ПО РОССИИ
с любовью
Алекс Дубас 
 Вдруг пришли поезда 
Путешествие
С РЖД
Алекс Дубас
теле- и радиоведущий, писатель,
автор книги «Моменты счастья»
Поезд — не просто способ попасть из одной точки в другую. Это и временный дом на колесах, и место для отдыха, созерцания, новых знакомств и впечатлений. Порой и сам тип такого перемещения под стук колес может стать причиной и целью поездки. Теле- и радиоведущий, писатель Алекс Дубас делится своими историями из путешествий на поезде, а куратор развития туризма в РЖД Елена Ракова раскрывает секреты создания больших и маленьких железнодорожных туров
АЛЕКС ДУБАС О ПУТЕШЕСТВИЯХ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ВДРУГ ПРИШЛИ ПОЕЗДА

Даже мой папа, вечный перестраховщик, говорит: зачем ты так рано собираешься на вокзал? Ну что ты будешь полчаса бродить по платформе? Что ему ответить? На вокзале и вправду особо нечего делать. Но именно в этом весь смысл! Дел больше нет. Суета покидает вас. Не надо больше никому отвечать в общих чатах, согласовывать сроки, что-то обещать. Все. Еще даже не на вокзале, а на пороге собственной квартиры вы уже — путешественник, ваш путь начался. Вот прямо от двери дома и до Владивостока. Сейчас вы перешли в иную реальность, где вы — зоркий наблюдатель. Выбирайте себе книгу или журнал в ларьке на вокзале, покупайте снеки, которые вас порадуют в дороге. Ничего не делать и быть просто зрителем — настоящая роскошь в наше время.


Есть железнодорожные маршруты, которые сами по себе могут стать целью путешествия. Но даже если вы едете по делам, то поезд — это ведь не только способ попасть из одной точки в другую, но еще и особенное удовольствие.

Протяжный сигнал, проводник, подающий знак для отправления, поезд сначала сдает немного назад перед началом движения вперед, потом, набирающий обороты, перестук колес и медленно уплывающий перрон… Приключения начинаются!

Пол Теру, любимый мною писатель, автор нескольких книг о путешествиях на поездах, очень точно подметил, что, как только вы входите в купе, вами овладевает непреодолимое желание спать. Вероятно, причина этому — гипнотическое движение поезда, своего рода медленное покачивание, похожее на танец великана. Еда, сон, чай, снова сон. Словно вы вернулись в детский сад.

Поезд — теплый, яркий и безопасный мирок посреди стремительной и опасной ночи. Передвигаясь между вагонами, вы нажимаете кнопку, которая открывает дверь, и — пи-и-ип! — внезапно оказываетесь снаружи, в громыхающей тьме, а воздух такой холодный, словно вас скинули в ледяное озеро. Осторожно наступаете на две покрытые снегом стальные пластины, дотягиваетесь до кнопки на другой стороне. Пи-и-ип! Снова тепло, свет и безопасность. Словно в открытом космосе побывали. «Интересно, есть ли у космонавтов пижамы?» — задается вопросом Пол Теру.

Важное составляющее железнодорожных приключений — попутчики. Вы, конечно, можете отгородиться от них книгой или стенами персонального купе, но никогда не узнаете, что важного можете упустить. Вокруг пассажиры всех классов, национальностей, возрастов. В течение ближайших суток или даже дней, эти совершенно чужие друг другу люди — неразлучны. Потом они расстаются, чтобы никогда больше не встретиться, и каждый идет своим путем.

Я вам расскажу две веселые истории, которые случились со мной в поезде. Одна произошла, когда я был в купе совершенно один, а другая — с попутчиками. Нужно быть осторожными, ведь рядом с вами могут оказаться абсолютно разные люди со своими странностями и привычками. Итак, вот что приключилось по пути в Самару:

— Какое-то у вас лицо знакомое! — поприветствовала меня улыбающаяся парочка лет ста двадцати, если сложить их возраст.

Мои соседи по купе гостеприимно улыбались и сразу предложили присоединиться к чаепитию. Во главе стола, в окружении печенья, вафель и чашек, переливалась янтарем внушительная стеклянная банка с медом. На мою тщеславную версию, что, возможно, они знают меня по телепрограммам, соседи разочарованно развели руками:

— Жаль… Но вы все равно садитесь. Хоть согреетесь немного… Так значит, вы не наш, не медовик?

— Не… кто, простите?

