех не использовать. Несколько лет назад в Калининграде начали выращивать спаржу, поэтому мы предлагаем сезонные блюда и из этого деликатеса.

Используя фермерские продукты, мы не только поддерживаем местных производителей, но и бережем природу: ведь нам не требуется тратить силы на перевозку и упаковку. Также мы стараемся по максимуму использовать сами продукты. Например, при приготовлении блюд из морского гребешка большинство ресторанов выбрасывают ножки — они резиновые, жевать их просто невозможно. Мы же из ножек делаем соус: варим, взбиваем блендером, процеживаем, добавляем сливки и подаем с гребешком или судаком. Морковную ботву запекаем в духовке до превращения ее в уголь, а потом добавляем в тесто для пельменей вместо чернил каракатицы. В общем, стараемся сделать производство безотходным, насколько это возможно.

Больше всего гастротуристов привлекает наш ресторан Seasons. Его меню на 80% состоит из продуктов, добытых и выращенных на просторах Калининградской области. Есть большой раздел «тапас по-русски»: закуски подаем на маленьком куске зернового хлеба, например сало с черной икрой, тапас с килькой, тапас с угрем. Изначально Seasons создавался под иностранных туристов. До пандемии туристы из Европы могли приезжать в Калининград на три дня по электронной визе, которую получали прямо в аэропорту или на границе. Они хотели попробовать что-нибудь локальное и русское, ведь пиццу и пасту могли поесть и у себя. Но началась пандемия, границы закрыли, а мы вдруг поняли, что концепция нашего ресторана привлекает и российских туристов. Я рекомендую Seasons всем, кто впервые приезжает в Калининград. Наши официанты подробно рассказывают про концепцию ресторана, историю региона и дают рекомендации по блюдам. Я советую в первую очередь попробовать оленину, а из рыбы рекомендую угря, кильку и судака. Китайского угря можно попробовать в любой точке России, а кабаяки из балтийского угря и тапас с балтийской килькой и козьим сыром — только в Калининграде.

Вообще, это супердоступный для туристов город. Полет в Калининград из Москвы или Петербурга занимает гораздо меньше времени, чем до того же Сочи. И это я еще не говорю о ценах: туристы часто спрашивают, почему тут все так дешево. Да потому что в Калининграде цены рассчитаны в первую очередь на местных жителей. Я бы рекомендовал приезжать сюда в мае или сентябре — сможете и по городу спокойно погулять, и местной кухней насладиться.

«Скоро на Шерегеше сезон будет не только зимой, но и летом»

Вадим Кулубеков, Новосибирск

основатель и руководитель компании «Ависта Модуль Инжиниринг», владелец горнолыжного комплекса «Шерегеш. Сектор Е»
Я много лет занимаюсь бизнесом. Основное направление — проектирование, производство и строительство быстровозводимых модульных домов административно-бытового и промышленного назначения. Моя команда строит вахтовые поселки для работников добывающей отрасли. Со временем меня стало тяготить отсутствие обратной связи, поэтому я решил попробовать себя в сфере туризма, где всегда получаешь отклик гостей. В 2016 году наша компания построила по собственному проекту небольшой модульный отель «Ковчег» на Алтае. Еще через два года я выкупил сектор Е на горнолыжном курорте «Шерегеш» в Кемеровской области, чтобы построить там отельный комплекс. Почему выбор пал на эти места? Я из Новосибирска. Летом многие горожане едут отдыхать на Алтай, а зимой — на Шерегеш. Зимний сезон намного длиннее летнего: с середины ноября по середину апреля. Так что один бизнес дополнял бы другой.

Шерегеш разделен на четыре сектора — территория огромная. В секторе Е мест для размещения не было вообще. Мы решили это исправить. Получили от нацпроекта «Туризм» субсидию и построили с нуля 52 модульных дома. Сейчас предлагаем гостям четыре типа размещения: модульные домики, купольные иглу в виде стеклянных полусфер, бунгало, барнхаусы, а летом — еще и сафари-тенты. Самые востребованные и дорогие дома находятся в зоне Ski-in & Ski-out — оттуда на горнолыжную трассу можно попасть, просто выйдя из номера. Все дома вписаны в ландшафт. Мы не вырубили ни одного дерева. К началу зимнего сезона запустим новую канатную дорогу. Отмечу, что в рамках госпрограммы субсидирования мы также помогаем другим предпринимателям строить модульные дома для туристов.

Мы ориентированы на размеренный и комфортный семейный отдых. К нам приезжают пары с детьми и без. Наши модульные дома полностью соответствуют всем их запросам. Мы создаем атмосферу драйва и каждые выходные устраиваем праздники. В прошлом году такой подход принес нашему сектору Е победу в номинации «Самый событийный горнолыжный курорт России» премии «Горы России».

Зимний сезон у нас начинается раньше, чем на Красной Поляне, поэтому до новогодних праздников к нам приезжает много гостей из Москвы и Петербурга. До пандемии приезжали корейцы и шведы, сейчас — туристы из Новосибирской, Томской и Омской областей, Алтайского и Красноярского краев. Потихоньку начинают подтягиваться Урал и Иркутская область. Для местных, жителей Кузбасса, на курорте действует программа кешбэка. По ней мы предоставляем скидку на канатную дорогу.

Последние четыре года летом мы устраиваем музыкальные и арт-фестивали, спортивные мероприятия. Гостей размещаем в лесном глэмпинге — палатках повышенного комфорта со всеми удобствами. Мы верим, что скоро на Шерегеш будут активно приезжать и летом. Есть с кого брать пример: когда-то и Красную Поляну никто не рассматривал как место для летнего отдыха.

«В нашем путеводителе собрана информация, которую не найти в „Википедии“»

Тимур Гудиев, Владикавказ

генеральный директор IT-компании «Цифровая Алания», разработчик путеводителя Traek
IT — «сквозные» технологии, которые востребованы во всех сферах экономики и общественной жизни. Когда в пандемию закрылись границы, в Северную Осетию стало приезжать очень много людей. Местные жители начали перестраиваться под запросы туристов. Коснулось это и нас, айтишников. Я часто слышал от владельцев отелей и ресторанов, что их гостям недостаточно карт от «Яндекса» и Google, при этом не все были готовы платить за услуги гида. Туристам очень не хватало полноценного путеводителя по республике в целом и Владикавказу в частности.

Знаю, что до нас было несколько попыток разработать мобильные туристические навигаторы, но приложения так и не увидели свет. Наша команда получила грант от республиканского Комитета по туризму и приступила к разработке тур-навигатора по Северной Осетии и Владикавказу Traek. Мы решили, что не будем дублировать функционал известных сервисов вроде «Трипстера» или тех же мобильных карт, а пойдем своим путем: соберем информацию, которую не найти в «Википедии». Для этого пришлось поднимать бумажные архивы, но оно того стоило — мы и сами много интересного узнали об Осетии.

Если на техническую разработку приложения ушло около трех месяцев, то контент пополняется до сих пор: список достопримечательностей и других интересных для туристов объектов обновляется каждый день — сейчас их около тысячи. В режиме аудиогида можно прослушать информацию о более 300 из них. Изначально в озвучке мы использовали нейросети, но сейчас привлекли к работе профессиональных дикторов. Кроме того, мы регулярно обновляем собственную коллекцию фото. Например, сейчас фотограф снимает городские объекты, интересные для семейного и активного отдыха. Пока в приложении доступен только русский язык, но до конца года появятся английский, немецкий и французский. Экскурсоводы и гиды после регистрации в сервисе могут загружать в приложение информацию о своих маршрутах и услугах. Сейчас в Traek около 40 гидов.

С нашим путеводителем туристы смогут не только узнать об исторических достопримечательностях, но и получить информацию о ресторанах, кафе и гостиницах, посмотреть афишу мероприятий и самостоятельно спланировать свой день. В дальнейшем мы планируем добавить в Traek опцию мониторинга общественного транспорта, а также дополненную реальность, чтобы можно было навести камеру мобильного телефона на здание в историческом центре Владикавказа и посмотреть, как оно выглядело сто лет назад. Также в работе витрина товаров для бизнеса и памятки для туристов с рекомендациями, как вести себя в том или ином месте.

Мы много работали над путеводителем и готовы использовать накопленный опыт для создания аналогичных сервисов в соседних республиках — это наша следующая глобальная цель.

Северная Осетия и сам Владикавказ интересны своим многообразием. В городе есть исторические районы и парковый массив. Я бы рекомендовал к посещению район Водной станции, где совсем скоро появится большая рекреационная зона. Если говорить о любимых местах в республике, то я бы выделил Дигорское ущелье. Оно не так популярно, как Фиагдонское и Кармадонское, но ничем не уступает им по красоте. Там можно посмотреть ледник Тана и один из красивейших водопадов республики — Три Сестры.

«Серфинг — не про бизнес, а про стиль жизни»

Ела Зикратова, Петропавловск-Камчатский

генеральный директор школы серфинга Snowave Kamchatka
Первая в России школа серфинга Snowave Kamchatka существует уже 15 лет. Антон Морозов, основатель и идейный вдохновитель компании, еще в детстве увидел фильм «В руках Божьих», и тогда серфинг стал мечтой всей его жизни. В начале нулевых молодой человек в компании таких же энтузиастов впервые встал на доску. Ребята жили в палатках на берегу Тихого океана и учились покорять волны. Специального снаряжения ни у кого не было. Нашелся водолазный костюм — один на троих. В нем и катались по очереди.

Несколько лет Антон упорно тренировался, а потом открыл школу серфинга. Для продвижения проекта снимали видео о невероятном по красоте камчатском серфинге и выкладывал в соцсети. Постепенно о школе узнавало все больше людей. После выхода фильма американского фотографа Криса Буркарда, который приезжал на Халактырский пляж в 2012 году, интерес к Камчатке среди иностранных серферов вырос в разы. В течение последующих четырех лет на полуостров ежегодно приезжали путешественники из-за рубежа. Парадокс в том, что про серфинг на Камчатке за границей узнали раньше, чем в России и даже на самом полуострове.

Переломный момент в развитии индустрии случился в конце 2016 года, когда на полуостров провели оптоволоконный интернет. До этого был только спутниковый — дорогой, лимитированный и очень-очень медленный. В соцсети хлынуло огромное количество контента о красоте Камчатки. Многие стали выбирать это направление для путешествий и отдыха.

Я занимаюсь проектом с 2018 года. Родилась в северной деревушке на берегу Тихого океана. После окончания музыкального училища уехала учиться в Петербург, затем в Москву, а через 11 лет вернулась домой — связь с родной землей оказалась сильнее, чем все остальное. Спустя время познакомилась с Антоном, увлеклась серфингом, мне понравилась свободная жизнь на берегу океана, и я уже не могла представить себя в мегаполисе.

