В 1910-х годах в России гремел футуризм. Кто-то встречал его с восторгом, кто-то — с негодованием, но найти равнодушных было сложно — как к поэзии, так и к фигурам поэтов, которые умели ярко одеваться, развлекаться и прожигать состояния. О «Первой олимпиаде футуризма» в Крыму и ее ярчайших фигурах — Маяковском, Северянине, Бурлюке и Баяне — «Сноб» и Winepark рассказывают в очередной части проекта «Солнце в бокале. Невероятные приключения интеллигентов у моря»
СОЛНЦЕ В БОКАЛЕ
«Первая олимпиада футуризма» в Крыму в 1914 году: жизнь на широкую ногу
ЧАСТЬ 1
место действия
время
действующие лица
зима 1914
георгий шенгели
алексей толстой
эмилий миндлин
МАРИЯ ДЕЙША-СИОНИЦКАЯ
николай гумилев
давид бурлюк
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
ВАДИМ БАЯН
ПРА
Симферополь - Ялта - Бахчисарай - Керчь


C именем поэта-футуриста Вадима Баяна связан ряд интересных эпизодов из истории русского авангарда в целом и футуризма и космизма в частности. Одно из таких событий — организация «Первой олимпиады футуризма» в Крыму в январе 1914 года. Предыстория этого турне и подробности его финансирования, описанные в рассказах участников, напоминают литературный детектив с противоречивыми свидетельствами. Например, Игорь Северянин утверждает, что гастроли были предложены самим Баяном, но последний пишет, что идея пришла в голову Северянину, которому из-за богемной «моральной неустойчивости» трудно было самому находить антрепренеров.

Помыкавшись в литературно-концертных сферах, он, наконец, спросил у меня:
— А не найдется ли в Симферополе устроитель, который взялся бы субсидировать наше турне?

Я говорю:

— Желающих найдется много, футуризм — явление модное, но кто будет отвечать перед ними за срывы, если вы их (устроителей) будете так же подводить, как подвели Сологуба? Ведь они меня съедят за то, что я их втяну в невыгодную сделку.

Он завопил:
— Не подведу! Не подведу! Сологуба я не люблю, а вас люблю! — и тут же в сотый раз поцеловал меня (слякотная была привычка)

Из писем Вадима Баяна к литературоведу Борису Смиренскому

По словам Баяна, он уговорил своих симферопольских друзей взять на себя финансирование «поэзоконцертов». Выступать должны были среди прочих сам Вадим Баян, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и Иван Игнатьев, но позже к списку был добавлен Владимир Маяковский. Игнатьев, кстати, на выступлениях так и не появился. 14 января 1914 года он покончил с собой.
… Я на днях познакомился с поэтом Влад. Влад. Маяковским, и он — гений. Если он выступит на наших вечерах, это будет нечто грандиозное. Предлагаю включить его в нашу группу. Переговорите с устроителем. Телеграфируйте…

Игорь Северянин — Вадиму Баяну

Петербург — Крым

Декабрь 1913 года

Не менее, а то и более подробно, чем программа выступления, обсуждался маршрут прогулочного путешествия по самым известным местам Крыма, чтобы занять свободное время, которого до выступления оставалось предостаточно.

Поэты неудержимо рвались в Ялту, которую, как и весь Крым в том году, завалило снегом, а температура опускалась до минус десяти градусов. Взяв приличный аванс, выданный под турне, поэты решили немедленно осуществить поездку. После остановки в Алуште, «скосившись на Гурзуф и обогнув Аю-Даг», черный лимузин по белому шоссе прибыл в замороженную Ялту. Здесь случился небольшой анекдот. Гости немедленно пошли искать развлечений, но нашли только один городской клуб, куда их отказались пустить, поскольку они не состояли в числе участников.

— Мы не можем пропустить в клуб неизвестных людей, — прохрипел подслеповатый старшина.
— Да мы люди очень известные, — возразил Маяковский.
— Вас кто-нибудь здесь знает?
— Нас знает вся Россия, — рассчитывая на культурность старшины, сказал Маяковский.
— Видите ли, хозяин гостиницы «Россия» не является членом нашего клуба, и его рекомендация не может нас удовлетворить, — применяя свой масштаб мышления, ответил ограниченный человек.
— Если тут все такие, то нам тут делать нечего, — вполголоса пробасил Маяковский.