— Ну вы выглядите как пасечник. Лицо у вас такое… наше, будто вы пчел разводите.
Тут бы мне насторожиться, но я по глупости задал вопрос (тот случай, когда профессия журналиста лишь усугубила ситуацию):

— А какие бывают породы пчел?

И потекли, посыпались, полетели на меня факты, истории и прочая медовая информация. Ее ручеек превратился в поток, а поток — в цунами. Я узнал, чем отличается кавказская пчела от итальянской. Чем примечательна порода «бакфаст». Понял, в чем ценность пчелиного воска. Представил, как выглядит трутень. Выяснил, почему матка называется маткой. Посочувствовал рабочим пчелам. Узнал, что рейтинг пчел оценивается по длине хоботка, ройливости и злобливости (совсем как у людей). Чем отличается перга от пыльцы и вместе они — от прополиса? Сколько в них витаминов? Твердо обещал употреблять маточное молочко для нормализации давления и от бесплодия…

Обнаружил я себя утром, на привокзальной площади в Самаре, у прилавка магазина «Дары пчелы» в доброжелательной очереди людей с тихими глазами, будто бы смазанными янтарной пленкой башкирского меда.
Люди, разводящие пчел, — особенные. Другие. Иные. Да и люди ли? Возможно, высшие существа — пчелы — их поработили… Но они так же путешествуют в поездах по ярмаркам меда необъятной страны, и, вполне возможно, однажды вы встретитесь с ними.

Но и без спутников нам гарантированы волнительные переживания. Ведь самый интересный попутчик — вы сами. Бывает так, что в вагоне-ресторане вы намазываете на хлеб вологодское масло и долго смотрите в окно — в ясный день ранней весны. Вагоны ярко освещены солнцем и наполовину пусты. Или, наоборот, за окном вечерние зимние сумерки, а ваш состав тем временем медленной точкой ползет среди всей этой красоты. Мимо проносится равнина, или вы видите рядом с железнодорожной насыпью чащу из застывших ветвей, и обледенелые вязы напоминают мачты с обрывками призрачных парусов. Или среди сугроба вы по дыму из трубы обнаруживаете жизнь в добротном деревянном домике и отчетливо представляете себе, как там сейчас уютно. Вы точно знаете, какие репродукции висят на стенах в этом доме, и «видите» кружево салфетки, прикрывающей экран телевизора. В какой-то момент вы даже хотите поменяться с хозяевами этого дома местами.
Жить тихой, размеренной жизнью. Набирать воду из колодца, а летом — из ручья. Но минуту спустя ваш жизненный опыт напоминает вам, как вы ребенком рыбачили с дедушкой возле железнодорожного моста и как вглядывались в светящиеся огни купе проходящего поезда и мечтали оказаться на месте пассажиров.
«Там хорошо, где нас нет», — вы мысленно изрекаете известную истину и уноситесь вдаль по шпалам собственной памяти. И эти картинки проходят перед вами параллельно пейзажу за окном. Как в детстве высовывались из окна поезда, подставляю голову ветру, пока глаза не начинали слезиться. Как сидели с однокурсниками в тамбуре с гитарой и яблоками. Как покупали горячие пирожки и ведро сливы у бабушки на полустанке.

И тут вдруг до вашего сознания доходит, что вы в самом деле находитесь в пути. Вот прямо здесь и сейчас. Здесь и сейчас — это то состояние, к которому призывают нас мудрецы всех религий. И этот поезд, в котором вы сейчас едете, он как метафора путешествия по этапам жизни, которая состоит из смен повседневных событий и неожиданных происшествий.
Кстати, о происшествиях. Я обещал рассказать еще об одном забавном случае в поезде, когда я оказался в купе один.

Я и не предполагал, что они выкупят для меня купе СВ целиком. Эти добрые люди, организаторы книжной ярмарки в Казани, на которой запланировано мое выступление, сказали лишь, что купят мне билет на поезд.
Нет, конечно, я не сопротивлялся, когда проводник проводил меня внутрь, но размышлял, что если бы я сам покупал себе билет, то «такую лишнюю роскошь» себе бы не позволил. Ехать-то всего ничего: прощаешься с Москвой поздним вечером, а ранним утром ты уже в столице Татарстана. Ну ладно: место в СВ, но выкупать целое купе — зачем?