Стимулом к развитию массового внутреннего туризма на Камчатке послужила пандемия. С 2020 года к нам в школу приезжают учиться программисты и дизайнеры, режиссеры и инженеры, научные сотрудники и психологи, семьи с детьми. При этом Snowave по-прежнему больше про образ жизни, любовь к серфингу и энтузиазм, чем про бизнес. С мая по октябрь мы живем на берегу Тихого океана. Халактырский пляж — водоохранная зона, здесь нет никаких коммуникаций. Условия для полноценной жизни и отдыха мы создаем всей командой в автономном режиме. Живя в городских квартирах, люди редко задумываются о простых вещах: как горячая вода попадает в кран, не выбьет ли пробки, если одновременно включить чайник, утюг, фен и что-нибудь еще. Мы же осознанно используем все ресурсы — от воды до электроэнергии. Это интересный опыт как для нас, так и для наших гостей: начинаешь ценить простые вещи и блага цивилизации.

Основной туристический сезон длится с июня до конца сентября, пик сезона приходится на июль и август. При этом заниматься серфингом на Камчатке можно круглый год, волны есть всегда. В теплое время года жизнь в лагере кипит. Мы проводим фестивали, вечеринки, кинопросмотры и уже ставшие легендарными крабовые BBQ-вечеринки. Вне сезона работает только бэк-офис — маркетологи, SMM-специалисты, копирайтеры, экономист, администраторы. К сожалению, сезон на Камчатке очень короткий, и обеспечить стабильную загрузку школе и сотрудникам пока просто невозможно. Фактически три месяца мы работаем на высоких оборотах, аккумулируем средства для того, чтобы потом оставшиеся девять месяцев было чем платить зарплаты, налоги и т. д. Это, прямо скажем, не самая удобная бизнес-модель. При такой специфике работы очень кстати приходится государственная поддержка. В прошлом году мы получили по нацпроекту «Туризм» грант в 7 миллионов рублей и приобрели на них дополнительно серф-доски, гидрокостюмы, улучшили инфраструктуру и построили ряд объектов в лагере.

Пожалуй, одним из главных достижений во всей истории и мечте о серфинге стало открытие в 2022 году на Камчатке первой государственной бюджетной спортивной школы по серфингу. Сейчас там бесплатно занимаются более 60 детей в возрасте от девяти лет. Недавно в первенстве России по серфингу среди юниоров наши ребята взяли четыре из шести медалей. Мы рады делиться знаниями о культуре серфинга с новым поколением, ведь это значит, что она будет развиваться и дальше.

«Территориальный бренд привлек в Добрянку туристов»

Иван Свистунов, Добрянка (Пермский край)

директор фонда целевого капитала «Добрянка»
Добрянка — небольшой городок с населением 28 тысяч человек в 70 километрах от Перми. Как ни странно, но еще 10 лет назад в Пермском крае о нас мало кто знал. Но после появления территориального бренда, который объединил местных жителей и подчеркнул уникальность города, в Добрянку стали приезжать туристы из Перми, Березников и Соликамска. Компания CityBranding начала его разрабатывать в 2012 году и активно привлекала к участию местных жителей. Я попал в команду еще студентом и так увлекся этой темой, что уже через два года стал бренд-менеджером проекта и занимал эту должность вплоть до 2019-го.

Бренд «Добрянка — столица доброты» взят не с потолка. Компания опрашивала жителей разных городов за пределами Пермского края, с чем ассоциируется у них слово «Добрянка». А также спрашивала у местных жителей, каким словом они могут охарактеризовать город и живущих в нем людей. Им оказалась «доброта». Слово «столица» мы выбрали специально, оно придавало статусность городскому бренду.

За 12 лет в Добрянке появились физические воплощения бренда, в том числе общественные пространства и арт-объекты, оформленные в фирменной стилистике.
Например, в моем любимом месте — Яблоневом сквере в центре города — узоры на дорожках выложены с использованием элементов фирменного стиля. Также там установили арт-объекты: красивую деревянную букву «Д» и символ города — добрячка. К слову, металлические фигурки добрячков — добрячка-строителя, добрячка-рыбака, добрячков-музыкантов — разбросаны по всему городу. По ним даже проложен специальный туристический маршрут.

Два года назад в Добрянке появился Народный музей добра, где собраны личные и бытовые предметы местных жителей, которые им особенно дороги, то есть вещи с историей. Также в городе ежегодно проводят Кукольный карнавал и Фестиваль сладостей. Задача последнего — предоставить площадку для начинающих кондитеров. Одна из местных жительниц так вдохновилась этой историей, что под заказ стала выпекать пряники «Добряники». Благодаря фестивалю люди вспомнили о практически забытом рецепте добрянских вафель — их выпекали в городе больше века назад, они мягкие, похожи на венские. Сейчас их можно попробовать практически на каждом городском празднике.

Рыбоводный центр в Добрянке стал выпускать свою продукцию под брендом «ДоброFish». Это единственная в Пермском крае и одна из немногих рыбных ферм в России, которая занимается производством черной икры. Недавно владельцы центра построили на своей территории базу отдыха и проводят там экскурсии с дегустациями, что дополнительно привлекает туристов.

Целевой аудиторией бренда всегда были местные жители и только потом — туристы и инвесторы. «Столица доброты» не только сплотила городское сообщество, но и подарила новые арт-объекты, праздники и дала возможность дополнительного заработка. Сейчас местные жители сами выступают как инвесторы на собственной территории.

«Стартовать в чистом поле было бы намного сложнее»

Григорий Селищев, Москва

руководитель компании «Инвесториум», основатель глэмпинга Vazuza Love
Изначально я занимался масштабными проектами в сфере строительства, например, отвечал за подготовку олимпийских объектов и инфраструктуры в Сочи. Затем управлял активами крупного бизнеса, а после занялся инвестициями. За два года со своей командой построил самую большую сеть апартаментов в Москве и Московской области. С активным развитием внутреннего туризма наши инвесторы решили сосредоточиться на загородном строительстве и вложиться в отель или глэмпинг. Наша команда объездила полстраны, мы изучили, кто и что делает в регионах, и в июне прошлого года презентовали собственный проект.

