![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/1BFD67D4_85B7_4D04_954C_89DCF3AB8CA9_avatar.jpg)
Венецианский номер
![Сергей Николаевич](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8c/2f/8c2f59940050c65e3200babbe27393c3a77d8417ce8d34fa553c22bfebbc486c.jpg)
Началось все с самотека. Кто не знает, есть такой термин, сохранившийся с былых времен редакционной жизни, когда где-то в глухом углу скапливались до потолка разные рукописи и тексты, присланные, как правило, безвестными графоманами. Раз в месяц один из редакторов, засучив рукава, брал на себя скорбный труд разобрать эту гору и даже ответить особенно настойчивым авторам заготовленными фразами типа «вынуждены отказать» или «не входит в планы редакции». Случалось, правда, выудить оттуда и что-то вполне стоящее. Хотя лично я никаких иллюзий по поводу «самотека», бумажного или теперь электронного, не питаю.
И только я собрался захлопнуть присланную мне папку, как натолкнулся на название, знакомое до рези в глазах, — «Смерть в Венеции». Что это? Разумеется, повесть Томаса Манна — чистая классика, которую должен знать каждый, кто считает себя мало-мальски просвещенным человеком. На русский язык впервые была переведена в 1913 году и с тех пор много раз переиздавалась. С какой стати вдруг печатать ее в «Снобе»? Потом увидел имя переводчика — Михаил Рудницкий, известный германист, к тому же сын Константина Лазаревича Рудницкого, одного из главных корифеев отечественного театроведения.
![Иллюстрация к повести «Смерть в Венеции»: Юлия Жукова для «Сноб»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/30/b8/30b87c7908d8dba61fd4cdc90fbdcec298bd8edbf6615ecaafdef5f34c0b8cd7.jpg)
Сказать, что обновленная русская версия «Смерти в Венеции» мне понравилась, будет неправильно. Она меня ошеломила, как и много лет назад. Ну, это как если бы после столовой с пластиковыми подносами тебя вдруг пригласили в дорогой ресторан с белыми скатертями, хрусталем и меню a la carte. И вот ты сидишь, медленно вкушаешь и невольно задаешься вопросом: а надо было тратить столько времени на отечественную словесность, когда есть такая великая проза, недосягаемый Монблан, рядом с которым все будет выглядеть муравьиным копошением?
![Horst P. Horst](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6b/60/6b60995ff9853adae365c7df06d4542c7e13aba5c6050049205d9271c5541d54.jpg)
И я тогда я решил, что, по крайней мере, раз в семь лет мы можем себе позволить перечитать Томаса Манна. Тем более в новом переводе! Считайте, что это литературный детокс. Новая процедура, которую «Сноб» изобрел специально для тех, кто еще не потерял вкуса к процессу чтения и настоящей литературе. Разумеется, в случае с повестью Манна нельзя было пройти мимо великого фильма Лукино Висконти, являющегося лучшей экранизацией литературного произведения за всю историю мирового кинематографа. О нем размышляли самые продвинутые умы, не столько подмечая сходства и различия с первоисточником, сколько погружаясь в глубины философского, исторического и культурного контекста.
![David Bailey](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8f/f8/8ff85e10929fd8bf6dba8857dbb3ee613dee2ae6f3e2fd8752694f07809cd195.jpg)
Такую попытку специально для «Сноба» предпринял и наш ведущий кинокритик Андрей Плахов, который не скрывает, что именно Висконти круто поменял его судьбу, заставив в какой-то момент бросить высшую математику и посвятить свою жизнь кино. Ну а чтобы рассказ об эпохальном фильме был максимально документированным, мы рискнули включить еще и фрагмент из мемуаров исполнителя главной роли Ашенбаха Дирка Богарда, который, кроме всего прочего, оказался еще и хорошим писателем. Его описания съемок фильма и всего, что было после, — это прежде всего элегантная проза, исполненная насмешливой грусти, находчивых наблюдений и какого-то совсем не шуточного стоицизма, который, наверное, и отличает подлинного артиста от комедианта. А в том, что Дирк Богард — великий артист, можно легко убедиться, просто взглянув на портрет, сделанный знаменитым американским фотографом Брюсом Вебером. Я получил его в подарок от самого маэстро много лет назад и счастлив, что теперь нашелся повод напечатать его в «Снобе».
![Bruce Weber](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c7/b7/c7b72885c20a3bbd093b473c74a2b537e55c89895e1b0e303abf28d689d4347c.jpg)
Как это часто бывает, текст такой силы и совершенства, как повесть Манна, не мог не повлиять на структуру номера в целом, отзываясь в других материалах, никак с ним напрямую не связанных. Например, в поисках лица для обложки я случайно набрел в сети на главный хит нынешнего лета «Дико например» в исполнении кумира тинейджеров Фараона. «Сноб» уже писал о нем однажды, но сейчас я будто впервые увидел это бледное лицо, светлые волосы, стянутые в девчоночий хвостик, тяжелую бабушкину шубу в сочетании с массивным «роллс-ройсом» на фоне унылого весеннего подмосковного пейзажа.
![Федор Битков для «Сноб»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f8/6c/f86c07af65eff3d4a0b47c1fda603e69ba7e8a300deabc3215f4dc4b6e6341d3.jpg)
И тут меня осенило: «Это же Тадзио!» Конечно, он не так красив и уже не так юн, как швед Бьорн Андерс в фильме Висконти, но это та самая молодость, которая манит, волнует, смотрит равнодушными глазами и ускользает каждый раз, как только начинаешь к ней приближаться. Фараон все это попытался честно изобразить перед фотообъективом Федора Биткова. И даже для большего сходства надел матросскую тельняшку, но при этом, конечно, остался самим собой, обладателем бесчисленных лайков и миллионной армии фанов, балдеющих от любого его появления наяву или в инстаграме.
![Кирилл Пономарев/Сноб](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d0/42/d0421c53348d65c2505bc29724442d214df635a4e89c0edcf5beb0440931dec2.jpg)
![Кирилл Пономарев/Сноб](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/5c/fe5c0d3d2f5f6614cf0a702d6684040c3863a925859788a6ef810b549dfb67b5.jpg)
![Кирилл Пономарев/Сноб](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/21/8e/218ebc8d603b3ef097135eca6a4f88fe89e574e10d6b4de1e40baf4bf4617032.jpg)
Тема искусства как «антисудьбы», такая важная в творчестве Томаса Манна, неожиданно получила свое продолжение в беседе с известным коллекционером, основателем Премии Кандинского Шалвой Бреусом. Специально по его распоряжению для «Сноба» была устроена однодневная выставка, а сам он выступил в роли гида. Экскурсия проходила в бывшем фойе кинотеатра «Ударник», который так до сих пор и не стал Музеем современного искусства, да и станет ли им — бог весть.
![Борис Захаров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/e8/bbe81300f7e077480936497e88f37b84c96c4154c1de2721f4c35fe7ad017f68.jpg)
![Борис Захаров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e0/f9/e0f962a7d45d4d1704af035c13756d1b8c9b281c9c09bdc35ec1f48fa870bed0.jpg)