Кстати, в гостинице «Россия» — роскошном отеле в Ялте — Маяковский позже жил не раз во время своих выступлений перед курортниками-пролетариями и даже останавливался в номере, где когда-то ночевал Николай Некрасов. Построенная в 1875 году гостиница стала первым в городе заведением европейского уровня. Финансово в осуществление проекта вложилась даже царская семья. Уже тогда здесь был свой газ, водопровод, фонтаны. По расположению и значимости для путешественников гостиница стала своеобразным центром Ялты: рядом находился фруктовый базар, телеграф и лучшие дачи обеспеченных людей.

Дождавшись утра, вся компания вернулась в Симферополь, откуда по железной дороге устремилась в Бахчисарай, который зимой выглядел так же неприветливо, как и Ялта. По воспоминаниям Баяна, «единственное место, где можно было “отвести душу”, — это шашлычная, но ведь нельзя же все время есть шашлыки!»

Поэты отправились было на вокзал, но ни одного поезда в Симферополь до самого утра не ожидалось. Бросились в город — не нашли ни одного водителя с автомобилем. Впрочем, нашелся один, но у него не было бензина. В конце концов вся компания отправилась в буфет и сосредоточилась на турецком кофе, который пили до самого утра.

Поездка в Бахчисарай отбила у поэтов желание путешествовать по Крыму зимой, и они решили осесть в Симферополе, хотя до первого выступления оставалось еще восемь дней и заняться им было особенно нечем. Футуристы стали жить на широкую ногу: сначала в доме Баяна на Долгоруковской 17, затем в одном из лучших отелей города, гостинице «Европейская», где был лифт, превосходный ресторан и бильярдная. Деньги организаторов тратились с размахом. Как пишет Северянин, «почти ежевечерне мы пили шампанское в “Бристоле”».
31 декабря поэты поселились в «Европейской», а вечером пошли ужинать в Дворянский двор — чтобы посмотреть, как загримированный по совету Маяковского под Вадима Баяна поэт Колпашников будет читать со сцены стихотворение Баяна «Мой триумф». После окончания представления все переместились в банкетный зал. Когда поэты направились к забронированному ими столику, раздался истошный крик какого-то подростка: «Футури-и-исты!!!»

Их стол немедленно окружили организаторы вечера и стали приставать с просьбами читать стихи. Из-за грядущих выступлений в чтении стихов было отказано, но Маяковский согласился выступить с речью. В зале стоял настоящий гвалт: боролись два течения — за и против выступления поэта. Его полосатая кофта, с одной стороны, шокировала, а с другой стороны, вызывала любопытство экзальтированной молодежи и жаждущих ярких впечатлений. Не дожидаясь, пока стихнет шум, Маяковский с импровизированной трибуны начал: «Милостивые государыни и милостивые государи! У вас сегодня два события: Новый год и футуристы…» Эта фраза вызвала уже какую-то неимоверную схватку голосов, и раздосадованный поэт сошел с трибуны и сел за ужин.

Гости не стесняли себя, и, поселившись в отеле, Маяковский внушал Северянину: «Чего ты стыдишься? Требуй заморозить бутылку, требуй коньяк, икру и проч.» Сам он, получив аванс, сменил бедную синюю блузу и галстук-самовяз на розовый смокинг с черными атласными отворотами, купил трость.

Первая олимпиада русских футуристов

Журнал «Арион», номер 1, 1997

Тем не менее от сидячей жизни в гостинице Маяковский и Северянин заскучали, а ходить по людным местам накануне выступления им не особенно хотелось.
Наши вечера скрашивали некая гречанка Людмила Керем, интеллигентная маленькая шатенка, и кафешантанная певица Британова, милая и приличная. Пивали обыкновенно по шести бутылок, закусывая жженым миндалем с солью. Владимир пил очень мало: иногда несколько рюмок, большей частью вина

Из писем Вадима Баяна к литературоведу Борису Смиренскому

Но в конце концов и такие вечера перестали спасать от скуки. Чтобы развлечь друзей, заскучавших в «Баянии» (так Маяковский в шутку называл Крым), Вадим Баян, которому для Маяковского было ничего не жаль, устроил в своей квартире званый ужин. 5 января у него собрались все симферопольские таланты, с которыми он был знаком. Значительное их число составляли литераторы, артисты, художники и представители мира музыки. В центре внимания, конечно, были Маяковский и Северянин. Маяковский был одет в розовый муаровый пиджак, только что сшитый у лучшего портного в Симферополе, и черные брюки. Он почти не садился и переходил из комнаты в комнату, разговаривая с дамами.

За столом Маяковский сидел рядом с сестрой Вадима Баяна — поэтессой Марией Калмыковой. По левую сторону от него расположились Игорь Северянин с дамой. Владимир Владимирович пребывал в хорошем настроении и много острил. Когда на бокал Марии упал с цветочной вазы лепесток розы, Маяковский сказал ей:

— Ваш бокал с моим был бы точен, если бы не был олепесточен.