Купили участок на берегу Вазузского водохранилища в Смоленской области и на базе уже существующего гостиничного комплекса Vazuza Country Club за два месяца
обустроили свой глэмпинг Vazuza Love. Первых гостей приняли в декабре прошлого года. Всего у нас 20 номеров: это и геокупола, и домики на дереве, и стеклянные типи. Все они приспособлены для круглогодичного проживания. В ближайшем будущем благодаря поддержке и субсидии национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» мы планируем построить еще 50 модульных домов. А сейчас достраиваем спа-комплекс с бассейном. К нам приезжают гости из Москвы и Московской области. Как правило, пары либо семьи с детьми. Многие берут с собой домашних животных — наш глэмпинг pet friendly.

Почему мы разместили глэмпинг в Смоленской области? Во-первых, из-за близости к Москве, где расположен головной офис. Мы находимся всего в двух часах езды от столицы, на границе с Московской областью. Во-вторых, мы не хотели начинать бизнес с нуля и строились на базе гостиничного комплекса, где уже была развитая инфраструктура и налажен туристический поток. Стартовать в чистом поле было бы намного сложнее. А это наш первый подобный проект, к тому же еще и инвесторский — мы просто не имели права на ошибку.

Еще на стадии запуска проекта возникли трудности с поиском квалифицированного обслуживающего персонала. Если специалист по маркетингу может работать из любой точки мира, то с клинингом так не получится. Местные деревни практически вымерли: молодежь уехала в город, а те, кто остался, уже работали в гостиничном комплексе. Поэтому часть сотрудников мы нашли в ближайшем городе — Гагарине. Пришлось покупать машину для ежедневного трансфера персонала до глэмпинга и обратно. Часть сотрудников привезли из других регионов, обеспечили жильем — они работают вахтой. Так что сейчас вопрос с персоналом закрыт.

Мы проанализировали местность в радиусе 100 километров от глэмпинга и собрали информацию о всех доступных видах развлечений — ее поместим в специальный раздел «Калейдоскоп впечатлений» на нашем новом сайте. Всего получилось 96 вариантов досуга: от рыбалки и экскурсий по оленеводческим и лосиным фермам до грибных туров и прогулок по музеям в Гагарине. Так что скучать нашим гостям точно не придется.

«ESG популяризировало экологичность в сфере туризма»

Татьяна Калишевская, Москва

географ, эколог, ESG-консультант по туризму агентства ESG Consulting
Я выпускница географического факультета МГУ. Защитила диплом по экотуризму и в качестве направления работы выбрала ESG — экологическое, социальное и корпоративное управление. Я направляю проекты туристического бизнеса на путь
устойчивого развития: собираю и анализирую информацию о компании и выдаю
соответствующие рекомендации по ESG-развитию. Устойчивое развитие — глобальный тренд последних лет, и российские компании в этом смысле не исключение.

Последние 10 лет в России активно развивается внутренний туризм. После
пандемии этот тренд стал еще актуальнее. Для меня наиболее интересным направлением для путешествий является Арктика. Попадая в это место, ты как будто оказываешься на другой планете, тем более что отдельные ее регионы оторваны от внешнего мира. Там можно расслабиться и устроить информационный детокс. Сейчас путешествия в этом направлении стали намного доступнее. Многие могут позволить себе поездку в Мурманскую область — например, в Териберку, чтобы понаблюдать за северным сиянием или китами. Мои же топ-два региона — Чукотка и Командорские острова.

Концепция ESG сильно повлияла на сферу туризма и популяризировала экологичность. Основное направление ESG в Арктике — прежде всего очищение территории от промышленного мусора, а также сохранение мест обитания редких животных и улучшение уровня жизни коренных и малочисленных народов. Этим в основном при поддержке местных властей занимаются волонтерские движения, такие как, например, «Зеленая Арктика», а также добывающие компании, работающие в регионе.

В России ESG-стратегии используют в основном авиационная отрасль, которая делает все, чтобы сократить углеродный след, а также крупные гостиничные сети и их управляющие компании. На мой взгляд, наиболее передовой в России в плане внедрения принципов устойчивого развития — курорт «Красная Поляна». Там последовательно снижают негативное воздействие на окружающую среду: разрабатывают программы по сохранению биологического разнообразия, развивают сеть туристических экотроп, бережнее расходуют ресурсы (например, вместо ламп накаливания используют светодиодные, закупают технику со сниженным потреблением воды), используют полностью перерабатываемую упаковку, экологично утилизируют отходы, поддерживают местных производителей и занимаются экопросвещением персонала и гостей курорта. Так что экологичный отдых — это не поход с палатками, а ESG занимается не только экологией.

«Кунашир подойдет тем, кто любит природу и устал от городской суеты»

Олег Кадочников, Сахалин

основатель глэмпинга Kunashir Resort & Natural Spa
Кунашир — самый южный остров Большой Курильской гряды. Природа здесь завораживает. Местная флора и фауна значительно богаче и разнообразнее, чем на других островах архипелага: четыре действующих вулкана, фумарольные поля, горячие источники и озера, краснокнижные растения и животные.

На Кунашир приезжает много туристов. Однако мест, где можно было бы разместиться с комфортом, не так много. Мы с командой решили исправить эту ситуацию. Поездили по регионам с развитой туристической инфраструктурой, посмотрели, что они предлагают, и поняли, каким должен быть будущий проект. Купили гектар земли в лесу, наладили логистику: стройматериалы и продукты питания привозили с Сахалина. Сотрудников набирали по всей России. Консультировались с Министерством туризма Сахалинской области по всем вопросам. В строительство вложили в основном собственные деньги, но также получили грант около 10 миллионов рублей от национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Мы построили глэмпинг — оптимальный вариант, который не наносит серьезного ущерба природе, — с сервисами и удобствами премиального отеля. Сейчас в комплекс Kunashir Resort & Natural Spa входят 22 модульных дома, где могут разместиться до 46 человек, ресторан и спа с хамамом, термальными бассейнами и массажным кабинетом. Домики расположены на расстоянии друг от друга, оборудованы системой климат-контроля, а из панорамных окон открывается вид на лес. Мы открылись совсем недавно, поэтому сейчас делаем хорошую скидку на проживание.

Отдыхать на Кунашире можно круглый год: зимы здесь мягкие и в меру снежные, температура не опускается ниже минус пяти градусов. Добраться до острова с Сахалина не так сложно, как кажется: перелет с Сахалина до Кунашира займет около часа. Еще вариант: устроить себе маленькое приключение и добраться до острова по воде — на это потребуется около 20 часов. Во время путешествия можно увидеть косаток, тюленей, дельфинов и других морских обитателей. Билеты на теплоход стоят около 3,5 тысячи рублей.

Исследовать остров можно в компании профессиональных гидов. Вездеход позволит без особых усилий попасть даже в самые труднодоступные места. На Кунашире есть что посмотреть: мыс Столбчатый, озеро Кипящее, Головнинский клиф, вулканы Тятя, Менделеева и Головнина. К слову, Кунашир — излюбленное место сборной России по серфингу. Сюда приезжают тренироваться не только профессиональные спортсмены, но и новички — волны позволяют. Кунашир отлично подойдет тем, кто любит природу и хочет узнать Россию, а также людям, которые устали от городской суеты и хотят спокойно и с комфортом отдохнуть в уединении.

«Я превратила хобби в бизнес»

Оксана Трапезникова, Чусовой (Пермский край)

руководитель компании «Экотур», эксперт по экотуризму
В сферу туризма я пришла как волонтер. До 2014 года работала в отделе по связям с общественностью Чусовского металлургического завода, который входит в состав Объединенной металлургической компании (ОМК). Потом забеременела и ушла в декрет. В это время ОМК начала прием заявок на грантовый конкурс социальных проектов. Я придумала проект по экологическому речному сплаву. Тема была выбрана неслучайно. Мой отец — заядлый турист и часто водил нас в походы и на сплавы. В городе целых три реки — Усьва, Вильва и Чусовая, поэтому летом к нам приезжает очень много туристов, именно на сплавы, оставляя после себя на стоянках мусор. В общем, я выиграла грант в 50 тысяч рублей и нашла компанию, которая организовала нам трехдневный сплав для очистки территорий от мусора.

Мне не понравилось, как была организована поездка, поэтому я решила, что буду и дальше подавать заявки и на следующий грант куплю катамаран и сама за всем прослежу — что и было сделано. Последующие три года работы для меня были скорее волонтерством и хобби, нежели бизнесом. Например, на один из грантов я организовала сплав для Общества инвалидов.

В 2017 году я выиграла конкурс «Начни свое дело» и получила грант в 150 тысяч рублей. Зарегистрировала компанию «Экотур», на выигранные деньги купила второй катамаран, спасательные жилеты, палатки и начала предпринимательскую деятельность. Но зарабатывала только летом, в сезон, поэтому это тоже нельзя было назвать серьезным бизнесом.

Еще через три года я выиграла крупный грант в 3 миллиона рублей по нацпроекту «Туризм» и закупила снегоходы. На сегодняшний день бизнес стал круглогодичным. Мы можем принять группы до ста человек, проводим групповые, индивидуальные и корпоративные VIP-туры по Уралу. Не забываем и про социальную составляющую — организацию фестивалей для детей и взрослых, уборку мусора и строительство экотроп. По моим наблюдениям, за последние несколько лет туристы стали осознаннее и стараются не мусорить.

Чусовой — спортивный город, в котором работает горнолыжный курорт «Такман», спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Поэтому у нас постоянно проводятся крупные спортивные соревнования. И тут нашлась свободная ниша для еще одного бизнеса: на этих мероприятиях плохо организовано питание для зрителей, поэтому мы купили фудтрак и будем предлагать всем желающим авторские вафли.

Северный Урал — очень живописное место. Тут не так много хороших дорог и подъездов к воде, поэтому туристов меньше, чем на том же Южном Урале. В этом свое преимущество — можно спокойно путешествовать, наслаждаться тишиной и красотой дикой природы. Рекомендую к обязательному посещению Кунгурскую пещеру, Усьвинские столбы и Каменный город, который очень привлекает киношников: у нас снимали и снимают много фильмов, например «Географ глобус пропил», «Подельники», «Территория». Помощники режиссеров часто ищут людей в массовку, и я предлагаю туристам посниматься.

Усьвинские столбы — визитная карточка Урала, длинный известняковый массив вдоль берега реки Усьвы. Со стометровой высоты открывается великолепный вид на реку и скалу Чертов Палец. Ну и конечно, не могу не посоветовать сплавы по Чусовой — одной из самых красивых уральских рек. Она пересекает Уральский хребет и течет сразу в двух частях света — Европе и Азии.

«Основной туристический сезон для нас — зима»

Алексей Клибанский, Мурманск

директор туристического комплекса «Лапландская деревня»
Я управляю комплексом «Лапландская деревня», который находится неподалеку от поселка Магнетиты — всего в 20 минутах езды на автомобиле от Мурманска. Это первый туристический проект в моей карьере. До этого я работал в разных сферах, в основном занимался стартапами: создавал отдел продаж в строительной организации, запускал спутниковую компанию и медицинскую клинику.

«Лапландская деревня» расположена на участке в 83 гектара. Раньше здесь была военная часть. Предыдущий владелец несколько лет назад выкупил участок и стал строить турбазу, но началась пандемия, и он решил все продать. Так нынешний хозяин и приобрел этот комплекс.

Мы работаем в двух направлениях: принимаем туристов, а еще открыли гражданско-патриотический центр для детей. Ангарам, складам, казармам и другим постройкам, которые остались здесь со времен военной части, мы нашли новое применение. Например, КПП переоборудовали в отдел бронирования, а склад ГСМ — в крытый спортивный комплекс для детей. Разумеется, построили и новые объекты. Искали в лесу места, где не было деревьев, и ставили там домики. Сейчас в «Лапландской деревне» 10 одноэтажных и два двухэтажных коттеджа, два небольших бревенчатых дома, а также глэмпинг из 16 куполообразных шатров с террасами и кафе на 80 человек. Скоро поставим баню. Мы можем разместить до 120 гостей. На территории комплекса три скважины. Вода своя, вкусная, ее можно пить прямо из-под крана.

Мы активно участвуем в конкурсах на получение субсидий и грантов. Строительство глэмпинга как раз субсидировало государство: мы получили 11,8 миллиона рублей от национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Шатры подходят для круглогодичного проживания, к ним ведут деревянные дорожки с подсветкой, а из панорамных окон гости могут увидеть северное сияние. Первых туристов мы начали заселять в ноябре прошлого года. Летом мы получили еще 1 миллион рублей от Комитета по туризму Мурманской области, которые потратим на оборудование Лапландской арены — площадки для игр: юкигассена, лазертага и волейбола. Строительство завершится к концу 2023 года.

Наша основная аудитория — жители Москвы и Санкт-Петербурга. Гости приезжают отдыхать с детьми и без, парами и в одиночку, иногда даже целыми группами. Есть и корпоративные клиенты. Еще нас начинают «прощупывать» туристы из Азии: на днях к нам приезжали знакомиться тайцы и китайцы.

У туризма в Мурманской области есть своя специфика. Летний сезон короткий. В это время гости нашего региона едут, как правило, на побережье — в Териберку, на полуостров Рыбачий, желая увидеть первозданную красоту северной природы. Зимой — устремляются вглубь Кольского полуострова, поэтому для «Лапландской деревни», как и для многих других туристических баз, основной сезон как раз зимний. У нас есть развлечения на любой вкус: квест-экскурсия «Дремучий лес», сафари на снегоходах, походы на снегоступах, экскурсии в саамские поселения, охота за северным сиянием, туры на Териберку и многое другое.

«Российский рынок MICE — один из самых непредсказуемых»

Илья Брилев, Москва

руководитель MICE-отдела агентства делового туризма «Агентство Авиа Центр»
Я попал в сферу туризма еще в 1997 году: устроился на стажировку в компанию, которая занималась организацией и сопровождением индивидуальных туров по Карибам, и задержался там на несколько лет. Потом ушел в страховую сферу, но и там организовывал мотивационные поездки для лучших сейлзов и сопровождал их. В 2016 году меня пригласили работать в японскую компанию, которая занималась деловым туризмом в России. Тогда я и понял, что туризм — моя судьба.

Сейчас работаю в MICE-индустрии — сфере делового туризма, связанной с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий: конференций, бизнес-завтраков, выставок, тимбилдинга и так далее. Практически у каждого мероприятия есть своя изюминка, случается, что все идет не по плану. Например, однажды перед крупной конференцией в исторической крепости в Марокко резко испортилась погода, начался ураган. Нужно было успеть до приезда участников организовать что-то вроде шатра в безопасном месте. Поэтому для нашей сферы важен огонь в глазах, умение быстро перестраиваться и работать в режиме многозадачности.

Мы организуем мероприятия для наших клиентов по всему миру, предоставляем полный спектр услуг, вплоть до сопровождения. После пандемии у нас резко сократилось число клиентов, желающих выезжать на мероприятия за рубеж. В России на тот момент были более предсказуемые условия по отменам брони и возмещениям и понятные ограничения по безопасности: где нужны маски, а где можно договориться и за закрытыми дверями провести встречу без них. Поэтому в топ-мест по организации корпоративных мероприятий любого формата вошли Сочи, Калининград, Казань, Санкт-Петербург и Москва. С весны прошлого года после небольшого затишья мы стали получать запросы на организацию мероприятий во всех городах страны, где есть хоть какой-нибудь более-менее приличный отель. Если он еще и с конференц-залом, а рядом с отелем есть достопримечательности — вообще отлично. Обычный формат программы — совещания с местными сотрудниками и партнерами, ужин и какая-нибудь экскурсия, желательно автобусная, с дегустацией местного вина. Тренд последних нескольких месяцев — проведение мероприятий в пределах региона, чтобы до места можно было добраться за пару часов на автомобиле или поезде.

MICE в России стал активно развиваться с появлением крупных компаний и международных корпораций, руководство которых понимало, что персонал нужно мотивировать и награждать, а не просто ограничиваться выплатой зарплаты. Сначала на рынок пришли иностранные компании, у которых уже был опыт в этой сфере, затем появились отечественные. Российский рынок — один из самых непредсказуемых с точки зрения MICE. Он существенно отличается от европейского, где крупные и небольшие мероприятия планируются сильно заранее, за год-два. В России всегда были короткие сроки планирования, но после пандемии они схлопнулись до минимально реализуемых — от одного дня до двух-трех месяцев. Плюс наш рынок избаловал клиентов. Они ожидают, что следующее корпоративное мероприятие будет лучше, чем предыдущее. Для сотрудников MICE-индустрии это превращается в бесконечное соревнование с самими собой.

