Top.Mail.Ru
Откуда у отелей «звёзды» и почему иногда три звезды — лучше, чем пять
Партнерский материал совместно с отелем Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Каждый, кто хотя бы иногда бывает в отпуске или ездит в командировки, знает: трёхзвёздный отель в Греции и в ОАЭ — совсем не одно и то же, пять звёзд вовсе не означают тёплого приёма, а у некоторых гостиниц вообще нет никаких «звёзд», но они от этого не становятся хуже. Разбираемся, откуда взялись рейтинги отелей, кто и как их выставляет и по каким параметрам лучше всего выбирать себе идеальный номер
Что значат звёзды отелей
В 2017 году в Сеуле открылся отель Signiel. Он находится в небоскрёбе высотой в 555 метров, лифты там ездят со скоростью 600 метров в минуту. Постояльцы могут заказать трансфер до этого отеля на вертолёте, а в баре гостиницы собрана самая большая коллекция шампанского во всей Южной Корее. Одна ночь в самом дешёвом номере Signiel обойдётся вам примерно в 20 тысяч рублей, а переночевать в самых дорогих апартаментах стоит больше миллиона рублей. Кстати, такие апартаменты занимают целый этаж небоскрёба.

Когда Signiel только открылся, его владельцы и журналисты тут же стали называть его «семизвёздным» — так они решили подчеркнуть, что стандартных пяти звёзд недостаточно, чтобы оценить сервис и роскошь этой гостиницы. «Мы знаем, что на самом деле семизвёздных отелей не бывает, — объяснял генеральный менеджер Signiel Мортен Андерсен. — Но мы хотели показать, что мы выше общепринятых оценок».
Владельцы Signiel назвали его «семизвёздным» — так они подчеркнули, что стандартных пяти звёзд недостаточно, чтобы оценить сервис и роскошь этой гостиницы
Новый отель в Сеуле — далеко не единственное заведение, «присвоившее» себе семь звёзд. Такие есть и в ОАЭ, и в Китае. Но на самом деле звёзды, которые гостиница «назначила» сама себе или которые ей «присудили» журналисты, по большому счёту, ничего не значат. Рейтинги отелям присваивают эксперты из специальных организаций. В некоторых странах, чтобы инспектировать отели, нужно получить лицензию от государства. В других местах этим занимаются частные компании, заслужившие доверие клиентов. Например, в США одним из самых престижных рейтингов считается рейтинг Американской автомобильной ассоциации. Он присваивает заведениям не звёзды, а бриллианты. Чтобы попасть в рейтинг, ресторан или отель должен направить заявку. Проверяющий приходит инкогнито и без предупреждения, а позже владельцы заведений узнают о своих результатах.

В рейтинг Американской автомобильной ассоциации попадают только те отели и рестораны, которые инспекторы сочли достойными. На сегодняшний день это около 30 тысяч заведений с рейтингом от одного до пяти бриллиантов. При этом, чтобы получить хотя бы один бриллиант, гостиница должна соответствовать довольно высоким стандартам.
Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Left
Right
Почему отели с одинаковыми рейтингами такие разные
Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Единой мировой системы, которая могла бы объективно оценить все существующие отели, не существует. Например, в США наравне с ААА большим доверием пользуется рейтинг Forbes Travel Guide, который существует с 1958 года. Кроме Штатов, эксперты компании путешествуют по отелям 42-х стран, претендующим на место в рейтинге. Как и инспекторы ААА, они прибывают без предупреждения и действуют анонимно.

Участие в рейтингах и получение оценок — добровольное решение владельцев отелей и ресторанов. Можно вообще не приглашать к себе экспертов и жить без звёзд и бриллиантов. Многие заведения так и делают, но на своих сайтах пишут «пять звёзд», чтобы привлечь туристов. Так что, если вы видите, что гостиница хвастается звёздами, коронами или бриллиантами, это ещё не значит, что она получила признание независимого эксперта.
При этом в разных частных компаниях по оценке отелей работают разные правила и критерии. Отель сам выбирает, в какую фирму ему обратиться за выставлением рейтинга, — примерно так же любой человек может принести ювелирное украшение к нескольким разным оценщикам и услышать от них разные суммы.

В каждой стране есть свои компании, оценивающие отели. В Великобритании один из самых престижных рейтингов — рейтинг Автомобильной ассоциации Британии. Его придумали в 1912 году. Сотрудник ассоциации Стенсон Кук рассказал, что когда-то продавал бренди, и предложил: а что, если оценивать заведения при помощи звёздочек — ставить от одной до трёх в зависимости от комфорта и безопасности?
Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Каждому, кто когда-либо покупал бренди, такая классификация знакома — так оценивается и этот напиток.

