Достоевский не знал, что с ним будет, какой приговор его ждет по «делу Петрашевского». Единственное, что могло отвлечь от тягостных раздумий и приступов страха, — это букет цветов, который он мысленно составлял для избранницы своего одиннадцатилетнего героя. Параллельно он писал в тюремном дневнике: «…мне опять позволили гулять в саду, в котором почти семнадцать деревьев. И это для меня целое счастья».
Почти семнадцать деревьев! Это все, что осталось ему от былого зеленого буйства и цветения природы. Жилые дома как тюрьмы, люди как арестанты, замурованные в своих квартирах-казематах. И никуда не вырваться, некуда бежать. И даже островок безмятежной красоты, с которым были связаны лучшие воспоминания детства, оказался тоже безнадежно загублен. Ведь именно здесь в 1839 году разъяренные мужики убили отца. Младший брат писателя Андрей вспоминал: «Отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за тем, убоявшись последствий, крикнул: „Ребята, карачун ему“. И с этими возгласами крестьяне в числе 15 человек накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним».
Все это случилось среди прекрасной природы под сияющим летним небом. И кто знает, может быть, тот беспросветный мрак, который так страшно потом сгустился в великой прозе старшего брата, тоже родом отсюда, из этих мест, из этого одноэтажного флигеля, который хранит много тайн.
Символично, что и сам Достоевский, уже став знаменитым писателем, не спешил в родительское имение возвращаться. Хотя брат звал каждое лето, да и сам он много раз собирался. А все что-то мешало, не складывалось. Один только раз в 1877 году он приехал проведать места своего детства. Ходил по деревне, шутил со знакомыми стариками, помнившими его маленьким Федей, навестил и пруд, и рощу. Обещал на следующее лето обязательно приехать с женой Анной Григорьевной и детьми, которые еще были маленькими. Но больше — ни ногой.
Недавно дом тщательно отремонтировали, покрасили, обставили старинным красным деревом, которое к семейству Достоевских имеет, конечно, имеет мало отношения — просто такая мебель раньше водилась в дворянских домах среднего достатка, из таких фарфоровых чашек было принято пить чай. С другой стороны, можно понять и музейщиков. Не оставлять же голые стены. Нельзя разочаровывать туристов, приехавших специально посмотреть на место, где провел детство Достоевский. Надо что-то показывать, о чем-то рассказывать. Ведь по сути ничего не осталось от того его дома и жизни. А то немногое, что было, давно вывезено в Москву, на Божедомку, где был первый музей Достоевского.
Но воздух тот же, и виды из окон, и общий контур судьбы был намечен именно здесь, под этим небом, среди этих лип и берез. А церковный звон, доносящийся с колокольни храма Святого Духа, напомнит слова великого писателя и пророка: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив: только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту» («Бесы»).