На российском рынке отсутствуют общие правила игры и цеховой этики, поэтому многие компании начинают демпинговать свои услуги. «Я куплю это за 100 рублей, продам за 90, назначу сервисный сбор не в 10%, чтобы окупить расходы, а в 1%, или не возьму ничего, нарушая Налоговый кодекс. Все — лишь бы заполучить следующий проект». Но качественные мероприятия стоят денег. Многие корпоративные клиенты понимают это, только когда получают деловую встречу с растворимым кофе и водой из кулера.

Еще один нюанс российского рынка в том, что поставщики услуг в некоторых отдаленных регионах страны не всегда готовы работать официально, регистрировать ИП или самозанятость. А в нашей компании это обязательное требование.

Недавно представители крупных российских MICE-агентств провели встречу, по итогам которой решили уходить от демпинга и нечестных игр и разработать общие правила для всех. Рынок должен быть цивилизованным.

«Мы знакомим туристов и жителей республики с культурой бурят»

Светлана Цыбикдоржиева, Улан-Удэ

директор этнокомплекса «Степной кочевник»
В 2004 году мы открыли в Улан-Удэ собственное турагентство. Сделали ставку на внутренний туризм, путешествия по республике — тогда этим почти никто не занимался. Основными клиентами в то время были иностранцы, путешествующие по Транссибирской магистрали. Они ездили в села Тарбагатай и Десятниково, к семейским, интересовались традициями старообрядцев. Мы же решили знакомить гостей из-за рубежа с культурой бурятского народа и одними из первых стали возить экскурсии в старинный Ацагатский дацан, который в начале XX века был центром тибетской медицины. До туристического бизнеса муж занимался автомобилями, так что у нас был свой транспорт, в том числе автобусы, — вопрос с трансфером был решен. Вовлекали в процесс и местных жителей: они с удовольствием рассказывали туристам о бурятских традициях и угощали блюдами национальной кухни.

В феврале 2009 года мы организовали в Ацагате празднование Сагаалгана — Нового года по лунному календарю. За два дня к нам приехали около 3 тысяч человек. Увидев такой интерес, мы поняли, что пора строить этнокомплекс. Лама дацана подсказал нам очень удачную площадку в Ацагатской долине, и весной мы начали строительство. На участке не было никаких коммуникаций, но это не помешало нам принять первых гостей через несколько месяцев после запуска проекта. Позднее к нам по госпрограмме протянули ЛЭП и проложили дорогу. «Степной кочевник» потихоньку обрастал инфраструктурой.

Туристы, приезжающие к нам от федеральных туроператоров, обычно путешествуют по маршруту Улан-Удэ — Тарбагатай — Иволгинский дацан — «Степной кочевник». Специально для них мы разработали пятичасовую программу, которая завершается обедом из блюд национальной кухни. О традициях бурят гости могут узнать в войлочной юрте. В вековом деревянном доме одна из лучших гидов республики Эрдэни-Дара Доржиева рассказывает о дацане и знакомит гостей с историей жизни ключевых фигур российского буддизма, ламы Агвана Лобсана Доржиева и эмчи-ламы тибетской медицины Чойнзона Доржи Иролтуева. В гостевой юрте можно переодеться в национальный бурятский костюм и узнать о значении каждой его детали, поучаствовать в мастер-классах по настольной игре «Шагай Наадан» и приготовлению бурятских бууз. В юрте «Галактика» можно послушать легенды о небесных светилах, узнать о национальных праздниках, священных ритуалах и том, как в старину кочевники ориентировались по звездам. В юрте «Галерея» — увидеть серию портретов «Мир в лицах» фотографа-этнографа Александра Химушина, его работы публиковал National Geographic. Он снимает представителей коренных и малочисленных народов, которые сохранили быт, традиции и культуру предков. На открытых площадках можно пострелять из лука, покататься верхом на лошадях и верблюде, выучить национальный танец «Еохор». Есть и смотровая площадка, откуда открывается живописный вид на Ацагатскую долину. Специально для туристов из Китая и Монголии, которые хотят познакомиться с отличной от их культурой, на территории этнокомплекса построен Казачий дом.

В гостинице и настоящих войлочных монгольских юртах могут разместиться до 60 человек. Зимой юрты обогреваются очагом, как это делалось в старину. В прошлом году мы получили от нацпроекта «Туризм» субсидию в 10 миллионов рублей на строительство 10 модульных юрт из оцилиндрованного бруса, с ванной комнатой, панорамными окнами с видом на небо и собственной террасой.

У нас практически нет сезонности, гости приезжают круглый год. До пандемии в основном это были туристы из Европы и даже США, после — из Центральной России и Китая. В последние несколько лет активизировались и жители республики. Развивается образовательный туризм: к нам привозят школьников для знакомства с родным краем. С 2016 года на территории этнокомплекса проводится международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников». В этом году за два дня нас посетили 15 тысяч человек. Часто приезжают телевизионщики и блогеры, снимают передачи. Раньше высокий сезон был только летом, а сейчас — и зимой.

«За VR-туризмом — будущее»

Алексей Лесниченко, Москва

учредитель группы компаний по XR-технологиям, генеральный директор IT-компании Vizzion, VR-разработчик
Наша компания занимается внедрением технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности, а также интерактивных и 3D-решений в различные сферы бизнеса. В туризм мы пришли около трех лет назад, после того как опробовали VR-технологии в других направлениях. Сейчас мы размещаем VR-шлемы в номерах более чем 40 отелей по всей России (от Москвы до Владивостока), а также Испании и в будущем — ОАЭ. Гости отеля могут пользоваться ими в развлекательных и информационных целях, то есть фактически получают VR-аттракцион прямо в номер.
Надев шлем, они могут узнать о достопримечательностях, кафе, ресторанах и других развлечениях неподалеку, а также поиграть в игры, посмотреть видео и фильмы в виртуальном кинозале.

Еще одно перспективное направление, в сторону которого потихоньку движется мир, — VR-туры по отелям. Турист приходит в офис туроператора и вместо изучения привычных буклетов и фото надевает шлем, видит «живую» картинку, «прогуливается» по отелю и окрестностям, слушая аудиогид и просматривая метки с дополнительной информацией. Полное погружение особенно важно, когда бронируешь номер в незнакомом месте. Пока эту технологию не используют массово, поскольку создание контента для VR — дело довольно дорогостоящее. Профессиональные видеокамеры стоят от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Специалистов, которые будут снимать и монтировать видео, заниматься постпродакшеном и готовить финальный продукт, можно пересчитать по пальцам. Туроператоры вложились бы в это направление, если бы цифры убедили их в неоспоримом коммерческом эффекте. Но, чтобы собрать статистику, нужно внедрить технологию в массовое использование. А сами IT-компании не готовы выступать в роли инвесторов и предоставлять услуги бесплатно — опять же, из-за их высокой стоимости.

Создавать туры можно не только по отелям, но и по музеям, городским достопримечательностям, национальным паркам и другим местам отдыха. Думаю, в ближайшие три-пять лет VR-технологии войдут в повседневную жизнь, шлемы будут дома практически у каждого. Тогда спрос на VR-контент повысится, и этот сектор экономики станет интересен бизнесу. Появится новое направление — виртуальный туризм. Можно будет не выходя из дома вместе с другими туристами и гидами путешествовать по всему миру. Это комфортно, безопасно и экологично, но, главное, дешево. Вы платите условные тысячу рублей за контент вместо 200 тысяч за тур и получаете полное погружение. Путешествуя таким образом, вы сэкономите время и нервы, не нанесете вред природе и сократите свой углеродный след. Разве что не сможете вдохнуть воздух места, где вы «путешествуете», — и то, думаю, в будущем эта проблема решится с помощью технологий. За VR-туризмом — будущее.

«Русская кухня в нашей стране фактически экзотика»

Екатерина Шаповалова, Москва

автор методологии и руководитель проекта «Гастрономическая карта России»
Я выпускница Московского лингвистического университета, по образованию — преподаватель английского языка. До 2015 года, то есть более 20 лет, работала в туристической компании в сфере выездного туризма, потом ушла в проектную деятельность и занялась внутренним туризмом. В 2017 году взялась за проект
«Гастрономическая карта России» при информационной поддержке регионов.

В нашей стране более 180 тысяч предприятий питания, но на российской кухне (русской кухне, кухнях народов России) специализируются менее 1% — это не лучшая цифра. Российская кухня в нашей стране фактически экзотика. А все потому, что на рынке HoReCa нет готовых решений. Если кто-то хочет открыть, например, кафе итальянской или паназиатской кухни, то в специализированном магазине можно сразу закупить основы для базовых блюд, десятки видов соусов, специальное оборудование и т. д. Но, условно, ведро брусничного соуса или соуса из черемши для приготовления блюда русской кухни там вряд ли найдется. Индустрия национальной кухни формируется очень медленно, она должна поддерживаться прежде всего государством. Необходимо признать русскую кухню и кухню народов России нематериальным наследием и ввести различные формы господдержки. Тогда и у бизнеса будет стимул сделать упор на национальную кухню.

В российских отелях подают самые разные завтраки — английский, итальянский, американский, континентальный. Русского завтрака в меню нет. За 30 лет новейшей истории России практически каждый россиянин выучил, что такое пицца и брускетта, а про курник не знает. Да что говорить о простых людях, когда даже многим рестораторам приходится объяснять, что в России есть аналог севиче — сугудай — блюдо, которое готовят коренные народы Севера. Даже повара, которые, казалось бы, «свои», энтузиасты «новой русской кухни», рассказывая о блюдах на мастер-классах, на полном серьезе говорят «готовим кашу по типу ризотто», «строганина — это примерно как карпаччо».

В гастрономической сфере бытует стереотип, что наш человек любит все заграничное, но это не всегда так. За время существования проекта мы провели уже 49 фестивалей региональной кухни по всей стране. В общей сложности нас посетили более миллиона человек, и каждый раз гости говорили: «Как это вкусно! Если бы эти блюда подавали в кафе и ресторанах, мы бы обязательно туда ходили». Благодаря таким массовым фестивалям мы развиваем культуру потребления блюд российской кухни, а также стимулируем бизнес к созданию проектов российской кухни.

В 2018 году, после первых восьми фестивалей, которые были организованы в рамках чемпионата мира по футболу, я сформулировала критерии в виде Системы добровольной сертификации объектов гастрономического туризма (Росстандарт). Что такое «Гастрономическая карта России» сегодня? Это мобильное приложение «ГИД Гастрономическая карта России», которое сейчас находится на доработке. В новой версии гида будут представлены гастрономические и кулинарные достижения регионов России, собраны предприятия питания, специализирующиеся на российской кухне. Я хочу показать людей, которые создают ценности нашей страны, а не просто копируют кухни других регионов мира.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:
Анна Алексеева, Элеонора Бауэр, Анна Данилина, Дарья Комова, Мария Макуш, Мария Млекопитаева, Татьяна Почуева, Дарья Решке, Евгения Сутырина, Мария Яковлева