Вадим Рутковский: Пингвины и развратники. «Золотая Маска» возвращается
Осенью 2015-го вокруг респектабельной «Золотой маски» разыгрался неожиданный скандал — всё из-за неуклюжего (это как водится) вторжения минкультовских чиновников в формирование экспертного совета премии и фестиваля. Прогрессивные критики пошумели — в пределах политической корректности, разумеется, не покушаясь на голову одиозного министра. Чем в итоге лишь обеспечили 15 минут славы самой, скажем так, неоднозначной экспертше, носящей старинное римское имя: до бунта критиков я понятия не имел о существовании такой фаворитки Минкульта, теперь же она предстает в моем воображении кем-то вроде Елены Ямпольской — страстной дамой средних лет с блестящим православным крестом на высокой пышной груди. Надеюсь, дальше этих фантазий история с новым советом не пойдет, фестиваль не сдуется и через год я буду с неменьшим удовольствием сочинять гид по 22-й «Золотой маске» — как делаю это сейчас по 21-й. Потому что, при всех возможных претензиях к любым решениям любых советов, программа фестиваля близка к донжуанскому списку: «Между ними есть крестьянки, есть мещанки, есть дворянки, есть графини, баронессы, есть маркизы и принцессы — словом, дамы всех сословий, всех примет и всяких лет».
1. «Дон Жуан» Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского 12 февраля
Конкурсная программа «Маски» начинается 4 февраля гастролями «Пиковой дамы» Самарского театра оперы и балета. Спектакль, поставленный Михаилом Панджавидзе под музыкальным руководством Александра Анисимова, покорил экспертный совет здоровым консерватизмом и музыкальным качеством, но, без обид, сенсацией эта «Дама» в декорациях и костюмах, имитирующих Петербург XVIII века, не стала. В отличие от «Дон Жуана», завершившего моцартианскую трилогию Теодора Курентзиса в Пермской опере. «Идем скорее, идем, идем скорей вдвоем, нас ждет с тобой любовь» — адресованный румяной пейзанке Церлине спич влюбчивого развратника подходит и новой постановке: о стремительной интерпретации Моцарта Курентзисом, дирижером с задатками рок-идола, ходят легенды. Все, кто слышал, не в Перми, так во время концертного исполнения в Петербурге, говорят взахлеб и восторженно. Ажиотаж вокруг московских гастролей предсказуемо велик — и именно поэтому бойцовский «Дон Жуан» открывает совместный проект фестиваля и компании CoolConnections «”Золотая маска” в кино»: прямую трансляцию спектакля в кинотеатрах увидят 38 городов (два других театральных хита в кино — балет Джона Ноймайера «Татьяна», поставленный в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, и «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски в «Мастерской Петра Фоменко»).
2. «Оранго. Условно убитый» Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского 23 февраля
Курентзис номинирован и за дилогию на музыку Дмитрия Шостаковича: первая часть — неоконченная сатирическая опера «Оранго», посвященная натуральному хомо советикусу, гибриду человека и обезьяны, вторая — балет «Условно убитый», пластическим материалом для которого стали учения по противохимической обороне. Русский авангард и советский сюр, гомерическое ретро, чьи воинственные мотивы подозрительно похожи на современность.
3. «Пьяные» БДТ им. Г. А. Товстоногова 29 февраля