За последние два сезона в Карнеги-холл прозвучали многие симфонии Малера. А именно Первая, Четвертая, Пятая, Шестая, Седьмая, Девятая, и Десятая (первая часть).

Не исполнены были Вторая и Третья Симфонии.

Дело в том, что они слишком длинные. Вторая — около полутора часов, Третья — 1 час и 45 минут. Понятное дело, обе эти симфонии занимают все концертное время, они играются обычно без антракта, к ним трудно подобрать какую-то музыкальную пьесу для заполнения времени.

Также крайне редко исполняется Восьмая симфония, так называемая «Симфония Тысячи Участников». Ну конечно, «Тысяча» — это слово условное, там возможно и гораздо меньшее количество исполнителей, но все равно — их очень много. Прикиньте: огромный оркестр, два больших хора, большой детский хор и множество солистов.

И тем не менее одно из последних мест по частоте исполнения занимает Шестая симфония. Не каждый дирижер и не каждый оркестр возьмется за такую музыку. Уж больно она странная, непредсказуемая, несущаяся куда-то вверх — и одновременно вниз, летящая к свету — и одновременно во тьму, к Богу, но в то же время и к Дьяволу.

Самое верное слово для этой симфонии — это чрезмерность, или по- английски excessiveness...

***

Оркестр Баварского Радио нам знаком не понаслышке… в 2021 году мы были на Фестивале классической музыки в Юрмале. И вот там участвовал этот оркестр. И это была история. Как мы все помним, 2021 год Ковида. И оркестру запретили ехать на гастроли в Латвию. А худруком этого оркестра был Марис Янсонс, любимый всеми дирижер, который покинул этот свет в 2019 году. И поездка на Родину Янсонса была задумана как память о нем. Но начальство запретило. А послушные всегда немцы вдруг воспротивились… И поехали в Юрмалу за свой счет.

Сами понимаете, какие это прекрасные люди.

И, да — это прекрасный оркестр! Один из лучших в Европе. Сейчас с 2023 года им руководит один из крупнейших дирижеров современности Саймон Рэттл. О нем много говорить не надо, кому интересно — поройтесь.

Я слышал его в записи много раз, но «живьем» — впервые. Подтверждаю — он великий музыкант.

Дирижер сэр Саймон Рэттл. Фотограф Steve J. Sherman
Дирижер сэр Саймон Рэттл. Фотограф Steve J. Sherman

***

Но вернемся к программе.

Прежде чем говорить об Шестой симфонии Малера — несколько слов о других произведениях, исполненных в этот вечер. Сначала оркестр сыграл пьесу, которую написал Пауль Хиндемит, и которая называется «Рэгтайм: Хорошо Темперированный». Понятное дело, тут сразу намек на Иоганна Себастьяна Баха, автора «Хорошо Темперированного Клавира». Когда началась музыка, выяснилось, что это не только намек на Баха, но и сплошные цитаты его До-минорной фуги из этого самого «ХТК»… Пьеса, забавная, очень короткая, всего три минуты, очень веселая и хлесткая. Хиндемит вдруг открывается совсем с другой стороны: не как очень серьезный и слегка занудный композитор, а как большой шутник и даже пародист. Пьеса эта исполняется крайне редко. Сэр Саймон Рэттл дирижировал и кажется посмеивался.

Далее было исполнено произведение замечательного, но несчастного и невезучего композитора Александра Цемлинского. Его музыка звучит сегодня довольно редко… А ведь какие надежды он подавал, какие немыслимые перспективы открывались! Его в юности горячо поддерживал Иоганнес Брамс, его учениками были Арнольд Шенберг и Густав Малер, его ученицей (и любовницей) была Альма Шиндлер (впоследствии Альма Малер). Он написал много прекрасной музыки в разных жанрах, между прочим, создал 8 опер, которые до сих пор ставятся в разных германских театрах.

Но все-таки ему очень не повезло.

Он умер в одиночестве в маленьком городке Ларчмонте, штат Нью-Йорк, где, кажется, никто и не знал, что он известный европейский композитор. Правда, похоронен он на Центральном кладбище Вены, однако его похороны там произошли в 1985 году — через 43 года после его кончины.

Что касается услышанного нами сочинения под названием «Симфонические песнопения» («Symphonische Gezänge»), у него тоже судьба странная и не очень удачная.

Цемлинский в 1929 году нашел сборник стихов под названием «Африка поет», где были немецкие переводы песен «African– american» поэтов тех времен.

Конечно, немыслимая смесь — венский еврей пишет музыку на стихи чернокожих американских поэтов в переводе на немецкий. Сам того не зная, композитор угодил в сложную комбинацию запретов и предубеждений… которые действуют до сих пор! Он там несколько раз употребляет «n–word» (даже не буду намекать какое это слово, sapienti sat), там есть строки о суде Линча, и о том, что белый Иисус погубил чернокожего мальчика… В общем, сплошная неполиткорректность!

Причем в те годы (еще до германского фашизма) все это было ОК. А сегодня за это легко можно угодить за решетку.

А музыка там хорошая, такая добротная, пряная, псевдоафриканская музыка… Блестящая оркестровка, изысканные мелодии, прекрасный исполнитель-вокалист Лестер Линч, и блистательный Саймон Рэттл дирижировал этой музыкой с большим знанием дела.

Саймон Рэттл и Лестер Линч. Фотограф Steve J. Sherman
Саймон Рэттл и Лестер Линч. Фотограф Steve J. Sherman

Но посудите сами, в смелом и порою безрассудном Карнеги-холле, в котором за многие годы исполнялось немало крамольной (с американской точки зрения) музыки, это сочинение прозвучало впервые.

И мне думается, вряд ли прозвучит в ближайшее столетие. Никому не хочется иметь дело с американскими запретами…

Кстати, замечу очень коротко, вообще-то эту симфонию вполне можно играть без антуража других музыкальных сочинений. Ведь Берлинские Филармоники играли Седьмую симфонию Малера (по размеру примерно равную Шестой) — и больше ничего. Я понимаю, это невыгодно для буфета и каких-нибудь еще Unions, то есть профсоюзов.

Но для зрителей-слушателей — это более правильно.

***

Но пора перейти главному «блюду» нашего меню в тот «вечер» — к Шестой симфонии Малера.

Не буду подробно анализировать музыку. Я уже сделал это более 50 лет назад, желающие могут поискать в Сети какие-то следы моей диссертации. Скажу лишь, что изучал симфонии Малера по записям… «Живьем» его симфонии тогда не играли в городе Ленинграде, где я тогда жил.

Но живое исполнение — это совсем другое дело. И мне довелось слышать и видеть эту симфонию несколько раз, и в Европе, и в России.

Но это недавнее исполнение в Карнеги-холл можно назвать экстра-ординарным.

И очевидно, что для сэра Саймона эта симфония особенно дорога, не зря же именно ее он выбрал для гастролей в США (так же как глава «Берлинских Филармоников» Кирилл Петренко выбрал для гастролей Седьмую симфонию).

В России Шестая симфония Малера впервые прозвучала в 1968 году, в городе Свердловске. С тех пор за нее брались многие оркестры и многие дирижеры в том числе и в России

Сейчас, я уже сказал выше, симфонии Малера играются во всех цивилизованных странах довольно часто. Но Шестая удается не всем. Она считается самой мрачной симфонией на свете.

Здесь есть какие-то загадки.

Почему композитор Густав Малер, которому всего 42 года, пишет такую мрачную и даже страшную симфонию? Ведь у него все хорошо, он недавно женился на любимой женщине Альме, у него родились 2 дочки, он — генеральный мюзик-директор Венской Статсоперы, он стал знаменитым, его знает вся Вена, он суперзвезда и любимец публики. Он хорошо зарабатывает, и его музыка начинает звучать в разных городах и странах.

И тут он сочиняет такую Симфонию, которую боится исполнять сам.

И в то же время он пишет очень мрачный и трагический вокальный цикл «Песнь об умерших детях» на стихи своего любимого поэта Фридриха Рюккерта.

Почему?

Ответ простой. Он был гений и он предвидел все свои горести и трагедии. Гении, как правило, предсказывают свою собственную судьбу. Нет, они не гадают на картах и не ходят к цыганкам. Они просто включают в свое творчество только им известные «воздушные пути», только им понятные знаки и предсказания, только им известные ворожбу и колдовство.

Особенно это касается предсказаний собственной смерти. Ахматова не зря заметила: «Поэты, не предсказывайте свою смерть — сбывается!»

Пушкин написал о смерти на дуэли поэта Ленского — и сам погиб на дуэли. Подобных примеров можно привести десятки… И композиторы, сами того не зная, писали Реквиемы сами себе. Самые известные примеры — «Реквием» Моцарта и Шестая симфония Чайковского.

Только Малер сделал это с отсрочкой на 8 лет. Шестую симфонию он сочинил в 1903 году, а скончался в 1911. Но за эти годы он пережил и смерть дочки, и тяжелые болезни, и измены своей жены.

***

Прежде чем рассказать о симфонии, надо рассказать о Молоте. Молот — краеугольный камень 6-й симфонии Малера. Хотя он ударяет всего два раза (в некоторых редакциях три) но без него этой симфонии просто нет.

Кстати, молот — это действительно такой огромный молоток размером с человека.

И изобрел его сам композитор Густав Малер.

***

Симфония начинается с маршевого ритма. Нет, это еще не похоронный марш. Но очень мрачная музыка. Главная тема — огромный диапазон, и взывающие скрипки. Правда, в этой части есть и вторая, побочная тема, нежная и красивая, как многие утверждают — это тема Альмы…

Но Малер нигде этого не говорил, как часто бывает, это придумали музыковеды. Хотя почему бы и нет — такое прочтение тоже возможно… Любимая женщина и любовь ко всем женщинам мира — в душе творца: эти два чувства сливаются и отождествляются. В первой части идет борьба. Борьба героя симфонии, двойника композитора — с миром вокруг. Но любимая рядом — и пока это его спасает.

Вторая часть — медленная, Andante. Герой погружается в одиночество, музыка тихая и пасторальная, Он слегка убаюкан, слегка утешен, ему кажется, что все будет хорошо. (Между прочим, в некоторых редакциях этой симфонии идет сначала Скерцо, а затем Andante. Но все-таки авторская версия — сначала Andante).

А вот 3-я часть — Скерцо. Конечно, название «скерцо» — в переводе с итальянского «шутка» — здесь совсем неуместно, скорее всего это «злая шутка»…

В этом скерцо нет ничего смешного, только нарастающая, наступающая и неукротимая трагедия. Ангел-жена вдруг преображается… из нее высовывается длинный и ядовитый язык.

И вот — Финал. Один из самых страшных финалов во всей симфонической музыке последних столетий. Кажется, мир распадается на наших глазах, и вместе с ним распадается и расчленяется наш герой. Мы видим его физическую смерть, страшную, болезненную, грозную и беспощадную.

И вот тут вступает Молот, о котором я только что рассказал. В том исполнении, которое мы слышали, было два удара молота. Иногда, в разных редакциях их три. А в первоначальной версии их было пять. Но потом Малер уменьшил это число. Но даже три удара Молота — это очень страшно.

Я не знаю, читал ли Малер книгу «Молот Ведьм», средневековый трактат, о том, как надо бороться с ведьмами.

Но Молот, придуманный им — это явно мистический инструмент, чтобы избавиться от нечистой силы, чтобы изгнать дьявола.

Я впервые слышал Молот такой мощности. Это как удар гигантской пушки, когда кажется, что сейчас рухнут потолок и стены…

Причем это невозможно воспроизвести в звукозаписи. Представьте себе, вы слушаете музыку, ну, скажем, на средней громкости… И вдруг удар, который в десятки раз громче. Я не думаю, что самая современная аппаратура может на несколько секунд стать на десятки децибел сильнее, а потом вернуться в прежнее состояние. Но пусть специалисты меня поправят.

И я ждал третьего удара. Но он не случился. Может быть, и не надо. И Слава богу, что не случился!

Ведь три удара — это три предсказания, как считают многие исследователи Малера, три ужасных события в его судьбе: его изгнание из Венской оперы, смерть его старшей дочери и, наконец, его собственная смерть, случившаяся после тяжелой болезни сердца…

И да, конечно, Малер был между двумя страшными опасностями, между давящими его с двух сторон обстоятельствами. Наверное, тут будет уместно вспомнить Сциллу и Харибду, но еще точнее — это молот и наковальня. С одной стороны — его служба, его чудовищные оперные начальники, это псевдо-светское венское общество, которое издевалось над ним, их открытый антисемитизм.

А с другой стороны, его, как ему казалось, ангел-жена, которой он посвятил столько прекрасной музыки (например, великое Adagietto из Пятой симфонии) столько невероятных нежных и трогательных писем.

И именно эта жена из ангела превратилась в чудовище, она изменяла своему мужу прямо у него на глазах.

Именно из-за нее он умер в 51 год.

И это все он предвидел и почувствовал. И написал эту «чрезмерную» симфонию.

***

Вот эту симфонию сыграл потрясающий оркестр Баварского радио под управлением сэра Саймона Рэттла…

Дирижер сэр Саймон Рэттл. Фотограф Steve J. Sherman
Дирижер сэр Саймон Рэттл. Фотограф Steve J. Sherman

(В скобках замечу - дирижеру было непросто. Впервые в жизни я увидел, как после окончания 2-й части дирижер сошел с подиума, взял бутылку воды, отвинтил крышку, и минуты 3 пил воду, и тяжело дышал. Зал сочувственно помалкивал).

После окончания симфонии зал долго стоял и аплодировал. Оркестр кланялся и благодарил, дирижер поднимал для поклонов всех солистов.

Но после симфоний Малера нет и не может быть «бисов».

Все тихо расходятся, медленно идут (или едут) домой, и у них в сердце находится Малер, у них в сердце живут отклики этой невероятной музыки…