«Пусть это будет приятным бонусом», — решил я про себя и стал изучать содержимое своих временных владений. Мне предлагался многоразовый халат, одноразовые тапочки, зубная паста, к ней зубная щетка, маска для сна, кипа журналов, газета «Гудок», печенье, вода с газом и без, вафли с земляничным вкусом, ложка для обуви, расческа, иголки с нитками и два пульта: от телевизора и видеоигры.

Мое увлекательное занятие прервал стук в дверь. Проводница зашла спросить, что я предпочитаю на ужин? Мои, по-прибалтийски несколько затянутые, размышления — рыба или мясо — она прокомментировала:

— Возьмите и то, и другое. Вам полагается два ужина. Поскольку билета выкуплено-то два.

Спустя час, не спеша расправляясь с лососем и просматривая фильм с Евгением Леоновым «Джентльмены удачи», я почувствовал себя очень одиноко: такой грустный принц, заточенный в роскошном замке. Мне хотелось разделить этот уютный ужин под перестук колес хоть с кем-нибудь: с женой, с другом, со случайным попутчиком за интересной беседой, в конце концов.

Одолела бессонница, книги не было, я ворочался и не мог уснуть всю ночь. Фоном шло кино, опять же с Евгением Леоновым, «Зигзаг удачи». Потом «Слезы капали» с ним же. Это была ретроспектива лучших фильмов с участием знаменитого артиста.

Когда я окончательно сдался и понял, что не засну этой ночью, было уже семь утра. Брезжил рассвет. Поезд через сорок минут прибудет в Казань. Я начал делать утреннюю гимнастику. И тут Бог услышал мою просьбу. Он, конечно, немного запоздал с ее реализацией, но исполнил все в точности: теперь я не был одинок.

С нашим поездом поравнялась пригородная электричка. Они шли параллельно две минуты. Но какие же это были долгие две минуты!
Прямо напротив окна моего купе оказалось окно электрички. Она переполнена. Люди едут на работу в большой город. В вагоне не протолкнуться. Везунчики сидят на скамейках, стоящие — гроздьями повисли на поручнях. Все эти люди пристально, с утренней строгостью смотрят на меня и только на меня. Сидевший на коленях у женщины ребенок показывает на меня пальцем и что-то спрашивает у нее. Даже не хочу думать, что она ему ответила.

Я стою перед ними в распахнутом халате и по инерции делаю зарядку: руки перед собой, вверх, в стороны, вниз. За спиной работает телевизор. Там идет фильм «Кин-дза-дза». Как раз в момент, когда окна поезда и электрички сблизились, артисты Леонов и Яковлев присели и сказали: «Ку!» Это фрагмент очень емко и красноречиво описывает ситуацию, в которой я оказался.

Сначала я хотел было объясниться, показать извиняющимися жестами этим строго на меня смотрящим людям из электрички: «Это, мол, не я, это мне купили билет, сам я не…», но это было бы еще более нелепо, чем то, что они видели сейчас.

Затем меня посетила спасительная мысль: задернуть шторы. Немного трусливый выход, согласен, но зато можно было покончить со всем разом. Но шторы не поддавались. В роскоши обстановки наконец-то обнаружен изъян. Усатый мужчина в кепке злорадно улыбался мне. Ребенок опять что-то спросил у мамы. На этот раз ему отвечали уже несколько человек.

Еще там стояла одна красивая девушка с рюкзачком (что ей понадобилось спозаранку в Казани?), перед ней мне было неловко больше всего. У нее был такой понимающий, сочувствующий взгляд… Отчего-то мне хотелось именно ей все объяснить и посмеяться вместе над ситуацией.

Видите, как много проходит мыслей и происходит событий за считанные минуты? Я сорвал гардину (или как это называется в поездах) для шторки. Она упала и свалила открытую бутылку с водой на подушку.

Девушка достала телефон и начала меня фотографировать. Я запахнул халат. На полустанке электричка наконец-то начала притормаживать. Окно с пассажирами осталось позади. Актер Леонов сказал в телевизоре:

— Не-ет, ты тоже пацак. Ты пацак, ты пацак и он пацак. А я чатланин, и они чатлане! Так что ты цак надень и в пепелаце сиди, ясно?

Смешная история. Та девушка впоследствии оказалась как раз организатором моего выступления в Казани. Именно она выкупала мне купе. И фотографировала она меня через стекла, потому что узнала и решила потом порадовать. Собственно, ей это удалось. Пожалуй, это один из самых неожиданных моих снимков. И случиться он мог только в поезде.

Порой в самом путешествии важно не столько место назначения, сколько само время, проведенное в дороге. Долгий путь в неизвестность, предвкушение и проживание новых эмоций и впечатлений, которые делают жизнь насыщеннее и интереснее.

У меня был эпиграф от Ильи Лагутенко, но мне почему-то захотелось поставить его в конец, потому что его строчки — идеальный саундтрек в унисон перестуку колес железной дороги:
И ушли поезда
Увезли в другой край
От тебя далеко, далеко, далеко
Лай-лай-ла-ла-ла-лай
ПУТЕШЕСТВИЕ С РЖД
Елена Ракова
куратор развития туризма в РЖД
О «втором дыхании» железнодорожного туризма
За последние два-три года внутренний туристический рынок в целом и железнодорожный туризм в частности получили мощный стимул к развитию в новом современном формате. Этому способствовало и содействие правительства РФ, и закрытие границ, и переориентация бизнеса на внутренний сегмент и так далее.
Сейчас поездки на туристических поездах по определенным маршрутам — это комплексные, продуманные до мелочей продукты. Поезд становится настоящим отелем на колесах. Сервис предусмотрен и в поезде (питание, интернет, мультимедиа), и во время наземной программы (трансфер, активности — от покорения горных вершин до посещения виноградников у моря). Путешествие таким образом начинается с момента отправления туристического поезда по маршруту. С изменением предпочтений туристов и развитием новых сервисов улучшилось и предложение. Сегодня путешественник всецело окружен вниманием во время поездки. Вырос уровень обслуживания для комфортного и безопасного пребывания на маршруте и оперативного решения возникающих вопросов в онлайн-режиме.
Как создаются маршруты
Создание маршрута начинается с идеи, которая возникает у РЖД, пассажиров, перевозчиков или туроператоров. Затем нужно оценить потенциальный туристический поток и готовность объектов туристической инфраструктуры (парков, музеев, гостиниц, кафе и ресторанов). Следом продумывается схема состава поездов, готовится проект расписания их движения. Важнейший этап — программа туристических мероприятий, работа с региональными туроператорами, туристско-информационными центрами. После того как проект утвержден, наступает время подготовки медиаплана рекламной кампании. Поезд перед запуском проходит приемку специальной комиссией, а весь проект «обкатывается» перед тем, как организовать запуск поездов. Наконец, особое место занимает получение обратной связи от туристов и корректировка деталей маршрута.
Кто создает путешествия с РЖД
В команду входят около 15 человек во главе с заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрием Пеговым. В Департаменте пассажирских перевозок компании, где я являюсь первым заместителем, создан специальный отдел по развитию туризма. Аналогичные подразделения были созданы и в оргструктуре АО «ФПК» и других перевозчиков. Большую работу делает, конечно же, ООО «РЖД Тур».
По каким критериям туристы выбирают направления путешествий
Успех продукта на рынке туристических услуг определяется прежде всего пониманием спроса. Больше трети пассажиров самым важным фактором при выборе назвали стоимость тура. Вторым и третьим критериями стали наличие в регионе моря и большого количества историко-культурных достопримечательностей.
Конечно, подбирая для себя тур, путешественники обращают внимание на безопасность направления и хорошие отзывы о курорте в интернете, а также длительность переезда.
Российские железные дорогие знают потребности и предпочтения туристов и уже сегодня предлагают 35 туристических маршрутов по более чем 40 регионам РФ. Среди них — поездки, ориентированные на отдых у моря, пешие прогулки по городским или природным достопримечательностям, например по Псковскому кремлю или к карельским скалам. Множество направлений приурочены к праздникам или природным явлениям (например, цветение тюльпанов в Калмыкии или северное сияние). В 2023 году появится возможность съездить к виноградникам у моря.

О разработке экскурсионных программ
и подборе гидов
Перед запуском каждой новой программы команда проекта выбирает самые интересные и красивые локации, прорабатывает тайминг, чтобы времени на их посещение было достаточно.
Важную роль играет выбор партнера — принимающей компании. А так как «лицом к лицу» с туристами работает, в первую очередь, гид-экскурсовод, правильный подбор такого проводника — половина успеха программы, ведь именно он может рассказать об истории и жизни своего города или региона так, чтобы гостям захотелось приехать туда еще раз.
О дальнейших планах
развития проекта
На конец 2022 и на 2023 год готовятся к запуску новые маршруты.

  • «Уральский экспресс» — из Екатеринбурга в Музейный комплекс военной и гражданской техники и обратно. Четвертый квартал 2022 года.
  • «К виноградникам у моря» — из Москвы в Тамань и Новороссийск. Второй квартал 2023 года.
  • «К северному сиянию» — из Москвы в Петрозаводск, Мурманск и Вологду и другие маршруты.
Елена Ракова
куратор развития туризма в РЖД
О «втором дыхании» железнодорожного туризма
За последние два-три года внутренний туристический рынок в целом и железнодорожный туризм в частности получили мощный стимул к развитию в новом современном формате. Этому способствовало и содействие правительства РФ, и закрытие границ, и переориентация бизнеса на внутренний сегмент и так далее. 
Сейчас поездки на туристических поездах по определенным маршрутам — это комплексные, продуманные до мелочей продукты. Поезд становится настоящим отелем на колесах. Сервис предусмотрен и в поезде (питание, интернет, мультимедиа), и во время наземной программы (трансфер, активности — от покорения горных вершин до посещения виноградников у моря). Путешествие таким образом начинается с момента отправления туристического поезда по маршруту. С изменением предпочтений туристов и развитием новых сервисов улучшилось и предложение. Сегодня путешественник всецело окружен вниманием во время поездки. Вырос уровень обслуживания для комфортного и безопасного пребывания на маршруте и оперативного решения возникающих вопросов в онлайн-режиме.
Как создаются маршруты
Создание маршрута начинается с идеи, которая возникает у РЖД, пассажиров, перевозчиков или туроператоров. Затем нужно оценить потенциальный туристический поток и готовность объектов туристической инфраструктуры (парков, музеев, гостиниц, кафе и ресторанов). Следом продумывается схема состава поездов, готовится проект расписания их движения. Важнейший этап — программа туристических мероприятий, работа с региональными туроператорами, туристско-информационными центрами. После того как проект утвержден, наступает время подготовки медиаплана рекламной кампании. Поезд перед запуском проходит приемку специальной комиссией, а весь проект «обкатывается» перед тем, как организовать запуск поездов. Наконец, особое место занимает получение обратной связи от туристов и корректировка деталей маршрута. 
Кто создает путешествия с РЖД
В команду входят около 15 человек во главе с заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрием Пеговым. В Департаменте пассажирских перевозок компании, где я являюсь первым заместителем, создан специальный отдел по развитию туризма. Аналогичные подразделения были созданы и в оргструктуре АО «ФПК» и других перевозчиков. Большую работу делает, конечно же, ООО «РЖД Тур».
По каким критериям туристы выбирают направления путешествий
Успех продукта на рынке туристических услуг определяется прежде всего пониманием спроса. Больше трети пассажиров самым важным фактором при выборе назвали стоимость тура. Вторым и третьим критериями стали наличие в регионе моря и большого количества историко-культурных достопримечательностей. 
Конечно, подбирая для себя тур, путешественники обращают внимание на безопасность направления и хорошие отзывы о курорте в интернете, а также длительность переезда.
Российские железные дорогие знают потребности и предпочтения туристов и уже сегодня предлагают 35 туристических маршрутов по более чем 40 регионам РФ. Среди них — поездки, ориентированные на отдых у моря, пешие прогулки по городским или природным достопримечательностям, например по Псковскому кремлю или к карельским скалам. Множество направлений приурочены к праздникам или природным явлениям (например, цветение тюльпанов в Калмыкии или северное сияние). В 2023 году появится возможность съездить к виноградникам у моря.
О разработке экскурсионных программ и подборе гидов
Перед запуском каждой новой программы команда проекта выбирает самые интересные и красивые локации, прорабатывает тайминг, чтобы времени на их посещение было достаточно. 
Важную роль играет выбор партнера — принимающей компании. А так как «лицом к лицу» с туристами работает, в первую очередь, гид-экскурсовод, правильный подбор такого проводника — половина успеха программы, ведь именно он может рассказать об истории и жизни своего города или региона так, чтобы гостям захотелось приехать туда еще раз. 
О дальнейших планах развития проекта
На конец 2022 и на 2023 год готовятся к запуску новые маршруты. 

  • «Уральский экспресс» — из Екатеринбурга в Музейный комплекс военной и гражданской техники и обратно. Четвертый квартал 2022 года.
  • «К виноградникам у моря» — из Москвы в Тамань и Новороссийск. Второй квартал 2022 года.
  • «К северному сиянию» — из Москвы в Петрозаводск, Мурманск и Вологду и другие маршруты.
Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"
https://www.rzd.ru/

Дата публикации: 19 сентября 2022