Татьяна Кузнецова: 50 оттенков страсти. «Танцы о любви» в Театре эстрады
Казалось бы, какое дело «Снобу» до балетного вечера с таким простодушным названием? На самом деле это редчайший случай увидеть звезд Мариинского театра не на официозных гастролях, а в самостоятельном проекте. Странное место действия и лирический заголовок объясняются тем, что организовали вечер продюсеры-дебютанты, преуспевшие в иных сферах: Екатерина Барер, известная по работе с художниками AES+F, и Александр Сергеев, солист Мариинки и лучший исполнитель ее современного репертуара. Программа «Танцев о любви» действительно состоит из любовных дуэтов, причем (к счастью для жаждущих новизны и к разочарованию консерваторов) сочиненных не кумирами петербургских академиков — Мариусом Петипа и Джорджем Баланчиным. Этот вечер — антология любовной лирики ХХ и XXI столетий, составленная новым поколением питерских артистов. Почтение к истории — отличительная черта всех культурных петербуржцев. А посему в программу включены дуэты советских классиков из спектаклей, поставленных ими в Кировском (нынешнем Мариинском) театре в грозовые сталинские времена. Сцена у балкона из главного драмбалета всех времен и народов — «Ромео и Джульетты» Лавровского и прощание Фригии со Спартаком из «Спартака» Леонида Якобсона (беспуантного, стилизованного под античные барельефы, монументального, как Колизей) — какая балетная любовь обойдется без этих «священных монстров», окутанных шлейфом легенд об их великих исполнителях? Еще один урожденный ленинградец — Дмитрий Брянцев, хореограф эпохи позднего застоя — представлен своим знаменитым «Романсом» на музыку Свиридова. Завершит любовный вечер самый долгий и эротичный в балетной истории «Поцелуй» — заключительный дуэт из идущего в Мариинском театре спектакля «Парк» хореографа Анжелена Прельжокажа. Уверяют, что слившихся в поцелуе Александра Сергеева и Викторию Терешкину сам хореограф считает лучшими среди всех российских исполнителей своего балета.
А между этими испытанными хитами зрителей ждут сплошные сюрпризы, неизбежные и желанные в День святого Валентина. Во-первых, впервые в России покажут хореографию маститого и плодовитого американца Лара Любовича — и сразу шекспировского размаха. Мы не знаем, какую стадию отношений Отелло и Дездемоны представят нам Александр Сергеев и Светлана Иванова на музыку Эллиота Голденталя. Но это не имеет никакого значения: у пылкого мавра и нежной венецианки времени для банальностей просто не было — и чрезвычайно любопытно, какой увидел их любовь американец, переквалифицировавшийся из художников в хореографы, учившийся сначала в академической нью-йоркской Джульярдской школе, а потом у самой Марты Грэм.
Но, возможно, еще увлекательнее узнать, что думают про любовь наши соотечественники — в программе значатся неведомые Москве постановки двух самых популярных российских «современников», то есть авторов, избравших не классический путь развития. Младший из них, хореограф Владимир Варнава, к своим 27 годам уже сделал солидную карьеру: у него две «Золотые маски», с десяток осуществленных проектов и спектаклей в разных театрах, ему заказывают постановки звездные клиенты вроде Светланы Захаровой и Ивана Васильева, а этим летом грядет иностранная премьера — в Балете Монте-Карло. Востребованность Варнавы объясняется просто: юный автор имеет яркую, ни на кого не похожую индивидуальность — и как великолепный гротесковый танцовщик, и как постановщик, прошедший университеты не только академических театров, но и экспериментальные лабораторные опыты «ахейцев». К сентиментальности он вообще-то не склонен, а потому его «балет в одном действии» Keep Calm на музыку Йоганна Штрауса и Антона Аренского в исполнении Златы Ялинич и Максима Зюзина грозит остаться единственным юмористическим поворотом на прямой трассе любовного вечера. Не исключено, что шутить будут на пуантах и вполне классическим языком — Владимир Варнава не ограничивает себя в средствах выражения.
В отличие от Раду Поклитару, от которого танца на пальцах уж точно не дождешься, равно как и всяких арабесков: программное неизящество хореографии — его кредо. Молдаванин разве что по крови, Раду Поклитару, окончивший пермскую школу и учившийся на хореографа в Минске, стал известен Москве в 2001 году, взяв первый приз на Международном конкурсе артистов балета. Всероссийскую и даже мировую известность он приобрел два года спустя, когда в содружестве с британским режиссером Декланом Доннелланом поставил в Большом театре современную версию балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» — отечественные критики ее подняли на щит, а лондонские — разругали в пух и прах. Потом был скандал в Риге, где Раду Поклитару поставил еще один балет Прокофьева — «Золушку», отправив героиню трудиться горничной в борделе. Возмущенные наследники композитора наложили вето на спектакль, в ответ хореограф просто переложил уже поставленные танцы на другую музыку. В прошлом году в Большом поставили его «Гамлета» на музыку Шостаковича и в режиссуре все того же Деклана Доннеллана. В Театре эстрады петербуржцы покажут еще один «литературный» спектакль Раду Поклитару, московскую премьеру — танцевальную версию пьесы американца Гибсона «Двое на качелях» на музыку Баха и Варгас, дисгармоничную историю любви далеко не юных и очень разных людей: интеллигентного адвоката из Небраски и богемной жительницы Нью-Йорка, развлекающейся танцами. Любопытно, что на эту женскую роль, блистательно сыгранную Ширли Маклейн в фильме 1962 года, так и тянет балерин: главная петербургская невозвращенка Наталья Макарова некогда сыграла ее в драматическом спектакле и даже показала его в Москве. У Раду Поклитару роль Гитель исполняет свежеиспеченная петербургская прима Кристина Шапран, знакомая телезрителям по проекту «Большой балет», а ее возлюбленного Джерри сыграет-станцует Игорь Колб, премьер Мариинки, многоопытный танцовщик и незаурядный актер.
Что касается остальных участников «Танцев о любви», то среди них половина — титулованные прима-балерины, то есть артистки, находящиеся на вершине театральной иерархии. Это и Евгения Образцова из Большого театра, и Виктория Терешкина, признанная звезда Мариинской сцены. И Юрий Смекалов, некогда премьер Балета Бориса Эйфмана, перешедший в Мариинский театр и бодро делающий карьеру хореографа (в Большом идет его детский «Мойдодыр»). На вечере он в паре с Евгенией Образцовой покажет собственное «Расставание» на музыку Джона Пауэлла. Со Златой Ялинич москвичам только предстоит познакомиться, а Максим Зюзин, солист-универсал, давно известен по московским выступлениям петербургской труппы. Что касается героя вечера — продюсера Александра Сергеева, то если в новом качестве он окажется столь же талантлив, как в своей основной профессии, то стоит предвкушать появление и других занятных балетных проектов.
Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ», специально для «Сноба»