Варьируя и комбинируя угощения, он надел на фруктовый нож кусочек ананаса и, окунув его в шампанское, попробовал.

Он немедленно предложил своей даме повторить его опыт и восторженно обратился к Северянину:
— Игорь Васильевич, попробуйте ананасы в шампанском, удивительно вкусно!
Северянин тут же сымпровизировал четыре строчки, игриво напевая их своей даме:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Первая олимпиада русских футуристов

Журнал «Арион», номер 1, 1997

Давид Бурлюк, который описывал приключения футуристов в Крыму едва ли не как декадентскую «оргию», замечает: «Два лучших номера в гостинице, открытые счета всех магазинов, автомобильный пробег по южному берегу Крыма с остановкой в наиболее блестящих шантанах и отелях сделали свое дело: кошелек ”поэта” Сидорова стал испытывать волнение — около 15 тысяч жалобно посвистывали из уст ближайших родственников и мамаши ”поэта”». Это, скорее всего, преувеличение, но о значительных тратах Маяковского пишет и сам «добрый, мягкий, глупый, смешливый, мнящий» Баян, как его описывает Северянин.

7 января 1914 года футуристы выступили в симферопольском Театре таврического дворянства. «Холоднее всего был встречен лучший поэт Игорь Северянин», — писал местный журналист. «Более оживленные аплодисменты выпали на долю Вадима Баяна, который говорил так тихо, что его совсем не было слышно». На следующем вечере, 9 января в Севастополе в зале Общественного собрания, поэт уже несколько освоился на сцене и вел себя более раскованно.

Третье выступление было запланировано в Керчи, где футуристы появились 12 января и по своему обыкновению остановились в лучшей городской гостинице — «Приморской».
Обыкновенный «роскошный номер» провинциальной гостиницы. Справа диванчик, перед ним стол, окруженный стульями, слева ширмы. На диване сидит человек в коричневой куртке с бронзовыми плоскими пуговицами, украшенными изображением якоря. У него чрезвычайно длинное лицо. По ту сторону стола, лицом ко мне, сидит другой, в широкополой шляпе, надвинутой на лоб. У него тяжелая челюсть, нахмуренные брови, темные желчные воловьи глаза. Он сидит, отодвинув стул и водрузив на стол ноги; между огромными ладонями тарелка с остатками яичницы. Третий человек стоит посреди комнаты. На нем расстегнутый сюртук, бархатный, зеленый с разводами жилет. У него круглая голова, оттопыренная губа. Он смотрит на меня в лорнет.

Из-за ширмы выходит четвертый: голубоглазый, востролицый, с пышными вьющимися волосами. На нем щегольская визитка, бриллиантовые запонки в манжетках, жемчужные в крахмальном пластроне, из-под жилетки впродоль выреза голубеет муар-лента.
— Вадим Баян, — говорит он приветливо, подавая мне вялую бескостную руку.

Георгий Аркадьевич Шенгели

«Автобиографическая проза»

Выступление в Керчи для «олимпиадников» оказалось последним совместным выходом. Публика приняла их не слишком благосклонно, а таким фигурам, как Маяковский и Северянин, было тесно на одной сцене и в одном творческом направлении. Компания разделилась, и каждая творческая группа направилась по собственному пути.

Дата публикации: 31 августа
WINEPARK — единственное в своем роде многофункциональное пространство, призванное объединять лучшие инициативы для возрождения статуса России как уникального винодельческого региона и стать одним из центров мировой винной культуры. Территория комплекса включает: виноградник, гравитационную винодельню, ресторан и винотеку, уникального робота-сомелье, собственную сыроварню, экспозиционное пространство как в самом здании, так и под открытым небом, парковую территорию.

Концепция Винного парка стремится разрушить снобизм в винной индустрии — именно для этого мы его и создавали. Потому что всегда считалось, что винное искусство — это что-то недостижимое, к чему не прикоснуться.

Каждая бутылка — это целая история. И когда человек это осознает, для него на первое место выходит не только непосредственно вкус, но и ценности, лежащие в основе изготовления вина. Именно для этого был создан Винный парк, у него важная просветительская роль: мы стараемся очень простыми, доступными для всех словами поговорить о виноделии и его истории, о специфике Крымского региона, о российском вине и месте, которое оно занимало и занимает сейчас в мире, и о его дальнейшем пути.

Самвел Саруханян
генеральный директор Mriya Resort & SPA
Дата публикации: 31 августа 2022