Долгое время эксперты из Автомобильной ассоциации Великобритании оценивали отели и рестораны по трёхзвёздной системе, и только в 2007 году перешли на пятизвёздную — к этому моменту большинство компаний сделали своей высшей оценкой «пять звёзд», и сотрудники ассоциации решили не вводить клиентов в замешательство.

«Бесполезно гадать, почему в разных странах действуют разные системы оценки отелей, — говорит Марианна Королёва, эксперт по классификации отелей Premier-Deal Hospitality. — Это то же самое, что спрашивать, почему в разных странах разное законодательство. Главное — что по сути системы оценок в разных местах и разных компаниях устроены похоже. Главные показатели для них — площадь и наполнение номеров, количество предоставляемых услуг, аутлеты — рестораны, бассейны и т. д.»
И всё-таки, как объясняет Королёва, не существует универсального, «самого правильного» рейтинга, так же, как не существует и международных стандартов для отелей. Более-менее универсальную оценку заведения можно узнать, посмотрев его «народный» рейтинг — например, на Booking.com или TripAdviser. Там оставляют отзывы гости из разных уголков мира, а баллы, которые они выставляют отелю, складываются в среднее арифметическое. Для многих гостиниц высокая оценка на таком сайте сегодня не менее важна, чем рейтинг от престижной компании. Многие стараются улучшить условия в своём отеле именно для того, чтобы поднять свой балл на Booking.com.
Как оцениваются отели в России
В некоторых странах нормы для оценки отелей устанавливает государство, оно выпускает законы и постановления о том, как классифицировать заведения. Такие нормы есть, например, в Бельгии, Дании, Греции и Италии. Россия — тоже одна из таких стран. У нас действует постановление правительства «Об утверждении порядка классификации отелей», и в нём подробно описано, каким критериям должны соответствовать заведения с разным рейтингом.

«Эксперты по оценке отелей — это сотрудники организаций, аккредитованных государством, — говорит Марианна Королёва. — Законодательно требования к таким экспертам нигде не обозначены. Но компании предпочитают работать с опытными отельерами, которые на собственном опыте разобрались в гостиничном бизнесе». Как объясняет Королёва, оценка каждого нового заведения — объёмная работа. Нужно понять, соответствует ли гостиница тому количеству звёзд, на которое претендует, а также провести оценку всего заведения в баллах и отдельно — балльную оценку номеров и персонала. Всё это фиксируется в протоколах, которые подписывает эксперт и представитель гостиницы. Позже данные загружаются в Федеральный реестр туристических объектов.
Dom Boutique Hotel в Санкт-Петербурге
Чтобы присвоить гостинице определённое количество звёзд, эксперт подсчитывает совокупность результатов по разным показателям. Например, чтобы получить пять звёзд, отель должен в сумме набрать 76-104 балла, четыре звезды — 57-75 баллов, три звезды — 45-56 баллов (это относится к отелям, в которых не больше 50 номеров; для более крупных гостиниц действуют другие правила).

Баллы присуждаются номерам в зависимости от того, что в них есть, а чего — нет. За напольное покрытие номер может получить от 1 до 3 баллов (в зависимости от качества покрытия), если в ванной комнате есть табурет — за это присуждается один балл. Если в номере есть банный халат, это приносит ему сразу два балла.
Когда дело доходит до ваших вкусов и вашего комфорта, никакие эксперты и рейтинги вам не помогут
В законе есть несколько приложений, они подробно регламентируют, что должно быть в номерах и гостиницах разных категорий. Но даже такая продуманная система позволяет лишь условно оценить заведение — ведь всегда остаются такие параметры, как «уют» и «душевность», которые сложно поддаются измерению и очень субъективны. При этом даже идеальная гостиница не может получить пять звёзд, если в ней нет внутреннего радиовещания и трансляции музыки в лифтах. Казалось бы, далеко не каждому гостю нужно, чтобы в его комнате играло радио. Но из-за такой мелочи гостиница может получить на одну звезду меньше.

Эксперт по оценке отелей Марианна Королёва советует: если хотите выбрать отель своей мечты, читайте отзывы посетителей, внимательно читайте описание отеля и доверяйте собственной интуиции. Когда дело доходит до ваших вкусов и вашего комфорта, никакие эксперты и рейтинги вам не помогут. Потому что лучший эксперт в этом — вы сами.
Текст: Юлия Дудкина
Выпускающий редактор: Юлия Любимова
Корректор: Наталья Сафонова
Фотографии: Dom Boutique Hotel
© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru